Номер: 67548
Количество страниц: 49
Автор: proffi61111
Курсовая Воспитание нравственной культуры у детей старшего дошкольного возраста средствами фольклора, номер: 67548
910 руб.
Купить эту работу
Не подошла
данная работа? Вы можете заказать учебную работу
на любую интересующую вас тему
Заказать новую работу
данная работа? Вы можете заказать учебную работу
на любую интересующую вас тему
- Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические подходы к процессу воспитания нравственной культуры у детей старшего дошкольного возраста 8
1.1. Ретроспективный анализ проблемы изучения нравственного воспитания старших дошкольников 8
1.2. Особенности воспитания нравственной культуры у детей старшего дошкольного возраста 14
1.3. Формирование нравственной культуры у детей старшего дошкольного возраста средствами фольклора 19
Выводы по первой главе 23
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по воспитанию нравственной культуры у детей старшего дошкольного возраста 24
2.1. Определение уровня развития нравственной культуры у детей старшего дошкольного возраста 24
2.2. Реализация форм методической работы по развитию нравственной культуры 31
2.3. Анализ и интерпретация результатов исследования 39
Выводы по второй главе 41
Заключение 43
Список используемой литературы 45
Приложение 48
Введение
В современной России, переживающей кризисные явления в политической, экономической и общественной областях жизни, а также среди значительной части воспитанников дошкольных учреждений обостряются межличностные конфликты, проявляются бездуховность, жестокость, отсутствие доброты, человечности, чуткости в отношениях, наблюдается асоциальное поведение, связанное с недостаточным развитием нравственной культуры. На протяжении многих лет наблюдалось отчуждение человека от подлинной культуры, национальных корней, традиции и ценностей. В связи с этим обострился кризис общественного сознания, выражающийся в усилении криминогенности общества, росте преступности, в том числе и детской.
Ослабление внимания государства к вопросам нравственного воспитания приводит к изменению психологии детей. Социологические исследования подтверждают ориентацию большинства детей на материальные блага, не на духовные ценности. Источник возникновения этих тенденций следует искать не только в специфике социально-экономического устройства, но и в недостатках нравственного воспитания учащихся, в слабом формировании ценностных ориентаций в образовательном процессе.
В настоящее время происходит изменение образовательных парадигм, что отражено в нормативных документах: Закон РФ «Об образовании», ст. 18; Конституция РФ ст. 55 п. 3; Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ ст. 5 п.1; Конвенция о правах ребёнка. В «Программе развития воспитания» подчёркивается, что в современных концепциях и программах воспитания должны быть «выделены ценности активной социокультурной жизни, личного и национального достоинства, общекультурной и профессиональной компетентности, культуры гражданства, семьи, ответственности перед собой и другими».
В большинстве ДОУ нашего государства воспитательная работа организована не на должном уровне. Часто отсутствует система в организации и управлении воспитательной деятельностью, воспитательные цели и задачи не учитывают интересов дошкольников, а основой их поведения не всегда являются духовные ценности. В формировании нового человека исключительно велико значение нравственного воспитания. Вся воспитательная работа должна строиться на основе неразрывного единства знаний, убеждения и действия, слова и дела.
Успешное решение этой задачи требует особого внимания воспитателя к вопросу развития этических знаний дошкольников с самых первых дней жизни в ДОУ. Именно в ДОУ ребёнок получает основы систематических знаний, здесь формируются и развиваются особенности его характера, воли и нравственного облика.
Если в воспитании детей данного возрастного периода упущено что-то существенное, то эти проблемы, даже если они не замечены в дошкольном возрасте, обязательно скажутся в подростковом возрасте. В этом случае придётся иметь дело с процессом не только воспитания, но и перевоспитания, что значительно сложнее. Причины и источники многих успехов и неудач в воспитании детей дошкольного возраста надо искать в реальном процессе воспитания ДОУ.
Суть работы нравственного воспитания – формирование эмоционального стержня, способного выдержать политические, экономические, социальные и любые другие изменения в стране и не сломиться. В Законе «Об образовании» указано: родители являются первыми педагогами, которые обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка.
Позднее к влиянию семьи добавляется целенаправленное воздействие детского сада, и разностороннее развитие дошкольника продолжается уже в триаде семья – педагог – ребёнок. Но если каждый педагог имеет специальную подготовку, а значит, элементарные методические ориентиры, то далеко не каждый родитель в полной мере осознаёт актуальность обсуждаемой проблемы и вряд ли знаком с методами и средствами её решения. Поэтому первостепенное значение приобретает эффективное руководство в налаживании целенаправленного взаимодействия между субъектами воспитательно-образовательного процесса.
В научном обосновании обновления содержания образования положена современная идея развивающего обучения, как носителя определённых умений навыков, субъекта игровой деятельности, автора собственного видения мира, способного вступить в диалог с элементами разных культур в соответствии со своими индивидуально-возрастными особенностями.
Исследуемая нами проблема нашла отражение в фундаментальных работах А.М.Архангельского, Н.М. Болдырева, Н.К.Крупской, А.С.Макаренко, И.Ф.Харламова и др., в которых выявляется сущность основных понятий теории нравственного воспитания, указываются способы дальнейшего развития принципов, содержания, форм, методов нравственного воспитания. В основе нравственного воспитания - идеи народности (К. Д. Ушинский и Л.Н. Толстой) и гражданственности (Н. К. Крупская); идеи сочетания патриотизма, интернационализма и планетарности (В. И. Вернадский, Д.С. Лихачёв, Б.Т. Лихачёв).
Одной из задач в формировании личности старшего дошкольника является обогащение его нравственными представлениями и понятиями. Степень овладения ими у детей различна, что связано с общим развитием ребёнка, его жизненным опытом. В этом плане велика роль устного народного творчества. Действительно, знакомясь с фольклором, ребёнок знакомится с окружающей жизнью, природой, трудом людей, их радостями, а порой и неудачами. Устное народное творчество воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки ребёнка. Слово может окрылить ребёнка, вызвать желание стать лучше, сделать что-то хорошее, помогает осознать человеческие взаимоотношения, познакомиться с нормами поведения. Формированию нравственных представлений и нравственного опыта способствует сообщение детям знаний о моральных качествах человека (доброте, доброжелательности, отзывчивости, справедливости и др.).
Анализ современных представлений детей дошкольного возраста показывает, что у детей 5-6 лет имеются представления об основных категориях – о добре и зле, о хорошем и плохом. Несмотря на сравнительно большой поток информации, нравственные знания дошкольников являются качественными, но несистематизированными, неустойчивыми. Многие моральные понятия, духовные ценности, которыми дети оперируют с ранних лет, неправильно или неточно понимаются даже в старшем возрасте.
Таким образом, актуальность исследования обусловлена:
нравственным кризисом в современном обществе, связанным с отсутствием целеполагающих приоритетов развития личности;
необходимостью воспитания личности, включённой в национальную и мировую культуру (ст. 14 закона РФ « Об образовании»);
недостатком внимания педагогов к проблеме приобщения старших дошкольников к духовным ценностям в современных условиях;
сензитивностью старшего дошкольного возраста к освоению нравственных ценностей;
возможностью воспитания нравственной культуры посредством фольклора
Цель исследования – обосновать и экспериментально апробировать систему заданий и упражнений, направленных на формирование у старших дошкольников нравственной культуры средствами фольклора.
Объект исследования – процесс воспитания нравственной культуры средствами фольклора.
Предмет исследования – педагогические условия формирования нравственной культуры средствами фольклора.
Гипотеза - воспитание нравственной культуры у детей старшего дошкольного возраста средствами фольклора будет успешно в условиях ДОУ, если:
в работе педагоги будут применять задания, направленные на формирование нравственной культуры у детей старшего дошкольного возраста;
в педагогической деятельности с детьми старшего дошкольного возраста будут использоваться упражнения, способствующие эффективному воспитанию положительного отношения к малым формам фольклора;
повышение педагогической грамотности родителей в вопросах нравственной культуры детей.
Для реализации цели исследования были поставлены следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблемам нравственного воспитания старших дошкольников.
2. Разработать систему заданий и упражнений, направленной на формирование у детей старшего дошкольного возраста нравственной культуры.
3. Экспериментально проверить эффективность разработанной системы.
Методы исследования: теоретические: изучение и анализ психолого-педагогической литературы, периодических изданий по исследуемой проблеме; эмпирические: анкетирование, тестирование, наблюдение; эксперимент.
Другие работы
390 руб.
390 руб.