355266 работ
представлено на сайте

Реферат Советская философия, номер: 47616

Номер: 47616
Количество страниц: 30
Автор: proffi2
520 руб.
Купить эту работу
Не подошла
данная работа?
Вы можете заказать учебную работу
на любую интересующую вас тему
Заказать новую работу
essay cover Советская философия , Кончина марксизма-ленинизма, как известно, произошла быстро и спо-койно. Говорят, что после неудавшегося путча таблички на главном филосо...

Автор:

Дата публикации:

Советская философия
logo
Кончина марксизма-ленинизма, как известно, произошла быстро и спо-койно. Говорят, что после неудавшегося путча таблички на главном филосо...
logo
144010, Россия, Московская, Электросталь, ул.Ялагина, д. 15А
Телефон: +7 (926) 348-33-99

StudentEssay

buy КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ.
  • Содержание:
    Кончина марксизма-ленинизма, как известно, произошла быстро и спо-койно. Говорят, что после неудавшегося путча таблички на главном философ-ском факультете - МГУ - сменились в одну ночь: диамат стал "теоретической философией", истмат - "социальной философией". Также плавно советские фи-лософы перешли на немарксистские позиции, нимало не скорбя о потере. Спус-тя пять лет советская философия воспринимается, большей частью, как профес-сиональный вздор и чепуха, как противоречие в терминах ("вопиющая неле-пость", - сказал А.Ф. Лосев о диамате в "Диалектике мифа"). Утверждение мар-ксизма-ленинизма рассматривается как победа "чистой" идеологии и конец вся-кой философии. И, хотя были отдельные мыслители, но были они вопреки, а не благодаря... Этот устоявшийся в интеллектуальном массовом сознании взгляд разделяется многими профессионалами. М.К. Мамардашвили: "...В Советском Союзе сформировалась философия, которая в действительности никогда не бы-ла такой, являясь лишь частью идеологического аппарата государства.
    Я намеренно обращаюсь к авторитету Мамардашвили, ибо в его случае ясно обозначается проблема: Мераб Константинович не был эзотерической фи-гурой и, будучи профессиональным философом, мог (не без труда, конечно) довольно долго работать через философские институции, легитимно, то есть оставаясь, по определению, советским философом. Не следует ли, в таком слу-чае, различать советскую философию и марксизм-ленинизм?
    Этим вопровом задается Evert van der Zweerde в книге "Soviet Philosophy - the Ideology and the Handmaid" ("Советская философия -идеология и служанка"). Тот факт, что сей обширный труд, в котором обстоятельно анализируется фе-номен советской философии, появился на английском языке и принадлежит пе-ру голландского ученого объясняет, отчасти, сам автор: "Представление о со-ветской философии как о "мрачном времени" рискует стать общепринятым в результате тотального отрицания советского периода в постсоветской России". Однако, замечает автор, постсоветская философия неизбежно будет испыты-вать значительное влияние собственного недавнего прошлого, с которой, доба-вим, ей придется разбираться.
    Ван дер Зверд упоминает два подхода западных исследователей к совет-ской философии. Первый отрицает за ней какое-либо философское содержание: сама "советскость"-де исключает философию. При втором советская философия рассматривается как философия плюс нечто еще, при этом опять же, "совет-ское" забраковывается как нерелевантное и нефилософское (как "bad philosopy"). "В обоих случаях философия идентифицируется с той, которую мы знаем и практикуем", - отмечает автор, то есть с "их" (западной) философией. Он утверждает далее: 1) советская философия суть философия; 2) "советскостъ" советской философии существенна.
    "Советскость" указывает не столько на содержание советской философии, сколько на возможности и механизмы ее функционирования. Советская фило-софия не есть оппозиция "западной" философии и та, и другая суть философия (как "попытка понимать реальность рациональными средствами"), - но лишь отличный от западного способ выражения, детерминированный советской фи-лософской культурой. Потому, считает автор, необходимо вписать в историю философии ее"советский эпизод", ибо история философии без советской фило-софии была бы неполной.
    Советская философия, как известно, самоиндентифицировалась как диа-лектический и исторический материализм, но эта дефиниция скорее мешает ис-следователю (как, впрочем, и другие самоидентифицикациии советской куль-туры - скажем, соцреализм, - лишь затемняющие положение дел). Дж. Скэнлан отмечает в этой связи: "Именно диалектика плохо согласуется с материализ-мом, как впрочем, и с историей...". Таким образом, анализ советской филосо-фии путем изучения философских текстов мало что дает. Потому ван дер Зверд вынужден погрузиться в исторический контекст, а дабы получить целостную картину советской философии, необходимо проследить историю последней от и до- с 17-го по 91 -ый г.г. Словом, чтобы распутать клубок текстов, контек-стов, отдельных судеб и разнообразных связей, вкупе составляющих советскую философскую культуру, требуется кропотливость и интеллектуальное терпение масштабов, так сказать, нерусских.
    Соглашаясь с западными исследователями в том, что отношения совет-ской идеологии и советской философии - центральная тема анализа советского философского феномена, ван дер Зверд разрабатывает оригинальную концеп-цию идеологии. Согласно западным источникам, между философией и идеоло-гией возможны троякие взаимоотношения: тождества, исключения или вклю-чения одной в другую. Все варианты отвергаются автором как негодные для адекватного описания "советского случая": идентификация философии и идео-логии лишает советскую философию "философичности" и делает невозможным различение идеологических ходов, тогда как оппозиция раскалывает советскую философскую культуру на две не связанные сферы - "чистой" идеологии и идеологически нейтральной философии. Все три подхода, между тем, восходят к одному представлению, предполагают наличие общего плана для философии и идеологии, относя их "к формам мысли или теории".
    Ван дер Зверд предлагает радикально иной способ: рассматривать идео-логию не как "тип теории или сознания", но как функцию некой теории. Идео-логия не является теорией, но последняя может выполнять идеологическую функцию. Теория, явленная в идеологизированной форме, разыгрывается таким образом, что основной ее функцией выступает идеологическая. Работа идеоло-гического механизма связывает идеологизированную теорию с практической деятельностью в строго заданном направлении Марксову выводу об идеологии как "ложном сознании" и ленинскому лозунгу об истинности научной (=пролетарской) идеологии, а также их дериватам ван дер Зверд противопос-тавляет положение, согласно которому идеология индифферентна в отношении истины и иллюстрирует его рядом примеров, что представляется излишним, поскольку индифферентность идеологии в отношении истины/лжи следует из авторской концепции идеологии. Идеология не имеет своим содержанием тео-рию, то есть теоретические предложения, которые можно верифицировать. Со-держанием идеологии является действие как таковое.
    Советская система имела четко выраженную идеологию. В общем случае концепции идеологии могут быть критические (идеология как "ложное" созна-ние) и нейтральные (идеология как неизбежный феномен общества). В отличие от Маркса официальный советский марксизм совмещал критическую и ней-тральную концепции: идеология является частью любого общества, различие должно быть проведено между истинной - научной - и ложной идеологиями. Само введение понятия "марксистско-ленинская идеология" в повседневность связано со становлением ортодоксии: марксистско-ленинская идеология ис-пользовалась - как идеология - для организации деятельности "масс" в интере-сах партии и государства. „ Но "не является ли эксплицитная идеология проти-воречием в терминах?" - задается вопросом ван дер Зверд. Работа идеологиче-ского механизма должна быть, по определению, скрыта. "Советский случай", доказывает автор, представляет "экстремальный случай" идеологии: даже само-название себя идеологией используется идеологически, идеологически скрыва-ет эту идеологию.
    Марксизм-ленинизм объявлял себя в качестве мотивационной установки: декларировалось, что партия и правительство, интеллигенция и, вообще говоря, все добропорядочные советские граждане руководствуются в своей практиче-ской деятельности принципами марксизма-ленинизма. В действительности же, марксизм-ленинизм выполнял прежде всего функцию легитимации, а не моти-вации. Подобная смена функций - мотивационной на легитимационную - не-редко случается с революционными теориями, когда их адепты приходят к вла-сти. Само "рождение" марксизма-ленинизма ознаменовало переход революци-онной теории марксизма к консервативной идеологии. Более того, мотивацион-ный заряд марксизма был скорее вредным, нежели полезным, для утвердивше-гося большевистского государства.
    Потому задачей сталинского режима стала нейтрализация марксизма - лишениие его критических потенций, его консервация. Сталин лично контро-лировал этот процесс, исполнителями были "философы-аппаратчики".
    Автор приходит к выводу: марксизм-ленинизм был универсальным сред-ством легитимности в Советском Союзе на протяжении многих лет, начиная со времени установления марксистско-ленинской ортодоксии.
    Это означает, что любая - социальная, политическая, экономическая или интеллектуальная - деятельность, дабы быть легитимной, должна была иметь обоснование в терминах официального марксизма-ленинизма (его текущей вер-сии). При этом в разные времена марксизм-ленинизм мог обладать мотиваци-онной силой, мог иметь искренних приверженцев - это никак не влияло на его функционирование в качестве средства легитимности. Партийная элита была глубоко убеждена в неизбежности идеологии марксизма-ленинизма, интелли-генция - в неизбежности ее существования и необходимости "иметь с ней дело". Таким образом, марксизм-ленинизм стал "объективным фактом" советского общества, чего никто не мог избежать, не становясь иллегитимным.
    Советская идеология обеспечивала советское общество уникальным сло-варем легитимности - набором предложений, выражений, терминов и правил для обоснования какого-либо рода деятельности. Она фукционировала незави-симо от "хорошей или плохой веры" в нее. Так, декларируемая в годы "развито-го социализма" вера в марксизм-ленинизм воспринималась как бессодержа-тельный ритуал. Подобные ситуации -когда люди продолжают выполнять не-кие ритуалы и представлять свои действия в терминах теорий, которых они уже не придерживаются -нередки в общественной жизни, замечает ван дер Зверд. Его, однако, поражает масштаб происходившего: время как бы остановилось, ситуация законсервировалась при "застое", и, хотя "люди перестали верить", марксистско-ленинский фон детерминировал публичную жизнь в течение "це-лых двадцати лет".
    А. Бесансон характеризует специфическое качество советского общества: реальность здесь подменя
logo

Другие работы