Номер: 71506
Количество страниц: 129
Автор: proffi61111
Диплом Влияние литературных жанров в устранении страхов, тревожности у заикающихся дошкольников, номер: 71506
3250 руб.
Купить эту работу
Не подошла
данная работа? Вы можете заказать учебную работу
на любую интересующую вас тему
Заказать новую работу
данная работа? Вы можете заказать учебную работу
на любую интересующую вас тему
- Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения влияния
1.1. Особенности проявление детских страхов у детей дошкольного возраста 7
1.2. Понятие и специфика детской тревожности 15
1.3. Проблема заикания в дошкольном возрасте 24
1.4. Проблема использования литературных произведений при коррекции страхов и тревожности у детей дошкольного возраста 33
Глава 2. Практическое исследование влияния литературных жанров в устранении страхов, тревожности у заикающихся дошкольников
2.1. Организация и методы исследования 45
2.2. Результаты исследования констатирующего эксперимента 55
2.3. Формирующий эксперимент 63
2.4. Результаты контрольного эксперимента 67
Заключение 75
Литература 78
Приложения 83
Введение
Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как узел, в котором сходятся различные линии психического развития мышление, воображение, память, эмоции. Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения к ценностям духовной культуры от поколения к поколению, а также необходимым условием воспитания и обучения.
Дошкольный возраст это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сенситивный период развития.
Однако в настоящее время довольно часто педагогами, воспитателями и логопедами отмечаются отклонения в развитии речи у дошкольников, которые в научной литературе получили название – заикание. В настоящее время не вызывает сомнения тот факт, что патология речевого развития в детском возрасте не может рассматриваться как изолированный, «локальный» дефект. Недоразвитие речи оказывает большое влияние на формирование всей психической деятельности ребенка. При диагнозе «заикание» происходят отрицательные изменения в развитии не только речи, но и эмоционально-волевой сферы. На фоне переживания осознания своей речевой несостоятельности могут возникать чувства беспокойства и неуверенности, тревожности и страха. Этот факт и предопределяет социальную актуальность данной работы.
Проблема изучения тревожности и страхов в дошкольном возрасте в научной психологической литературе освящена достаточно подробно в работах В.И. Гарбузова, Л.Я. Гозмана, А.И. Захарова, К.Э. Изарда, Я.Л. Коломинского, М.З. Неймарка, Т.А. Немчина, З. Фрейда и др.
В работах известных логопедов (Л.С. Волковой, Р.Е. Левиной, Т.Б. Филичевой, Н.А. Чевелевой, Г.В. Чиркиной, С.Н. Шаховского, Г.Р. Шашкиной, В.М. Шкловского и др.), занимающихся проблемами детского заикания, также указывается, что многие дети с недостатками речевого развития отличаются повышенной тревожностью и чувством переживания страха.
Среди наиболее действенных методов коррекции тревожности и страхов в дошкольном детстве считается метод влияния литературных жанров или чтения книг, который получил название «библиотерапия», а конкретно метод чтения сказок (сказкотерапия). При применении данного метода в логопедии было введено понятие логопсихотерапии (Ю.Б. Некрасова), работы которой оказали влияние на последующее исследование данного вопроса. Однако большая часть исследований данной проблемы основывается на работе с младшими школьниками и подростками (А.А. Афрюткина, Н.Л. Карпова, И.В. Янченко и др.). Применительно же к дошкольному возрасту этот аспект освещается только в работе Н.В. Глуховой. Таким образом, научная актуальность данной работы определяется недостаточной исследованностью влияния литературных жанров в устранении эмоциональных нарушений (страхов и тревожности) у заикающихся дошкольников.
Практическая актуальность работы обусловлена возможностью использования логопедами, психологами, педагогами и воспитателями апробированной на практике программы коррекции тревожности и страхов у заикающихся дошкольников.
Исходя из вышеизложенного, мы можем сформулировать следующую проблему настоящего исследования.
На современном этапе развития коррекционной психологии и логопедии констатируется, что у определенной части заикающихся детей дошкольного возраста наблюдается достаточно высокий уровень тревожности и переживания чувства страхов. Этот факт предопределяется целым рядом психологических (особенности психофизиологического развития ребенка в этот возрастной период) и медико-социальных (тяжесть речевого нарушения, условия воспитания в семье и социального окружения) факторов. В то же время, на сегодняшний день остается мало изученным вопрос влияния литературных жанров в устранении страхов, тревожности у заикающихся дошкольников.
Цель исследования – изучение влияния литературных жанров в устранении страхов и тревожности у заикающихся дошкольников.
Объект исследования – процесс коррекции страхов и тревожности у заикающихся дошкольников.
Предмет исследования – влияние литературных жанров на процесс коррекции страхов и тревожности у заикающихся дошкольников.
Гипотезы исследования:
1. У заикающихся детей дошкольного возраста, в большей степени, чем у дошкольников с нормальным речевым развитием, наблюдается высокий уровень проявления тревожности и переживания страхов.
2. Высокий уровень тревожности и переживания страхов у заикающихся дошкольников в возрасте 5-6 лет можно снизить с помощью использования сказок, как одного из вида литературного жанра.
Задачи исследования:
1.Проанализировать современное состояние проблемы влияния литературных жанров в устранении страхов и тревожности у заикающихся дошкольников.
2. Эмпирически изучить основные характеристики страхов и тревожности у заикающихся дошкольников.
3. Составить и апробировать программу коррекции тревожности и страхов с помощью использования литературных жанров (сказок).
Методологической основой работы являются концептуальные разработки А.И. Захарова, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой, М.З. Неймарка, Ю.Б. Некрасова, Т.А. Немчина, А.М Прихожан и др.
Наше исследование осуществлялось в несколько этапов:
Первый этап – изучение литературы по проблеме
Второй этап – проведение констатирующего эксперимента с группой старших дошкольников с нормальным речевым развитием и заиканием, выделение контрольной и экспериментальной группы.
Третий этап – проведение формирующего эксперимента, разработка и апробирование программы коррекции переживаний страха и тревожности с использованием литературных произведений у детей в возрасте 5-6 лет.
Четвертый этап – проведение повторного контрольного исследования в экспериментальной группе. Анализ, обработка, сравнение, обобщение и интерпретация результатов экспериментального исследования. Определение эффективности разработанной нами программы.
Пятый этап - обобщение, составление, систематизация полученных фактов в ходе теоретически и практически изученных работ.
В эксперименте приняли участие две группы детей в возрасте 5-6 лет с нормальным речевым развитием и заиканием, в количестве 40 человек (по 20 человек в каждой группе). В качестве экспериментальной базы исследования был выбран ДОУ № 2123 (для нормальных детей) и №43 для дошкольников с проблемами речевого развития.
Методы исследования - эксперимент, беседа, наблюдение, методы обработки данных, интерпретационные методы, теоретический анализ литературы.
Другие работы
390 руб.
390 руб.