Номер: 71514
Количество страниц: 147
Автор: proffi61111
Диплом Сложение и вычитание в пределах 10 в специальной коррекционной школе VIII вида, номер: 71514
3250 руб.
Купить эту работу
Не подошла
данная работа? Вы можете заказать учебную работу
на любую интересующую вас тему
Заказать новую работу
данная работа? Вы можете заказать учебную работу
на любую интересующую вас тему
- Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблемы сложения и вычитания в пределах 10 в специальной коррекционной школе VIII вида
1.1. Психолого-педагогическая характеристика умственно отсталых детей 7
1.2. Особенности развития и обучения умственно отсталых детей в младшем школьном возрасте 19
1.3. Особенности обучения счету и принципа сложения и вычитания
в пределах 10 детей с умственной отсталостью 27
Глава 2. Эмпирическое изучение проблемы сложения и вычитания в пределах 10 в специальной коррекционной школе VIII вида
2.1. Организация и методы исследования 35
2.2. Результаты констатирующего эксперимента 39
2.3. Программа формирующего эксперимента 49
2.4. Анализ результатов контрольного эксперимента 53
Заключение 64
Литература 67
Приложения 73
Введение
В качестве наиболее значимого для целей социальной адаптации и интеграции в общество детей с нарушениями в развитии в теории и практике специального образования выделяется формирование навыка математического счета, которые помогают адаптироваться ребенку в обществе и направлены на достижение детьми и подростками социального комфорта и равноправия в обществе. В психолого-педагогических исследованиях отмечается, что правильно организованный процесс формирования навыка обучения математическому счету является эффективным средством коррекции недостатков развития умственной деятельности учащихся вспомогательной школы. Формирование навыков сложения и вычитания занимает одно из центральных мест в системе учебно-воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе и позволяет решать задачи социальной реабилитации учащихся с умственной отсталостью. Это объясняет социальную актуальность изучаемой нами проблемы.
Изучение особенностей развития детей с умственной отсталостью является предметом многочисленных исследований в отечественной коррекционной психологии и педагогики (Л.С. Выготский, Н.П. Вайзман, Т.А. Власова, Г.М. Дульнев, Х.С. Замский, Д.Н. Исаев, А.Р. Малер, М.С. Певзнер, Г.В. Цикото и др.). В работах этих и других авторов, прежде всего, рассматриваются особенности психического развития умственно отсталых детей, а также возможности и способы коррекции различных отклонений в развитии, связанные с нарушениями интеллекта. В тоже время следует отметить, что работ в области изучения формирования навыка математического счета, сложения и вычитания в пределах 10 в современной литературе не достаточно, что и определяет научную значимость данной проблемы.
Практическая значимость объясняется возможностью использования полученных теоретических, а особенно эмпирических результатов на практике формирования навыков математического счета, сложения и вычитания в пределах 10 в процессе обучения ребенка в специальной коррекционной школе VIII вида.
Исходя из вышеизложенного, мы можем сформулировать следующую проблему настоящего исследования.
На современном этапе развития социальной и научной мысли констатируется, что исследований в области изучения умственно отсталых детей и подростков в коррекционной школе достаточно много. Этот факт обусловлен тем, что, и в отечественной, и в зарубежной коррекционной психологии и педагогики данной проблеме уделяется достаточно пристальное внимание. Однако проблема формирования навыка математического счета, сложения и вычитания в пределах 10 умственно отсталых школьников в настоящее время рассматривается в научной литературе не достаточно.
Цель исследования – изучение проблемы сложения и вычитания в пределах 10 в специальной коррекционной школе VIII вида.
Объект исследования - навык сложения и вычитания в пределах 10 у умственно отсталых школьников.
Предмет исследования - формирование навыка математического счета, сложения и вычитания в пределах 10 у умственно отсталых школьников в процессе обучение в специальной коррекционной школе VIII вида.
Гипотезы исследования:
1. У детей младшего школьного возраста с диагнозом умственная отсталость, имеются проблемы в процессе освоения навыков сложения и вычитания в пределах 10, выраженные в таких аспектах как прямой и обратный счет в пределах 10, сравнение большего числа и меньшего, в нарушении навыков самоконтроля при счете.
2. Обучение умственно отсталых детей сложению и вычитанию в пределах 10 – это такой образовательный процесс, который должен содержать в себе игровые формы, направленные не просто на овладение процессом счета, но на развитие восприятия, внимания, мышления.
Задачи исследования:
1.Проанализировать современное состояние проблемы формирования навыка сложения и вычитания в пределах 10 в специальной коррекционной школе VIII вида.
2. Эмпирически изучить основные характеристики развития навыка счета, сложения и вычитания в пределах 10 у детей с умственной отсталостью в возрасте 7-8 лет.
3. Составить и апробировать программу формирования навыка счета, сложения и вычитания в пределах 10 у детей с умственной отсталостью в возрасте 7-8 лет.
Методологической основой работы являются концептуальные разработки Т.А. Власовой, Л.С. Выготского, Х.С. Замского, В.А. Лабунской, А.Р. Малера, М.С. Певзнера, С.А. Рубенштейна, Г.В. Цикото и др.
Экспериментальная часть исследования проводилась в несколько этапов:
Первый этап – проведение констатирующего эксперимента с группой младших школьников, выделение контрольной и экспериментальной группы.
Второй этап – проведение формирующего эксперимента, разработка и апробирование программы обучения сложению и вычитанию в пределах 10 умственно отсталых школьников на уроках математики.
Третий этап – проведение повторного контрольного исследования в экспериментальной и контрольной группе. Анализ, обработка, обобщение и интерпретация результатов экспериментального исследования. Определение эффективности разработанной нами программы.
Методы исследования - эксперимент, беседа, наблюдение, методы обработки данных, интерпретационные методы, теоретический анализ литературы.
В выборочную совокупность исследования составили 20 детей младшего школьного возраста. Первую группу испытуемых составили школьники с нормальным развитием (10 человек), а вторую – дети с диагнозом умственная отсталость (10 испытуемых). Возраст испытуемых 7-8 лет.
Другие работы
390 руб.
390 руб.