Номер: 68259
Количество страниц: 104
Автор: proffi61111
Диплом Территориальное построение РФ (правовое закрепление и практика реализации), номер: 68259
3250 руб.
Купить эту работу
Не подошла
данная работа? Вы можете заказать учебную работу
на любую интересующую вас тему
Заказать новую работу
данная работа? Вы можете заказать учебную работу
на любую интересующую вас тему
- Содержание:
Введение……………………………………………………………………………3
Глава 1. Общая характеристика территориального устройств Российской Федерации……………………………………………………………………….8
1.1. Понятие и виды территорий в конституционном праве Российской Федерации 8
1.2. История развития федеративных отношений в России 14
Глава 2. Регулирование федеративных отношений в России 21
2.1. Правовое закрепление федеративных отношений 21
2.2. Особенности сложноустроенных субъектов 32
2.3. Статус федеральных округов 41
Глава 3. Административно-территориальное устройство субъектов РФ 64
3.1. Соотношение административно-территориального деления 64
3.2. Закрытые административно-территориальные образования 85
Заключение 92
Список использованных источников и литературы 97
Введение
Актуальность темы исследования заключается в том, что территория представляет собой сложную и многогранную категорию и, как следствие, является предметом изучения многих естественнонаучных и гуманитарных наук, в том числе юридических. Наиболее полный и подробный анализ территории в юридической науке был дан юристами-международниками, в то время как представители науки конституционного права России, как правило, ограничиваются рассмотрением отдельных вопросов территории, в частности, особенностями территориальной организации государственной власти и местного самоуправления, проблемами государственного суверенитета, территориальной целостности и неприкосновенности и др. Между тем, будучи одним из основных признаков государства, его материальной основой и пространственным пределом осуществления властных полномочий, территория должна быть предметом самостоятельного исследования как отдельный институт конституционного права России. При этом, безусловно, теоретические разработки юристов-международников могут быть взяты за основу с учетом особенностей российского государственного и территориального устройства в целях придания территории собственного конституционно-правового смысла, который не может быть раскрыт без самостоятельного комплексного конституционно-правового исследования.
В Конституции РФ определяется состав территории Российской Федерации (ч. 1 ст. 67), устанавливаются гарантии изменения границ территорий субъектов РФ и муниципальных образований (ч. 3 ст. 67, ч. 2 ст. 131), а также закрепляются принципы государственного суверенитета и территориальной целостности и неприкосновенности (ст. 4). Указанные конституционные нормы являются предметом научных дискуссий и споров, которые спустя 17 лет с момента принятия Конституции РФ, по-прежнему, остаются не до конца разрешёнными.
В разные периоды времени территория в юридической науке понималась по-разному в зависимости от её статуса и основного назначения. Понятие «территория» не является неизменным, раз и навсегда данным. Напротив, оно может изменяться под влиянием внешних и внутренних факторов, в зависимости от развития правовой системы (международного и национального права) и государственного устройства. Поэтому те или иные вопросы территории всегда будут на пике актуальности.
Являясь материальной основой государства, территория отражает как изменения, возникающие непосредственно в самом государстве, так и изменения, происходящие в мире, в том числе обусловливаемые процессами глобализации. Поэтому значение территории трудно переоценить. Но если раньше значение территории сводилось к её пониманию как объекта права собственности и завоеваний, позднее - к пространственному пределу существования государства, то в настоящее время оно намного возросло и расширилось.
Так, под влиянием процессов создания политических и экономических союзов, интеграционных образований меняется конституционное значение неприкосновенности территории. Эти же предпосылки обусловливают и новые подходы к соотношению государственного суверенитета и территории. Суверенитет за последние годы претерпел существенные трансформации, что дает основание многим авторам делать вывод о потере суверенитетом качества абсолютной, неизменной характеристики государства. Появление таких государств, как Абхазия, Южная Осетия, Косово, фактически существующих на определенной территории без всеобщего признания суверенных прав на неё, ложатся в основу идей о размывании суверенитета и ограничении суверенных прав.
Кроме того, возросло значение территории в вопросах экологии. Так, ограничивается использование территории, способное привести к ее ухудшению, разрабатываются механизмы ее восстановления, контролируется загрязнение территории (в том числе и тяжелыми отходами).
Несмотря на то, что территория всегда являлась основой жизнедеятельности населения, в современном мире она становится также гарантией существования и сохранения коренных малочисленных народов, что особенно актуально для Российской Федерации.
Помимо проблем, касающихся в целом территориальной организации в Российской Федерации, в настоящей работе исследуются и отдельные виды территории, которые являются недостаточно изученными – сложноустроенные субъекты, федеральные округа, закрытые административно-территориальные образования.
Безусловно, тематика данного исследования настолько широка и многогранна, что, учитывая ограниченный объем работы, многие вопросы в сфере территории остались за её пределами. В то же время, автором затронуты наиболее новые, актуальные и мало разработанные проблемы.
Объектом исследования выступают отношения в сфере конституционно-правового регулирования вопросов территории в Российской Федерации, причем как общетеоретических, так и специальных (конституционно-правовой статус территории Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и некоторых отдельных видов территорий).
Предметом исследования является комплекс нормативных правовых актов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, регламентирующих общие вопросы территории и вопросы федеративного, административно-территориального устройства, территориальной организации местного самоуправления; монографии и научные публикации; судебные решения по исследуемым вопросам.
Целью настоящей работы является исследование территориального построения РФ (правовое закрепление и практика реализации).
На основании вышеизложенного, были поставлены следующие задачи:
- Рассмотреть понятие и виды территорий в конституционном праве РФ;
- Вспомнить историю развития федеративных отношений в России.
- Раскрыть правовое закрепление федеральных отношений;
- Определить особенности сложноустроенных субъектов;
- Рассмотреть статус федеральных округов;
- Раскрыть соотношение административно-территориального и муниципально-территориального деления;
- Показать закрытые административно-территориальные образования.
Методологическую основу исследования составляют общенаучные и специальные методы, в том числе, но, не ограничиваясь ими, историко-правовой, метод системного и сравнительного анализа, формально-логический и логико-юридический методы, метод сравнений и аналогий, метод обобщений и т.д. Учитывая, что вопросы территории в последнее время приобретают политический оттенок, в качестве вспомогательной методологической основы использованы методы политического анализа. Применение методологических подходов к изучению нормативных актов, документального материала и правовой литературы способствовало решению поставленных задач в рамках избранной темы исследования.
Источниковедческую базу исследования помимо Конституции Российской Федерации, федеральных законов и подзаконных актов составляют также нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, решения Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и материалы заседаний Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, законы об административно-территориальном устройстве в Российской Федерации, об административных границах субъектов Российской Федерации, об образовании искусственных (намывных) территорий.
Несмотря на то, что регулирование вопросов территории осуществляется не только конституционным правом, но и другими отраслями российского права: земельным, гражданским и другими, а также международным правом, настоящее исследование основывается именно на анализе конституционных основ. Нормы иных отраслей права рассматриваются для детализации некоторых конституционных норм, зачастую имеющих общий характер и для более тщательного раскрытия конституционно-правового статуса отдельных видов территории в Российской Федерации.
Научная новизна состоит в последовательном раскрытии конституционно-правовых аспектов территории в Российской Федерации через определение конституционно-правового статуса территории Российской Федерации, территории субъекта Российской Федерации, территории муниципального образования.
Другие работы
390 руб.
390 руб.
260 руб.