355266 работ
представлено на сайте

Курсовая Взаимодействие норм права и нравственности, номер: 300715

Номер: 300715
Количество страниц: 27
Автор: marvel6
650 руб.
Купить эту работу
Не подошла
данная работа?
Вы можете заказать учебную работу
на любую интересующую вас тему
Заказать новую работу
essay cover Взаимодействие норм права и нравственности , "Оглавление
Введение 9
Глава 1. Понятие и единство норм права и нравственности 11
1.1.Понятие норм права и нравственност...

Автор:

Дата публикации:

Взаимодействие норм права и нравственности
logo
"Оглавление
Введение 9
Глава 1. Понятие и единство норм права и нравственности 11
1.1.Понятие норм права и нравственност...
logo
144010, Россия, Московская, Электросталь, ул.Ялагина, д. 15А
Телефон: +7 (926) 348-33-99

StudentEssay

buy КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ.
  • Содержание:
    "Оглавление
    Введение 9
    Глава 1. Понятие и единство норм права и нравственности 11
    1.1.Понятие норм права и нравственности 11
    Юристы в связи с осуществляемой ими деятельностью изучают только правовые нормы. Однако, для того, чтобы всесторонне оценить поведение субъектов правоотношений и правильно разрешить возникший между ними спор, необходимо принимать во внимание также этические критерии, так как основу права заложена нравственность. 11
    Нравственность представляет собой сформировавшуюся в обществе систему социальных ценностей, устоев (представлений о добре и зле, честном и бесчестном, справедливом и несправедливом), определяемая уровнем экономического и социального развития общества. 11
    Впервые противопоставил нормы права и нравственности в начале XVIII столетия Томазий, под правовыми нормами он подразумевал нормы сугубо отрицательного характера, которые устанавливают запреты на совершение определенных действий, а также совокупность обязанностей по отношению к другим людям. 11
    Основным принципом действия правовых норм Томазий считал следующее правило: не совершай в отношении других людей того, чего не желаешь, чтобы они совершали по отношению к тебе. 11
    В свою очередь, нравственность Томазий характеризовал в качестве совокупности правил, устанавливающих обязанности по отношению к себе самому. Правовые нормы и нравственность, согласно взглядам Томазия, различаются по своему содержанию и способам осуществления. 11
    Нравственные устои воспринимаются в форме совета предыдущих поколений и касаются лично человека, а юридические обязанности и предписания относятся к неопределенному кругу лиц и устанавливают веление, за несоблюдение которого в обязательном порядке последует наказание. 11
    Государственная власть наделена возможностью принуждения, поэтому основной задачей государства является забота о соблюдении юридических обязанностей, а в сферу нравственности государство вмешиваться не должно. 12
    Последующие мыслители (например, Фихте, Кант) продолжили развивать характеристику понятий нравственности и правовых норм, предложенную Томазием. 12
    По мнению Канта в основе права заложено положение о том, что основным началом права, из которого вытекают все правовые нормы, является веление каждому человеку поступать таким образом, чтобы его свобода не противоречила свободе остальных граждан. В связи с этим, юридические нормы отражают только внешнюю сторону человеческой деятельности, их соблюдение основывается на принуждении. 12
    Фихте, в свою очередь, под правом понимал сугубо механический порядок совместного существования людей, а также совокупность внешних условий для такого существования. 12
    Именно противопоставление права и нравственности явилось основой лозунгов в борьбе за свободу совести и личную свободу во многих зарубежных странах. 12
    Религиозное вмешательство в личную жизнь людей на определенных этапах исторического развития служило основанием для смешения нравственности и права, при котором законодательство, направленное на установление юридических норм, распространялось также на вопросы совести, чести и достоинства человека. 12
    Отделение права от нравственности наоборот приводило к тому, что признание получили следующие взгляды: право должно регулировать внешнюю свободу людей, не обращая внимание на то, согласуется ли их внешняя деятельность с нравственными принципами и нормами. 12
    В действительности нормы права никогда могут быть полностью обособлены от нравственных положений. Общение людей не является результатом действия из воли, а обусловлено условиями взаимного существования. 13
    Поэтому разграничение интересов одного субъекта с интересами других требует не только их непересечения в соответствии с нравственными нормами, но также и правового обеспечения возможности совместного существования. 13
    Норма права в своих формулировках не только отражает внешнюю сторону человеческой деятельности, но также принимает во внимание внутренние стимулы людей при совершении определенных поступков. 13
    В настоящее время для возникновения договорных обязательств необходимо наличие действительного соглашения и совпадения воли субъектов, вместе с тем, такого соглашения достаточно и не требуется соблюдения особой внешней формы. 13
    Однако, например, правовой характер преступного деяния устанавливается не только внешними причинами, которые его вызвали, но также и внутренним отношением виновного к содеянному, намерениями, которые были заложены в основу преступления. 13
    С другой стороны, нравственность требует не только положительных намерений по отношению друг к другу, но также и определенного взаимодействия в обществе, которое находится в рамках правового регулирования. 13
    Нравственное отношение к ближнему является основой христианства и многих современных этических теорий. Однако, с существующие в настоящее время теории и учения при объяснении взаимоотношений людей учитывают не их индивидуальные особенности, а факт общественного взаимодействия. 13
    Постепенно в трудах ученых происходит переход к тому, что нормы права признаются находящимися в зависимости от нравственности, а в качестве цели правовых норм считается осуществление нравственных идеалов. 14
    По мнению Гегеля, нравственность представляет собой одним из моментов развития свободы. Право и нравственность, в соответствии с представлениями Гегеля, являются всего лишь различными гранями того, что осуществляется в нравственности. 14
    Понимание нравственности Гегеля является своеобразным, под нравственностью Гегель понимал общественный порядок, семейные связи и ценности, гражданское общество и государство. 14
    Соотношение же права и нравственности по мнению Гегеля представляет собой прямую противоположность, так как у права отсутствует само по себе некоторое содержание, право является только мерой свободы. В свою очередь, нравственность определяет не возможное, а должное, тем самым определяя содержание правовых норм. 14
    Таким образом, понятия правовых норм и нравственности противопоставлены друг другу, как возможное и должное. 14
    Большую степень подчинения права нравственности высказывали представители органической школы права. Так, например, по мнению Аренса, главным мотивом человеческой деятельности является стремление воплотить человеческий идеал, который представляет собой высшее благо для человечества. 14
    Так как человек есть, прежде всего, самостоятельное, отдельное существо, то цели его вытекают, прежде всего, из потребностей индивидуальной жизни: сохранение жизни, здоровья, репутации. 15
    Вместе с этим, человек также является и существом общественным с присущими ему общественными потребностями: религией, наукой, искусством. 15
    Таким образом, можно выделить две группы благ, составляющих цели человеческой деятельности. Обе эти группы благ Аренс называет материальными благами. Но рядом с ними существуют еще блага формальные, которые не представляют собою особенных человеческих интересов, а только определенное соотношение между различными элементами человеческой жизни. 15
    Таковыми являются нравственность и нормы права. Нравственность регулирует мотивы и цели человеческой деятельности, а нормы права есть определение зависящих от человеческой воли условий осуществления указываемых нравственностью целей. 15
    Подобные же взгляды весьма распространены и между современными представителями положительного направления: известный государствовед Еллинек определяет соотношение нормы права и нравственности следующим образом: право представляет собой совокупность тех нравственных требований, соблюдение которых на данной стадии общественного развития является безусловно необходимым. 15
    Нормы права, следовательно, с такой точки зрения есть только часть нравственности, та именно часть, которая составляет необходимое условие данного общественного порядка. Все, что в нравственных требованиях содержится сверх этого необходимого минимума, составляет нравственность в отличие от права. Соблюдение таких нравственных требований только желательно, а не необходимо. 15
    В несколько видоизмененной и более точной форме данную позицию поддерживает и Валлашек. Нормы права и нравственность должны бы были, по его словам, относиться друг к другу собственно как форма и содержание. 16
    Нравственность указывает идеал человеческой деятельности; право есть попытка его действительного осуществления. Следовало бы, чтобы вся нравственность облекалась в форму права и чтобы все право пополнялось нравственным содержанием. Но так как нравственные правила лишены пока объективной доказательности, то, в виду спорности нравственных правил, люди должны довольствоваться осуществлением в форме права лишь того, что безусловно необходимо для существования обществ. Поэтому, право есть не самый этический минимум, а только его осуществление. 16
    Подобного рода подчинение норм права нравственности, как средства цели, как формы содержанию, является такой же крайностью, как и полное обособление правовых и нравственных норм. 16
    В заключение рассмотрения данного вопроса курсовой работы, необходимо сделать следующий вывод. 16
    Правовые нормы нельзя признавать только осуществлением нравственности, так как не все содержание права исходит из нравственных начал. Многие правовые нормы с точки зрения нравственности являются абсолютно безразличными (например, установление сроков, требований по обязательному числу свидетелей). 16
    Так как нравственные убеждения у различных субъектов являются разными, то содержание правовых норм не может заключаться только в осуществлении нравственного идеала, право должно также сформировать правила поведения на тот случай, когда нравственные идеалы различных субъектов сталкиваются между собой в реальной жизни. 17
    1.2.Взаимодействие и единство норм права и нравственности 17
    Соотношение права и нравственности выражается, в первую очередь, через их взаимодействие и единство. 17
    Взаимодействие нравственности с существующими обществе правовыми нормами заключается в следующих аспектах: 17
    -те действия членов общества, которые поощряются правовыми нормами, одновременно одобряются и с точки зрения нравственности, 17
    -и нормы права, и нравственные начала упорядочивают общественные отношения, положительно воздействуют на личность, способствуют формированию у населения высоких гражданских качеств, 17
    -нравственные и правовые нормы формируют у населения необходимый уровень правовой культуры и правосознания, 17
    -правовые нормы должны выступать в качестве внешнего выражения нравственных начал, закреплять и защищать нравственные устои каждого общества, 17
    -сила действующего законодательства возрастает в том случае, если правовые нормы опираются не только на возможность государственного принуждения, но и на нравственность. 17
    Единство права и нравственности состоит в следующем: 17
    -право и нравственность представляют собой социальные нормы, 18
    -действие правовых и нравственных норм направлено на регулирование и упорядочивание общественных отношений, 18
    -правовые нормы и нравственные устои имеют одинаковые объекты регулирования – общественные отношения, 18
    - право и нравственность одновременно представляют собой такие нормативные регуляторы, которые устанавливают границы возможного поведения членов общества, 18
    -право и нравственность представляют собой надстройку над той экономической базой, которая сформировалась в каждом конкретном обществе, 18
    -правовые нормы и нравственные устои представляют собой показатели социального и культурного прогресса, достигнутого каждым обществом. 18
    В заключение рассмотрения настоящего вопроса курсовой работы необходимо сделать следующий вывод. 18
    При всей общности и единстве правовых и нравственных норм, в повседневной жизни всегда будут иметь место случаи и поступки, которые буду разрешены с точки зрения права, и запрещены с точки зрения нравственных устоев общества. 18
    Глава 2. Отличия и противодействие норм права и нравственности 19
    2.1.Отличия права и нравственности 19
    Основные отличия правовых норм и нравственных предписаний выделяются в зависимости от следующих оснований: 19
    1) В зависимости от способов их установления. В отличие от правовых норм, нормы нравственности не устанавливаются государством и не являются результатом какой-либо целенаправленной деятельности, а возникают и развиваются естественным образом. Нравственности присущ неофициальный, негосударственный характер. 19
    2) В зависимости от метода обеспечения. Правовые нормы создаются, обеспечиваются и охраняются со стороны государства с помощью аппарата принуждения. В свою очередь, нравственные начала обеспечиваются только силой общественного мнения, нарушение нравственных устоев не влечет за собой мер государственного воздействия. 19
    3) В зависимости от формы выражения и фиксации. Нормы права находят свое закрепление в специальных правовых актах государства, структурируются по правовым отраслям и институтам, а нравственные нормы не имеют четких форм своего закрепления, не систематизируются, не подвергаются обработке, а существуют только в сознании участников общественных отношений. 19
    В отличие от права, как логически завершенной, структурированной системы, нравственность является несистематизированным образованием, отличающимся высокой степенью свободы. 19
    4) В зависимости от характера и способа влияния на сознание и поведение людей. 19
    По сравнению с нравственными принципами и устоями, правовые нормы содержат в себе подробное описание разрешенного или запрещенного поведения, точно указывают на варианты действия в каждой конкретной ситуации. 19
    Кроме того, правовые нормы заблаговременно предусматривают меры ответственности за нарушение правовых предписаний. В свою очередь, нравственные нормы не имеют подробной детализации действий субъектов и заблаговременно не устанавливают мер ответственности за нарушение установленных предписаний. 20
    5) В зависимости от порядка и характера ответственности за их нарушение. 20
    В результате нарушения правовых норм последует реакция со стороны государства в виде возложения мер юридической ответственности в строго предусмотренном процессуальном порядке. За нарушение нравственных норм нарушитель будет подвергнут только нравственному осуждению и порицанию, к нему будут применяться меры сугубо общественного воздействия. 20
    6) В зависимости от уровня требований, который предъявляется правовыми и нравственными нормами к деятельности людей. Нравственность предъявляет наиболее повышенные требования к личности, чем правовая норма, несмотря на то, что на законодательном уровне за некоторые противоправные действия предусмотрены очень суровые санкции. 20
    7) В зависимости от сферы действия. Сфера действия нравственных норм значительно шире, чем у правовых норм. 20
    Право регулирует только самые важные общественные отношения, а под воздействием нравственных принципов находятся все остальные проявления существования общества и государства. 20
    8) В зависимости от длительности исторического процесса формирования и развития. 20
    Нравственность существовала в обществе всегда, тогда, как правовые нормы появились только на определенном этапе развития общества. 21
    В заключение рассмотрения основных отличий нравственности и правовых норм, необходимо сделать вывод о том, что нравственность представляет собой одну из форм общественного сознания, каковой нельзя назвать правовые нормы. 21
    2.2. Противоречия между правом и нравственностью 21
    Помимо отличительных черт, присущих правовым и нравственным нормам, между ними существуют и определенные противоречия. Главными причинами противоречий являются разные методы регулирования, разные подходы и критерии при оценке поведения субъектов. 21
    Противоречия между правовыми и нравственными нормами также вызваны противоречивостью самой жизни, разнообразием существующих общественных отношений, различным уровнем нравственного и правового сознания людей. 21
    Право отличается большей консервативностью, так как с неизбежностью отстает от общественного развития и содержит в себе множество коллизий и противоречий. 21
    Нравственность, по сравнению с правовыми нормами, отличается динамичностью и подвижностью, так как активнее реагирует на изменения общественных отношений. Кроме того, нередкими являются случаи, когда законом разрешены определенные действия, которые находятся под запретом нравственности. 21
    2.3. Нравственные принципы и нормы в материальном праве 22
    Заключение 26
    Взаимодействие права и нравственности являлось предметом изучения ученых всех времен. 26
    В настоящее время сформировались следующие определения понятий норм права и нравственности. 26
    Норма права является обобщенным правилом, сосредоточившим в себе все богатство социального опыта общества и государства, выработанной моделью построения общественных взаимоотношений. 26
    Нравственность представляет собой сформировавшуюся в обществе систему социальных ценностей, устоев (представлений о добре и зле, честном и бесчестном, справедливом и несправедливом), определяемая уровнем экономического и социального развития общества. 26
    В целом, взаимодействие норм права и нравственности состоит в следующем: 26
    -действия субъектов, которые являются дозволительными с точки зрения права, также поощряются и нравственностью, 26
    -и правовые нормы, и нравственные устои определенным образом упорядочивают общественные отношения, оказывают положительно воздействие на личность и способствуют воспитанию у нее высоких гражданских качеств, 26
    -как правовые нормы, так и нравственные принципы формируют у граждан необходимый уровень правовой и нравственной культуры, а также формируют правосознание, 26
    -сила и влияние правовых норм увеличиваются в том случае, если они основаны не только на возможности государственно-властного принуждения, но и на нравственных началах. 26
    Список использованных источников 27


    Список использованных источников

    1. Апресян Р.Г. Нравственность // Новая философская энциклопедия. - М.: Мысль, 2017. - 520 с.
    2. Алексеев С.С. Государство и право: Учебное пособие для вузов - М.: Проспект 2017. - 480 с.
    3. Бабаев В. К. Теория государства и права: Учебник. / В.К. Бабаев. - М.: Юрист, 2016. – 592 с.
    4. Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник, Серия: «Высшее юридическое образование» Изд. 10-е, стереотип. М.: Омега-Л, 2016 - 608 с.
    5. Вишневский А.Ф. Общая теория государства и права: Учебник для юридических вузов/Под ред. А.Ф. Вишневского. - «Амалфея», 2017. - 560 с.
    6. Вопленко Н.Н., Давыдова М.Л., Шанин А.А. Теория государства и права: Учебно-методическое пособие. - Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2016 - 489 с.
    7. Лазарев В.В., Липень С.В. Теория государства и права: Издание 4-е, переработанное и доп. Серия: «Бакалавр» М.: Юрайт, 2015. -640 с.
    8. Малько А.В., Теория государства: учебник / А.А. Гогин, Д.А. Липнинский, А.В. Малько. - Москва: изд-во «Проспект», 2015. – 328 с.
    9. Марченко М.Н. Теория государства и права в вопросах и ответах: учебное пособие. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва: Проспект, 2016. -240 с.
    10. Морозова Л.А. Теория государства и права: Учебник. М., 2017. – 340 с.
    "
logo

Другие работы