Номер: 47616
Количество страниц: 30
Автор: proffi2
Реферат Советская философия, номер: 47616
520 руб.
Купить эту работу
Не подошла
данная работа? Вы можете заказать учебную работу
на любую интересующую вас тему
Заказать новую работу
данная работа? Вы можете заказать учебную работу
на любую интересующую вас тему
- Содержание:
Кончина марксизма-ленинизма, как известно, произошла быстро и спо-койно. Говорят, что после неудавшегося путча таблички на главном философ-ском факультете - МГУ - сменились в одну ночь: диамат стал "теоретической философией", истмат - "социальной философией". Также плавно советские фи-лософы перешли на немарксистские позиции, нимало не скорбя о потере. Спус-тя пять лет советская философия воспринимается, большей частью, как профес-сиональный вздор и чепуха, как противоречие в терминах ("вопиющая неле-пость", - сказал А.Ф. Лосев о диамате в "Диалектике мифа"). Утверждение мар-ксизма-ленинизма рассматривается как победа "чистой" идеологии и конец вся-кой философии. И, хотя были отдельные мыслители, но были они вопреки, а не благодаря... Этот устоявшийся в интеллектуальном массовом сознании взгляд разделяется многими профессионалами. М.К. Мамардашвили: "...В Советском Союзе сформировалась философия, которая в действительности никогда не бы-ла такой, являясь лишь частью идеологического аппарата государства.
Я намеренно обращаюсь к авторитету Мамардашвили, ибо в его случае ясно обозначается проблема: Мераб Константинович не был эзотерической фи-гурой и, будучи профессиональным философом, мог (не без труда, конечно) довольно долго работать через философские институции, легитимно, то есть оставаясь, по определению, советским философом. Не следует ли, в таком слу-чае, различать советскую философию и марксизм-ленинизм?
Этим вопровом задается Evert van der Zweerde в книге "Soviet Philosophy - the Ideology and the Handmaid" ("Советская философия -идеология и служанка"). Тот факт, что сей обширный труд, в котором обстоятельно анализируется фе-номен советской философии, появился на английском языке и принадлежит пе-ру голландского ученого объясняет, отчасти, сам автор: "Представление о со-ветской философии как о "мрачном времени" рискует стать общепринятым в результате тотального отрицания советского периода в постсоветской России". Однако, замечает автор, постсоветская философия неизбежно будет испыты-вать значительное влияние собственного недавнего прошлого, с которой, доба-вим, ей придется разбираться.
Ван дер Зверд упоминает два подхода западных исследователей к совет-ской философии. Первый отрицает за ней какое-либо философское содержание: сама "советскость"-де исключает философию. При втором советская философия рассматривается как философия плюс нечто еще, при этом опять же, "совет-ское" забраковывается как нерелевантное и нефилософское (как "bad philosopy"). "В обоих случаях философия идентифицируется с той, которую мы знаем и практикуем", - отмечает автор, то есть с "их" (западной) философией. Он утверждает далее: 1) советская философия суть философия; 2) "советскостъ" советской философии существенна.
"Советскость" указывает не столько на содержание советской философии, сколько на возможности и механизмы ее функционирования. Советская фило-софия не есть оппозиция "западной" философии и та, и другая суть философия (как "попытка понимать реальность рациональными средствами"), - но лишь отличный от западного способ выражения, детерминированный советской фи-лософской культурой. Потому, считает автор, необходимо вписать в историю философии ее"советский эпизод", ибо история философии без советской фило-софии была бы неполной.
Советская философия, как известно, самоиндентифицировалась как диа-лектический и исторический материализм, но эта дефиниция скорее мешает ис-следователю (как, впрочем, и другие самоидентифицикациии советской куль-туры - скажем, соцреализм, - лишь затемняющие положение дел). Дж. Скэнлан отмечает в этой связи: "Именно диалектика плохо согласуется с материализ-мом, как впрочем, и с историей...". Таким образом, анализ советской филосо-фии путем изучения философских текстов мало что дает. Потому ван дер Зверд вынужден погрузиться в исторический контекст, а дабы получить целостную картину советской философии, необходимо проследить историю последней от и до- с 17-го по 91 -ый г.г. Словом, чтобы распутать клубок текстов, контек-стов, отдельных судеб и разнообразных связей, вкупе составляющих советскую философскую культуру, требуется кропотливость и интеллектуальное терпение масштабов, так сказать, нерусских.
Соглашаясь с западными исследователями в том, что отношения совет-ской идеологии и советской философии - центральная тема анализа советского философского феномена, ван дер Зверд разрабатывает оригинальную концеп-цию идеологии. Согласно западным источникам, между философией и идеоло-гией возможны троякие взаимоотношения: тождества, исключения или вклю-чения одной в другую. Все варианты отвергаются автором как негодные для адекватного описания "советского случая": идентификация философии и идео-логии лишает советскую философию "философичности" и делает невозможным различение идеологических ходов, тогда как оппозиция раскалывает советскую философскую культуру на две не связанные сферы - "чистой" идеологии и идеологически нейтральной философии. Все три подхода, между тем, восходят к одному представлению, предполагают наличие общего плана для философии и идеологии, относя их "к формам мысли или теории".
Ван дер Зверд предлагает радикально иной способ: рассматривать идео-логию не как "тип теории или сознания", но как функцию некой теории. Идео-логия не является теорией, но последняя может выполнять идеологическую функцию. Теория, явленная в идеологизированной форме, разыгрывается таким образом, что основной ее функцией выступает идеологическая. Работа идеоло-гического механизма связывает идеологизированную теорию с практической деятельностью в строго заданном направлении Марксову выводу об идеологии как "ложном сознании" и ленинскому лозунгу об истинности научной (=пролетарской) идеологии, а также их дериватам ван дер Зверд противопос-тавляет положение, согласно которому идеология индифферентна в отношении истины и иллюстрирует его рядом примеров, что представляется излишним, поскольку индифферентность идеологии в отношении истины/лжи следует из авторской концепции идеологии. Идеология не имеет своим содержанием тео-рию, то есть теоретические предложения, которые можно верифицировать. Со-держанием идеологии является действие как таковое.
Советская система имела четко выраженную идеологию. В общем случае концепции идеологии могут быть критические (идеология как "ложное" созна-ние) и нейтральные (идеология как неизбежный феномен общества). В отличие от Маркса официальный советский марксизм совмещал критическую и ней-тральную концепции: идеология является частью любого общества, различие должно быть проведено между истинной - научной - и ложной идеологиями. Само введение понятия "марксистско-ленинская идеология" в повседневность связано со становлением ортодоксии: марксистско-ленинская идеология ис-пользовалась - как идеология - для организации деятельности "масс" в интере-сах партии и государства. „ Но "не является ли эксплицитная идеология проти-воречием в терминах?" - задается вопросом ван дер Зверд. Работа идеологиче-ского механизма должна быть, по определению, скрыта. "Советский случай", доказывает автор, представляет "экстремальный случай" идеологии: даже само-название себя идеологией используется идеологически, идеологически скрыва-ет эту идеологию.
Марксизм-ленинизм объявлял себя в качестве мотивационной установки: декларировалось, что партия и правительство, интеллигенция и, вообще говоря, все добропорядочные советские граждане руководствуются в своей практиче-ской деятельности принципами марксизма-ленинизма. В действительности же, марксизм-ленинизм выполнял прежде всего функцию легитимации, а не моти-вации. Подобная смена функций - мотивационной на легитимационную - не-редко случается с революционными теориями, когда их адепты приходят к вла-сти. Само "рождение" марксизма-ленинизма ознаменовало переход революци-онной теории марксизма к консервативной идеологии. Более того, мотивацион-ный заряд марксизма был скорее вредным, нежели полезным, для утвердивше-гося большевистского государства.
Потому задачей сталинского режима стала нейтрализация марксизма - лишениие его критических потенций, его консервация. Сталин лично контро-лировал этот процесс, исполнителями были "философы-аппаратчики".
Автор приходит к выводу: марксизм-ленинизм был универсальным сред-ством легитимности в Советском Союзе на протяжении многих лет, начиная со времени установления марксистско-ленинской ортодоксии.
Это означает, что любая - социальная, политическая, экономическая или интеллектуальная - деятельность, дабы быть легитимной, должна была иметь обоснование в терминах официального марксизма-ленинизма (его текущей вер-сии). При этом в разные времена марксизм-ленинизм мог обладать мотиваци-онной силой, мог иметь искренних приверженцев - это никак не влияло на его функционирование в качестве средства легитимности. Партийная элита была глубоко убеждена в неизбежности идеологии марксизма-ленинизма, интелли-генция - в неизбежности ее существования и необходимости "иметь с ней дело". Таким образом, марксизм-ленинизм стал "объективным фактом" советского общества, чего никто не мог избежать, не становясь иллегитимным.
Советская идеология обеспечивала советское общество уникальным сло-варем легитимности - набором предложений, выражений, терминов и правил для обоснования какого-либо рода деятельности. Она фукционировала незави-симо от "хорошей или плохой веры" в нее. Так, декларируемая в годы "развито-го социализма" вера в марксизм-ленинизм воспринималась как бессодержа-тельный ритуал. Подобные ситуации -когда люди продолжают выполнять не-кие ритуалы и представлять свои действия в терминах теорий, которых они уже не придерживаются -нередки в общественной жизни, замечает ван дер Зверд. Его, однако, поражает масштаб происходившего: время как бы остановилось, ситуация законсервировалась при "застое", и, хотя "люди перестали верить", марксистско-ленинский фон детерминировал публичную жизнь в течение "це-лых двадцати лет".
А. Бесансон характеризует специфическое качество советского общества: реальность здесь подменя
Другие работы
390 руб.
390 руб.
390 руб.
260 руб.