355266 работ
представлено на сайте
Сущность, закономерности и принципы процесса обучения (рабочая тетрадь)

Контрольная Сущность, закономерности и принципы процесса обучения (рабочая тетрадь), номер: 203504

Номер: 203504
Количество страниц: 14
Автор: marvel7
390 руб.
Купить эту работу
Не подошла
данная работа?
Вы можете заказать учебную работу
на любую интересующую вас тему
Заказать новую работу
essay cover Сущность, закономерности и принципы процесса обучения (рабочая тетрадь) , "Сущность, закономерности и принципы процесса обучения
I. Из списка понятий вычеркните те, которые не имеют прямого отношения к ...

Автор:

Дата публикации:

Сущность, закономерности и принципы процесса обучения (рабочая тетрадь)
logo
"Сущность, закономерности и принципы процесса обучения
I. Из списка понятий вычеркните те, которые не имеют прямого отношения к ...
logo
144010, Россия, Московская, Электросталь, ул.Ялагина, д. 15А
Телефон: +7 (926) 348-33-99

StudentEssay

buy КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ.
  • Содержание:
    "Сущность, закономерности и принципы процесса обучения
    I. Из списка понятий вычеркните те, которые не имеют прямого отношения к данной теме.
    Дидактика, обучение, преподавание, учение, этапы овладения знаниями, познавательная ак-тивность и самостоятельность, педагогический процесс.

    II. Что такое «дидактика»? Отметьте правильный ответ:
    1) теория обучения и образования;
    2) теория воспитания;
    3) теория обучения;
    4) часть педагогики, рассматривающая вопросы методики преподавания отдельных учебных предметов;
    5) теория обучения, образования и воспитания.
    III. Допишите фразу.
    Я.А. Коменский считал дидактику ...
    IV. Определите иерархию следующих понятий: частная методика, педагогика, дидактика. Какая схема правильно отражает эту иерархию?
    V. Проанализируйте ряд определений понятия «процесс обучения». Заполните таблицу.
    Определение понятия
    «процесс обучения» На чем сделан акцент (впишите важней-шие понятия из каждого опре-деления) Что
    общего В чем
    различие
    VI. Какие из перечисленных признаков являются особенностями процесса обучения, а какие характеризуют случайный акт обучения: 1) непродолжительность, 2) планомерность, 3) систематичность, 4) спонтанность, 5) организованность, 6) нацеленность на результат, 7) воспитательная направленность?
    VII. Что является движущей силой процесса обучения:
    1) ответственность учащихся за свои знания;
    2) требования учителей, предъявляемые школьникам;
    3) противоречие между возможностями ученика и его потребностями;
    4) понимание учащимися необходимости получения образования;
    5) собственный ответ: _________________________________________
    VIII. Какая из приведенных ниже схем правильно отражает структуру процесса обучения? Дайте пояснения.
    IX. Какие из перечисленных ниже функций являются функциями процесса обучения?
    1) коррекционная;
    2) образовательная;
    3) диагностическая;
    4) воспитательная;
    5) развивающая;
    6) оздоровительная.
    X. Вставьте недостающие слова.
    XI. Продолжите перечень закономерностей учебного процесса:
    XV. О каких принципах обучения идёт речь в приведённых высказываниях?
    Не начинать учить ребёнка раньше, чем он созрел.
    Не всё может быть занимательным в ученье, а непременно есть и скучные вещи и должны быть. Приучите же ребёнка делать не только то, что его занимает, но и то, что не занимает
    Такие уроки, которые дитя одолеть не может, подрывают память и порождают у детей неуве-ренность в себе (К.Д. Ушинский).
    Ничего нельзя заставлять заучивать, кроме того, что хорошо понято (Я.А. Коменский).
    Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то в жизни он всегда будет только под-ражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать само-стоятельное приложение этих сведений (Л.Н. Толстой). Хороший ученик будет сгорать от нетер-пения учиться, не боясь никаких трудов, лишь бы овладеть наукой… Мало того, что он не будет избегать труда, он будет даже искать его и не бояться напряжений и усилий (Я.А. Коменский). -
    Располагать материал по ступеням возраста, не навязывая ничего такого, что не соответствует возрасту (Я.А. Коменский).
    Не учить ничему, что учащийся не понимает (Ф.В.А. Дистервег). Учение есть труд и должно оставаться трудом, но трудом, полным мысли, а не каких-нибудь не идущих к делу прикрас (К.Д. Ушинский).
    Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением… Поэтому самостоятельность – средство и одновременно ре-зультат образования (Ф.В.А. Дистервег).

    Методы обучения
    I. Укажите правильный ответ или дайте собственный вариант ответа на вопрос: «Что такое метод обучения»?:
    1) взаимосвязанные способы деятельности учителя и учащихся, направленные на решение задач обучения;
    2) способ взаимосвязанной деятельности учащихся, обеспечивающий усвоение содержания об-разования;
    3) систематически применяемый способ работы учителя с учащимися, позволяющий ученикам развивать умственные способности и интересы;
    4) упорядоченная и систематическая деятельность педагога, направленная на достижение задан-ной цели обучения;
    5) часть теории обучения.
    II. Какие из перечисленных ниже признаков относятся к понятию «метод обучения»?
    1) внешнее выражение процесса обучения;
    2) способ достижения конкретной дидактической цели;
    3) совокупность знаний, умений, навыков;
    4) способ организации общения;
    5) способ организации взаимодействия;
    6) форма реализации процесса обучения;
    7) способ осуществления воспитания и развития;
    8) способ контроля учебной деятельности;
    9) способ мотивации деятельности.

    III. Найдите общее и различие между понятиями «принцип обучения» и «метод обучения»?
    IV. Какие факторы определяют выбор методов обучения?
    1) психологическое состояние учителя;
    2) возраст учеников;
    3) характерные особенности изучаемого предмета;
    4) учебные цели и задачи;
    5) способ организации взаимодействия учителя и учащихся;
    6) уровень экономического и социального развития общества;
    7) наличие технических средств обучения;
    8) уровень мотивации деятельности учащихся.

    V. Установите соответствие между классификацией методов обучения и её основанием.
    VI. Можно ли считать анализ, синтез, индукцию и дедукцию методами обучения?
    1) можно, так как они показывают путь овладения знаниями;
    2) индукция и дедукция – формы мышления учащихся, посредством которых они овладе-вают знаниями, следовательно, это и есть методы обучения;
    3) анализ, синтез, индукция и дедукция – категории психологии, а не дидактики, поэтому к методам обучения они отношения не имеют;
    4) анализ и синтез – методы научного исследования, а индукция и дедукция – логиче-ские умозаключения, поэтому неправомерно считать их методами обучения.

    VII. Что такое педагогические инновации? Выберите правильный ответ.
    1. Это все изменения, направленные на изменение педагогической системы.
    2. Это нововведения в учебно-воспитательном процессе с целью по-вышения его эффективности.
    3. Это замена некоторых элементов педагогической системы новыми, даю-щими больший эффект.
    4. Это новшества, мобилизующие внутренние ресурсы педагогической си-стемы и приводящие к повышению результатов.
    5. Все ответы правильные.
    VIII. Какие из перечисленных направлений охватывают педагогические инновации?
    1. Оптимизацию учебно-воспитательного процесса.
    2. Гуманистическую педагогику.
    3. Организацию и управление.
    4. Новые педагогические технологии.
    5. Все ответы правильные.

    X. Инновационными называются учебные заведения, в которых:
    1. внедряются нововведения или их элементы;
    2. нововведения всесторонне обоснованы;
    3. нововведения обязательно улучшают условия учебного и педаго-гического труда;
    4. совершенствование педагогической системы осуществляется преимуще-ственно за счёт внутренних резервов;
    5. все ответы верные.

    XI. Что, на ваш взгляд, должно быть главным критерием полезности, жизненности, эффек-тивности любых инноваций в образовании?
    XII. В инновационных учебных заведениях повышенная эффективность достигается за счёт:
    1. селекции учителей и учащихся;
    2. повышения нагрузок на учителей и учащихся;
    3. увеличения длительности обучения;
    4. внедрения более совершенных технологий;
    5. смены названий и ориентации.

    XIII. Для запуска инновационного процесса оптимизации требуются:
    1. Значительные инвестиции.
    2. Полная перестройка педагогической системы.
    3. Желание, инициатива, понимание «узких мест» педагогической системы, видение пер-спектив улучшения.
    4. Согласие учителей и родителей.
    5. Административный нажим.

    XIV. И.П. Подласый в качестве второго направления инновационного процесса выделяет гуманизацию педагогической системы. А что такое гуманизм?
    1) признание ценности человека как личности;
    2) забота о благе человека, уважение к человеческому достоинству;
    3) совокупность взглядов, выражающих уважение достоинств и прав человека на свободу, счастье, всестороннее развитие и проявление своих способностей».

    XVII. Укажите признаки, относящиеся к понятию «гуманизация образования»:
    1) обучение и воспитание ведется в соответствии с природой человека;
    2) учет индивидуальных особенностей в обучении и воспитании;
    3) отсутствие наказаний;
    4) введение в обучение большого количества гуманитарных дисциплин;
    5) развивающий характер обучения и воспитания;
    6) создание гуманистической основы взаимоотношений учителя и ученика.

    Формы и средства обучения: история и современность

    I. Что такое форма организации обучения?
    1) согласованное взаимодействие учителя и учащихся, регулируемое заранее установленным порядком и режимом;
    2) система устойчивых связей компонентов внутри процесса обучения;
    3) внешняя сторона организации учебного процесса;
    4) способ организации учебной работы учителя и учащихся;

    II. Вычеркните понятия, не относящиеся к формам организации целостного педагогического процесса.
    Урок, семинар, экскурсия, домашняя работа, факультативы, дополнительные занятия, практи-кумы.
    "
    "III. В чем заключается различие между понятиями «форма организации обучения», «метод обучения» и «средство обучения»?
    IV. Какие из перечисленных ниже признаков относятся к понятию «форма обучения»?
    1) способ достижения конкретной дидактической цели;
    2) совокупность знаний, умений, навыков;
    3) внешнее выражение процесса обучения;
    4) способ контроля учебной деятельности;
    V. Может ли форма обучения влиять на содержание обучения? И если может, то в каких случаях и каким образом?
    VI. Установите соответствие между формой обучения и её характеристикой.
    VII. Проанализировав различные источники информации, определите достоинства и недо-статки исторически сложившихся форм организации обучения и заполните таблицу:
    VIII. Почему классно-урочная форма организации обучения является главной (основной)?
    1. Потому, что есть и вспомогательные формы, все главными быть не могут.
    2. Потому, что она возникла раньше других.
    3. Потому, что именно на уроке, а не в кружке или в процессе домашней самостоятель-ной работы идёт реализация поставленных целей.
    4. Потому, что на уроках изучается большой объём учебного материала.
    5. Потому, что урок проводится учителем.

    IX. Отметьте знаком «+» в таблице принадлежность понятий к той или иной категории.
    XI. Укажите последовательности: А – формы обучения, Б – методы обучения.
    1. Устный контроль.
    2. Урок.
    3. Экскурсия.
    4. Рассказ.
    5. Наблюдение.
    6. Объяснение.
    7. Кружковая работа.
    8. Домашняя самостоятельная
    работа.
    9. Самоконтроль.
    10. Консультация.
    11. Самооценка. 12. Решение поисковых проблемных задач, ситуаций.
    13. Иллюстрации.
    14. Письменный контроль.
    15. Программированный контроль.
    16. Практический контроль.
    17. Дополнительные занятия.
    18. Внеклассные чтения.
    19. Беседа.
    20. Работа с книгой.
    21. Упражнения.
    22. Лабораторные работы.
    Урок в современной школе
    I. Определите основные признаки урока, выбрав наиболее полный ответ:
    1. проверки знаний.
    2. Урок определяется наличием триединой цели: научить, воспитать, развить.
    3. Уроком называется форма организации обучения, при которой учитель ведёт занятия с постоянным составом учащихся, имеющих примерно одинаковый уровень развития, по твёрдому расписанию и установленному регламенту.
    4. Урок характеризуется такими признаками: постоянный состав учащихся, наличие классной комнаты, учебных пособий и оборудования, соединение обучения с воспитанием.
    5. Для урока характерно постоянное время работы – 40-45 минут.
    6. Урок определяется следующими чертами: руководящая роль учителя, наличие расписания, связь обучения с практикой, индивидуальный подход к учащимся, проведение
    Собственный вариант ответа
    II. Дайте характеристику уроку как основной форме организации обучения. Для этого запол-ните таблицу.
    III. Структура какого урока описана ниже?
    1. Организация начала урока.
    2. Подготовка к усвоению материала: проверка ранее усвоенного при помощи специальных вопросов, заданий или опроса.
    3. Постановка задач урока.
    4. Объяснение нового материала.
    5. Вопросы, задания, упражнения и практические работы с целью анализа усвоения нового материала и закрепления.
    6. Подведение итогов урока и задание на дом.
    IV. По какому признаку проще всего определить тип и структуру урока?
    1. По дидактическим целям.
    2. По расположению элементов урока.
    3. По количеству времени, отводимого на достижение главной цели.
    4. По количеству структурных частей.
    5. По деятельности учителя.
    6. По расположению элементов урока.
    V. Определите элементы структуры урока, соответствующие этапам деятельности ученика:
    VI. Из приведённых ответов выберите правильный, в котором указаны основные типы уро-ков.
    1. Основные типы уроков следующие: заучивание наизусть, комбинированный урок, экскур-сия на природу, урок формирования умений, индивидуальная работа, киноурок.
    2. Уроки бывают таких типов: вводные уроки, уроки первичного ознакомления с материалом, комбинированные, заключительные, формирования навыков.
    3. Выделяются следующие типы уроков: комбинированные, изучения новых знаний, формирования новых умений, обобщения и синтезации изученного, контроля и коррекции ЗУН, практического применения ЗУН.
    4. Можно выделить следующие типы: индивидуальной и дифференцированной работы с уча-щимися, иллюстрации учебного материала, компьютерные уроки, тренировочные работы, кон-троля и коррекции.
    5. Уроки бывают таких типов: под контролем учителя и без контроля учителя.
    VII. Установите соответствие. К какой группе относятся представленные типы уроков?
    VIII. Заполните пропуски.
    1. Высокое качество подготовки урока гарантирует …методика.
    2. Суть её в том, что учитель выполняет подготовку урока по заранее предусмотренным пунктам, последовательное выполнение которых гарантирует учёт …
    3. Диагностика урока – это … всех обстоятельств, от которых зависит качество урока.
    4. Диагностическая карта урока – это документ, в котором наглядно отражено действие …
    5. Прогнозирование урока – это расчет количественного показателя его эффективности.
    6. заключительный этап подготовки – …
    "
logo

Другие работы