Номер: 68554
Количество страниц: 89
Автор: proffi61111
Диплом Состояние неречевых процессов у дошкольников с ОНР (в рамках дисграфических расстройств), номер: 68554
2600 руб.
Купить эту работу
Не подошла
данная работа? Вы можете заказать учебную работу
на любую интересующую вас тему
Заказать новую работу
данная работа? Вы можете заказать учебную работу
на любую интересующую вас тему
- Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы исследования состояния неречевых
процессов у дошкольников с ОНР
1.1. Характеристика развития речи у дошкольников в норме и
патологии 7
1.2. Особенности развития детей дошкольного возраста с ОНР 27
Глава 2. Экспериментальное изучение состояний неречевых процессов у дошкольников с ОНР
2.1. Организация и методы исследования 39
2.2. Анализ результатов исследования 43
Глава 3. Рекомендации к составлению программы коррекции неречевых процессов у дошкольников с ОНР 59
Заключение 72
Литература 76
Приложения 81
Введение
Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как узел, в котором сходятся различные линии психического развития мышление, воображение, память, эмоции. Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения к ценностям духовной культуры от поколения к поколению, а также необходимым условием воспитания и обучения.
Дошкольный возраст это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сенситивный период развития.
Однако в настоящее время довольно часто педагогами, воспитателями и логопедами отмечаются отклонения в развитии речи у дошкольников, которые в научной литературе получили название – общее недоразвитие речи (ОНР). При диагнозе «общее недоразвитие речи» происходят отрицательные изменения в развитии не только речи, но и познавательной, интеллектуальной, социальной сфер личности дошкольника, которые в конечном итоге не позволяют ему обучаться в общеобразовательных учреждениях. Этот факт и предопределяет социальную значимость данной работы.
Проблема воспитания и обучения детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи привлекла внимание исследователей еще с начала XX века. В отечественно педагогике, психологии и логопедии проблема развития ребенка с ОНР получила достаточно широкое развитие. Так, изучением общих особенностей дошкольников с ОНР занимались Л.С. Выготский, Т.Г. Визель, Л.Н. Ефимова, методов исследования – О.Б. Иншакова, сравнительных характеристик между отдельными группами детей с различными диагнозами ОНР – Р.Л. Мартынова, характеристик фонематического слуха – Н.В. Дурова, методов коррекции отклонений в общем и речевом развитии дошкольников – А.И. Богомолова, Н.С. Жукова, Т.А. Ткаченко, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, и, наконец, подготовкой детей к школе – Г.А. Каше и др.
Несмотря на многочисленность и разнообразие работ в этой области, следует отметить, что основной упор в них делается на изучении общих характеристик и условий и способов коррекции речевого и общего развития детей с диагнозом «общее недоразвитие речи». Специальных же исследований в области диагностики и коррекции таких частных вопросов как особенности операции фонемного анализа, темпо-ритмические процессы, оптико-пространственная ориентация дошкольников с ОНР в современной литературе явно недостаточно. Этот факт определяет научную значимость настоящего исследования.
Практическая значимость данной работы обусловлена тем, что итогом нашего исследования будет разработка рекомендаций к составлению программы коррекции отдельных речевых особенностей недоразвития ребенка – дошкольника, которые могут быть использованы в практической работе педагогами, психологами, логопедами, дефектологами и другими специалистами, занимающимися данной проблемой.
Из всего вышесказанного можно сформулировать проблему нашего исследования. В настоящее время существует достаточное количество общих исследований, направленных на изучение различных сторон личности детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Этот факт объясняется тем, что проблема формирования и развития личности ребенка с ОНР на данный момент очень актуальна. В тоже время, анализ литературы, проведенный нами, показал, что изучению таких частных вопросов как особенности развития операций фонемного анализа, темпо-ритмических процессов, оптико-пространственной ориентации, на наш взгляд, недостаточно исследованы.
В связи с этим цель данной работы – изучение состояния неречевых процессов у дошкольников с ОНР.
Объект исследования – особенности отклонений в развитии детей дошкольного возраста с ОНР.
Предмет исследования – состояние неречевых процессов дошкольников с общим недоразвитием речи.
Гипотеза – у детей дошкольного возраста с диагнозом «общее недоразвитие речи» наблюдаются значительные нарушения и в развитии неречевых процессов. При этом степень проявления этих нарушений зависит от того или иного вида речевой патологии.
Задачи:
1. Провести комплексный анализ литературы по проблеме.
2. Определить и провести научную трактовку основных понятий исследования.
3. Выявить особенности развития детей дошкольного возраста с ОНР.
4. Подобрать пакет диагностических методик и изучить уровень проявления неречевых нарушений у дошкольников с общим недоразвитием речи.
5. Провести анализ полученных результатов.
6. Разработать, исходя из полученных результатов, рекомендации к программе коррекции неречевых нарушений у дошкольников с ОНР.
В экспериментальную базу исследования были включены дети дошкольного возраста (5-6 лет), занимающиеся в специализированных детских садах № 231. В экспериментальную группу были включены 30 человек (14 мальчиков и 16 девочек). Включенные в эксперимент дети представляют две старшие и одну подготовительную группы детского сада.
Основными методами исследования явились:
1. Наблюдение по специальной программе, учитывающей особенности развития детей-дошкольников с общим недоразвитием речи.
2. Беседа, направленная на установление доверительных отношений между ребенком и экспериментатором для увеличения валидности данных.
3. Тестирование, включающее в себя 3 группы диагностических проб для исследования: операций фонемного анализа, темпо-ритмических процессов и оптико-пространственной ориентации. Каждая из 3 проб содержит 5 методик.
Структура и объем работы – дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, литературы, приложений.
В структуру данной работы вошли следующие основные разделы:
1. В теоретической части нами были рассмотрены: особенности развития ребенка-дошкольника с диагнозом «общее недоразвитие речи», психофизиологическая и личностная характеристика детей дошкольного возраста с ОНР, условия и проблемы формирования устной и письменной речи у этой группы ребят.
2. Во второй практической главе нами было проведено исследование по определению особенностей развития операций фонемного анализа, темпо-ритмических процессов и оптико-пространственной ориентации у детей с ОНР.
3. В третьей главе, нами были составлены рекомендации к коррекции неречевых нарушений дошкольников с ОНР.
Другие работы
390 руб.
390 руб.