Номер: 292228
Количество страниц: 26
Автор: marvel6
Контрольная Теория систем и системный анализ, лабораторные работы, номер: 292228
390 руб.
Купить эту работу
Не подошла
данная работа? Вы можете заказать учебную работу
на любую интересующую вас тему
Заказать новую работу
данная работа? Вы можете заказать учебную работу
на любую интересующую вас тему
- Содержание:
Лабораторная работа №1 – Системы. Классификация систем. Методы и принципы системного исследования
Цель работы
Научиться осуществлять классификацию систем по различным признакам, понять ее необходимость и предназначение в процессе реализации системного подхода.
Задание
Социально-экономическая система – детский сад.
Контрольные вопросы
Что такое системный подход?
- Для чего необходима классификация систем?
По каким признакам осуществляется классификация систем?
1.2 . Лабораторная работа №2 – Методы и принципы системного исследования
Цель работы
Убедившись во всеобщности кибернетических законов и принципов, научиться находить их проявления в функционировании конкретных систем; понять различия между законами управления и принципами исследования в системном подходе.
Задание
Исследовать заданные системы с помощью применения принципа «черного ящика», а именно – определить по 6-7 входов и выходов каждой из систем и выделить по 3 наиболее существенных. Сформулировать более развернутое определение цели системы, чем в л.р.№1.
Контрольные вопросы
- В чем заключается закон необходимого разнообразия?
- В чем различия между обратной связью и принципом этой связи?
- В каких ситуациях используется принцип «черного ящика»?
1.3 Лабораторная работа №3 – Системный анализ функций объекта.
Дерево целей
Цель работы
На основе использования системных методов овладеть навыками выявления функций различных систем; понять сущность свойств полифункциональности и полиструктурности сложных социально-экономических объектов.
Задание
- Для предложенной функции выявить как можно больше (не менее 8) систем, ее реализующих.
- Для обоих систем из л.р. № 1 и 2 к основным функциям определить еще по три дополнительных функции.
- Для заданной социально-экономической системы построить дерево целей (или дерево функций) с описанием основных уровней и принципов построения. Количество уровней – от 6 до 8.
Контрольные вопросы
- В чем отличие целей, функций и средств системы?
- Объясните основные понятия, характеризующие функционирование и развитие системы: состояние, поведение, равновесие, устойчивость.
- Чем объясняется полиструктурность функционирования социально-экономических систем?
1.4 Лабораторная работа №4 – Модель. Моделирование систем
Цель работы
На основе применения системных принципов научиться моделировать поведение и функционирование реальных объектов.
Задание
Для заданных в л.р. №1 двух систем построить модели состава и модели структуры. В модели структуры объяснить основные связи между элементами (или подсистемами) и определить цель, достигнутую в ходе структурного моделирования.
Контрольные вопросы
- Понятие модели? Типы моделей (основные)
- Является копия объекта моделью? Почему?
- Основные компоненты моделей состава и структуры системы.
Лабораторная работа №5 – Хозяйство как большая и сложная система
Цель работы
На основе выявления и анализа специфических свойств хозяйственных систем овладеть принципами реализации системного подхода и системного анализа применительно к экономике в целом и ее отдельным подсистемам.
Задание
В качестве объекта исследования рассмотреть народной хозяйство страны. Выявить основные системные характеристики (функцию, цель, основные элементы)
Привести иллюстрацию эмерджентных свойств второго рода применительно к хозяйству.
Рассмотреть реальную хозяйственную ситуацию, желательно из последних событий в стране (или регионе). Проанализировать ситуацию с точки зрения системного подхода (ее причины, проблему, методы реализации, последствия, неучтенные факторы, учет мультипараметрических характеристик)
Контрольные вопросы
Как проявляются в хозяйстве свойства больших и сложных систем?
Перечислите специфические свойства хозяйственных систем.
Какие ошибки встречаются чаще всего при принятии социально-экономических решений?
Лабораторная работа №6 – Матрица системных характеристик
Цель работы
На основе полученных теоретических знаний и практических навыков по предыдущим работам систематизировать данные по реальным объектам и системам.
Задание
Для социально-экономической системы заполнить матрицу системных характеристик.
Заданная система: детский сад.
Лабораторная работа №7 – Системный анализ ситуации выбора
Цель работы
Формализовать ситуацию сложного выбора, сформировать систему критериев, на основе которых принимается решение, оценить их значимость, принять решение в условиях многокритериальности.
Задание
Привести пример многокритериального решения для заданной (по л.р. №1) социально-экономической системы, обосновать необходимость выбора.
Определить альтернативные варианты решений (6 вариантов)
Выявить совокупность критериев, которые могут оказать влияние на осуществление выбора. Заполнить экспертный лист
Ограничить множество критериев наиболее важным для принимаемого решения с помощью проведения попарного сравнения критериев по степени важности при принятии данного решения
Заполнить матрицу сравнения А = {Aij}
Рассчитать коэффициенты значимости для каждого критерия
Дать анализ результата
Проблема – повышение посещаемости детского сада.
Контрольные вопросы
В каких случаях для сбора информации используются экспертные методы?
Как определяется степень риска в задачах многокритериального выбора?
Лабораторная работа №8 – Стратегия системного проектирования
Цель работы
Усвоить логику системного проектирования, научиться строить систему «от идеала», изучить методику конструирования эталонных систем используя принцип их формирования, а также осуществлять выбор эталона как основы дальнейшего проектирования.
Задание
Для конкретной социально-экономической системы (см. Лаб.раб. №1) выявить множество присущих ей функций и зафиксировать шесть из них
Выбрать основную (несократимую) функцию объекта, отражающую суть его функционирования
Построить расширение основной функции путем усложнения формулировки, отражающего повышение требований к предназначению системы и служащей основой для дальнейших шагов системного анализа
На основе выявленной функции сформировать множество эталонных систем, используя основные принципы их построения. Заполнить по результатам таблицу эталонных систем
Выбрать допустимую эталонную систему, определяющую наиболее перспективное направление развития конкретного объекта и обосновать свой выбор
Контрольные вопросы
В чем заключается суть концепции проектирования системы «от идеала»?
Чем отличается предельная эталонная система от допустимой?
Охарактеризуйте каждый из принципов построения эталонных систем
Другие работы
520 руб.
260 руб.
390 руб.
260 руб.