355266 работ
представлено на сайте
Влияние литературных жанров в устранении страхов, тревожности у заикающихся дошкольников

Диплом Влияние литературных жанров в устранении страхов, тревожности у заикающихся дошкольников, номер: 71506

Номер: 71506
Количество страниц: 129
Автор: proffi61111
3250 руб.
Купить эту работу
Не подошла
данная работа?
Вы можете заказать учебную работу
на любую интересующую вас тему
Заказать новую работу
essay cover Влияние литературных жанров в устранении страхов, тревожности у заикающихся дошкольников , Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения влияния
1.1. Особенности проявление детских страхов у детей дошколь...

Автор:

Дата публикации:

Влияние литературных жанров в устранении страхов, тревожности у заикающихся дошкольников
logo
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения влияния
1.1. Особенности проявление детских страхов у детей дошколь...
logo
144010, Россия, Московская, Электросталь, ул.Ялагина, д. 15А
Телефон: +7 (926) 348-33-99

StudentEssay

buy КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ.
  • Содержание:
    Введение 3
    Глава 1. Теоретические аспекты изучения влияния
    1.1. Особенности проявление детских страхов у детей дошкольного возраста 7
    1.2. Понятие и специфика детской тревожности 15
    1.3. Проблема заикания в дошкольном возрасте 24
    1.4. Проблема использования литературных произведений при коррекции страхов и тревожности у детей дошкольного возраста 33
    Глава 2. Практическое исследование влияния литературных жанров в устранении страхов, тревожности у заикающихся дошкольников
    2.1. Организация и методы исследования 45
    2.2. Результаты исследования констатирующего эксперимента 55
    2.3. Формирующий эксперимент 63
    2.4. Результаты контрольного эксперимента 67
    Заключение 75
    Литература 78
    Приложения 83

    Введение

    Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как узел, в котором сходятся различные линии психического развития мышление, воображение, память, эмоции. Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения к ценностям духовной культуры от поколения к поколению, а также необходимым условием воспитания и обучения.
    Дошкольный возраст это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сенситивный период развития.
    Однако в настоящее время довольно часто педагогами, воспитателями и логопедами отмечаются отклонения в развитии речи у дошкольников, которые в научной литературе получили название – заикание. В настоящее время не вызывает сомнения тот факт, что патология речевого развития в детском возрасте не может рассматриваться как изолированный, «локальный» дефект. Недоразвитие речи оказывает большое влияние на формирование всей психической деятельности ребенка. При диагнозе «заикание» происходят отрицательные изменения в развитии не только речи, но и эмоционально-волевой сферы. На фоне переживания осознания своей речевой несостоятельности могут возникать чувства беспокойства и неуверенности, тревожности и страха. Этот факт и предопределяет социальную актуальность данной работы.
    Проблема изучения тревожности и страхов в дошкольном возрасте в научной психологической литературе освящена достаточно подробно в работах В.И. Гарбузова, Л.Я. Гозмана, А.И. Захарова, К.Э. Изарда, Я.Л. Коломинского, М.З. Неймарка, Т.А. Немчина, З. Фрейда и др.
    В работах известных логопедов (Л.С. Волковой, Р.Е. Левиной, Т.Б. Филичевой, Н.А. Чевелевой, Г.В. Чиркиной, С.Н. Шаховского, Г.Р. Шашкиной, В.М. Шкловского и др.), занимающихся проблемами детского заикания, также указывается, что многие дети с недостатками речевого развития отличаются повышенной тревожностью и чувством переживания страха.
    Среди наиболее действенных методов коррекции тревожности и страхов в дошкольном детстве считается метод влияния литературных жанров или чтения книг, который получил название «библиотерапия», а конкретно метод чтения сказок (сказкотерапия). При применении данного метода в логопедии было введено понятие логопсихотерапии (Ю.Б. Некрасова), работы которой оказали влияние на последующее исследование данного вопроса. Однако большая часть исследований данной проблемы основывается на работе с младшими школьниками и подростками (А.А. Афрюткина, Н.Л. Карпова, И.В. Янченко и др.). Применительно же к дошкольному возрасту этот аспект освещается только в работе Н.В. Глуховой. Таким образом, научная актуальность данной работы определяется недостаточной исследованностью влияния литературных жанров в устранении эмоциональных нарушений (страхов и тревожности) у заикающихся дошкольников.
    Практическая актуальность работы обусловлена возможностью использования логопедами, психологами, педагогами и воспитателями апробированной на практике программы коррекции тревожности и страхов у заикающихся дошкольников.
    Исходя из вышеизложенного, мы можем сформулировать следующую проблему настоящего исследования.
    На современном этапе развития коррекционной психологии и логопедии констатируется, что у определенной части заикающихся детей дошкольного возраста наблюдается достаточно высокий уровень тревожности и переживания чувства страхов. Этот факт предопределяется целым рядом психологических (особенности психофизиологического развития ребенка в этот возрастной период) и медико-социальных (тяжесть речевого нарушения, условия воспитания в семье и социального окружения) факторов. В то же время, на сегодняшний день остается мало изученным вопрос влияния литературных жанров в устранении страхов, тревожности у заикающихся дошкольников.
    Цель исследования – изучение влияния литературных жанров в устранении страхов и тревожности у заикающихся дошкольников.
    Объект исследования – процесс коррекции страхов и тревожности у заикающихся дошкольников.
    Предмет исследования – влияние литературных жанров на процесс коррекции страхов и тревожности у заикающихся дошкольников.
    Гипотезы исследования:
    1. У заикающихся детей дошкольного возраста, в большей степени, чем у дошкольников с нормальным речевым развитием, наблюдается высокий уровень проявления тревожности и переживания страхов.
    2. Высокий уровень тревожности и переживания страхов у заикающихся дошкольников в возрасте 5-6 лет можно снизить с помощью использования сказок, как одного из вида литературного жанра.
    Задачи исследования:
    1.Проанализировать современное состояние проблемы влияния литературных жанров в устранении страхов и тревожности у заикающихся дошкольников.
    2. Эмпирически изучить основные характеристики страхов и тревожности у заикающихся дошкольников.
    3. Составить и апробировать программу коррекции тревожности и страхов с помощью использования литературных жанров (сказок).
    Методологической основой работы являются концептуальные разработки А.И. Захарова, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой, М.З. Неймарка, Ю.Б. Некрасова, Т.А. Немчина, А.М Прихожан и др.
    Наше исследование осуществлялось в несколько этапов:
    Первый этап – изучение литературы по проблеме
    Второй этап – проведение констатирующего эксперимента с группой старших дошкольников с нормальным речевым развитием и заиканием, выделение контрольной и экспериментальной группы.
    Третий этап – проведение формирующего эксперимента, разработка и апробирование программы коррекции переживаний страха и тревожности с использованием литературных произведений у детей в возрасте 5-6 лет.
    Четвертый этап – проведение повторного контрольного исследования в экспериментальной группе. Анализ, обработка, сравнение, обобщение и интерпретация результатов экспериментального исследования. Определение эффективности разработанной нами программы.
    Пятый этап - обобщение, составление, систематизация полученных фактов в ходе теоретически и практически изученных работ.
    В эксперименте приняли участие две группы детей в возрасте 5-6 лет с нормальным речевым развитием и заиканием, в количестве 40 человек (по 20 человек в каждой группе). В качестве экспериментальной базы исследования был выбран ДОУ № 2123 (для нормальных детей) и №43 для дошкольников с проблемами речевого развития.
    Методы исследования - эксперимент, беседа, наблюдение, методы обработки данных, интерпретационные методы, теоретический анализ литературы.
logo

Другие работы