355266 работ
представлено на сайте
Воспитание нравственной культуры у детей старшего дошкольного возраста средствами фольклора

Курсовая Воспитание нравственной культуры у детей старшего дошкольного возраста средствами фольклора, номер: 67548

Номер: 67548
Количество страниц: 49
Автор: proffi61111
910 руб.
Купить эту работу
Не подошла
данная работа?
Вы можете заказать учебную работу
на любую интересующую вас тему
Заказать новую работу
essay cover Воспитание нравственной культуры у детей старшего дошкольного возраста средствами фольклора , Введение 3
Глава 1. Теоретические подходы к процессу воспитания нравственной культуры у детей старшего дошкольного возраста 8
1.1...

Автор:

Дата публикации:

Воспитание нравственной культуры у детей старшего дошкольного возраста средствами фольклора
logo
Введение 3
Глава 1. Теоретические подходы к процессу воспитания нравственной культуры у детей старшего дошкольного возраста 8
1.1...
logo
144010, Россия, Московская, Электросталь, ул.Ялагина, д. 15А
Телефон: +7 (926) 348-33-99

StudentEssay

buy КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ.
  • Содержание:
    Введение 3
    Глава 1. Теоретические подходы к процессу воспитания нравственной культуры у детей старшего дошкольного возраста 8
    1.1. Ретроспективный анализ проблемы изучения нравственного воспитания старших дошкольников 8
    1.2. Особенности воспитания нравственной культуры у детей старшего дошкольного возраста 14
    1.3. Формирование нравственной культуры у детей старшего дошкольного возраста средствами фольклора 19
    Выводы по первой главе 23
    Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по воспитанию нравственной культуры у детей старшего дошкольного возраста 24
    2.1. Определение уровня развития нравственной культуры у детей старшего дошкольного возраста 24
    2.2. Реализация форм методической работы по развитию нравственной культуры 31
    2.3. Анализ и интерпретация результатов исследования 39
    Выводы по второй главе 41
    Заключение 43
    Список используемой литературы 45
    Приложение 48

    Введение

    В современной России, переживающей кризисные явления в политической, экономической и общественной областях жизни, а также среди значительной части воспитанников дошкольных учреждений обостряются межличностные конфликты, проявляются бездуховность, жестокость, отсутствие доброты, человечности, чуткости в отношениях, наблюдается асоциальное поведение, связанное с недостаточным развитием нравственной культуры. На протяжении многих лет наблюдалось отчуждение человека от подлинной культуры, национальных корней, традиции и ценностей. В связи с этим обострился кризис общественного сознания, выражающийся в усилении криминогенности общества, росте преступности, в том числе и детской.
    Ослабление внимания государства к вопросам нравственного воспитания приводит к изменению психологии детей. Социологические исследования подтверждают ориентацию большинства детей на материальные блага, не на духовные ценности. Источник возникновения этих тенденций следует искать не только в специфике социально-экономического устройства, но и в недостатках нравственного воспитания учащихся, в слабом формировании ценностных ориентаций в образовательном процессе.
    В настоящее время происходит изменение образовательных парадигм, что отражено в нормативных документах: Закон РФ «Об образовании», ст. 18; Конституция РФ ст. 55 п. 3; Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ ст. 5 п.1; Конвенция о правах ребёнка. В «Программе развития воспитания» подчёркивается, что в современных концепциях и программах воспитания должны быть «выделены ценности активной социокультурной жизни, личного и национального достоинства, общекультурной и профессиональной компетентности, культуры гражданства, семьи, ответственности перед собой и другими».
    В большинстве ДОУ нашего государства воспитательная работа организована не на должном уровне. Часто отсутствует система в организации и управлении воспитательной деятельностью, воспитательные цели и задачи не учитывают интересов дошкольников, а основой их поведения не всегда являются духовные ценности. В формировании нового человека исключительно велико значение нравственного воспитания. Вся воспитательная работа должна строиться на основе неразрывного единства знаний, убеждения и действия, слова и дела.
    Успешное решение этой задачи требует особого внимания воспитателя к вопросу развития этических знаний дошкольников с самых первых дней жизни в ДОУ. Именно в ДОУ ребёнок получает основы систематических знаний, здесь формируются и развиваются особенности его характера, воли и нравственного облика.
    Если в воспитании детей данного возрастного периода упущено что-то существенное, то эти проблемы, даже если они не замечены в дошкольном возрасте, обязательно скажутся в подростковом возрасте. В этом случае придётся иметь дело с процессом не только воспитания, но и перевоспитания, что значительно сложнее. Причины и источники многих успехов и неудач в воспитании детей дошкольного возраста надо искать в реальном процессе воспитания ДОУ.
    Суть работы нравственного воспитания – формирование эмоционального стержня, способного выдержать политические, экономические, социальные и любые другие изменения в стране и не сломиться. В Законе «Об образовании» указано: родители являются первыми педагогами, которые обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка.
    Позднее к влиянию семьи добавляется целенаправленное воздействие детского сада, и разностороннее развитие дошкольника продолжается уже в триаде семья – педагог – ребёнок. Но если каждый педагог имеет специальную подготовку, а значит, элементарные методические ориентиры, то далеко не каждый родитель в полной мере осознаёт актуальность обсуждаемой проблемы и вряд ли знаком с методами и средствами её решения. Поэтому первостепенное значение приобретает эффективное руководство в налаживании целенаправленного взаимодействия между субъектами воспитательно-образовательного процесса.
    В научном обосновании обновления содержания образования положена современная идея развивающего обучения, как носителя определённых умений навыков, субъекта игровой деятельности, автора собственного видения мира, способного вступить в диалог с элементами разных культур в соответствии со своими индивидуально-возрастными особенностями.
    Исследуемая нами проблема нашла отражение в фундаментальных работах А.М.Архангельского, Н.М. Болдырева, Н.К.Крупской, А.С.Макаренко, И.Ф.Харламова и др., в которых выявляется сущность основных понятий теории нравственного воспитания, указываются способы дальнейшего развития принципов, содержания, форм, методов нравственного воспитания. В основе нравственного воспитания - идеи народности (К. Д. Ушинский и Л.Н. Толстой) и гражданственности (Н. К. Крупская); идеи сочетания патриотизма, интернационализма и планетарности (В. И. Вернадский, Д.С. Лихачёв, Б.Т. Лихачёв).
    Одной из задач в формировании личности старшего дошкольника является обогащение его нравственными представлениями и понятиями. Степень овладения ими у детей различна, что связано с общим развитием ребёнка, его жизненным опытом. В этом плане велика роль устного народного творчества. Действительно, знакомясь с фольклором, ребёнок знакомится с окружающей жизнью, природой, трудом людей, их радостями, а порой и неудачами. Устное народное творчество воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки ребёнка. Слово может окрылить ребёнка, вызвать желание стать лучше, сделать что-то хорошее, помогает осознать человеческие взаимоотношения, познакомиться с нормами поведения. Формированию нравственных представлений и нравственного опыта способствует сообщение детям знаний о моральных качествах человека (доброте, доброжелательности, отзывчивости, справедливости и др.).
    Анализ современных представлений детей дошкольного возраста показывает, что у детей 5-6 лет имеются представления об основных категориях – о добре и зле, о хорошем и плохом. Несмотря на сравнительно большой поток информации, нравственные знания дошкольников являются качественными, но несистематизированными, неустойчивыми. Многие моральные понятия, духовные ценности, которыми дети оперируют с ранних лет, неправильно или неточно понимаются даже в старшем возрасте.
    Таким образом, актуальность исследования обусловлена:
     нравственным кризисом в современном обществе, связанным с отсутствием целеполагающих приоритетов развития личности;
     необходимостью воспитания личности, включённой в национальную и мировую культуру (ст. 14 закона РФ « Об образовании»);
     недостатком внимания педагогов к проблеме приобщения старших дошкольников к духовным ценностям в современных условиях;
     сензитивностью старшего дошкольного возраста к освоению нравственных ценностей;
     возможностью воспитания нравственной культуры посредством фольклора
    Цель исследования – обосновать и экспериментально апробировать систему заданий и упражнений, направленных на формирование у старших дошкольников нравственной культуры средствами фольклора.
    Объект исследования – процесс воспитания нравственной культуры средствами фольклора.
    Предмет исследования – педагогические условия формирования нравственной культуры средствами фольклора.
    Гипотеза - воспитание нравственной культуры у детей старшего дошкольного возраста средствами фольклора будет успешно в условиях ДОУ, если:
     в работе педагоги будут применять задания, направленные на формирование нравственной культуры у детей старшего дошкольного возраста;
     в педагогической деятельности с детьми старшего дошкольного возраста будут использоваться упражнения, способствующие эффективному воспитанию положительного отношения к малым формам фольклора;
     повышение педагогической грамотности родителей в вопросах нравственной культуры детей.
    Для реализации цели исследования были поставлены следующие задачи:
    1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблемам нравственного воспитания старших дошкольников.
    2. Разработать систему заданий и упражнений, направленной на формирование у детей старшего дошкольного возраста нравственной культуры.
    3. Экспериментально проверить эффективность разработанной системы.
    Методы исследования: теоретические: изучение и анализ психолого-педагогической литературы, периодических изданий по исследуемой проблеме; эмпирические: анкетирование, тестирование, наблюдение; эксперимент.
logo

Другие работы