Номер: 68233
Количество страниц: 88
Автор: proffi61111
Диплом Школьная дезадаптация младших школьников и возможности коррекции, номер: 68233
2600 руб.
Купить эту работу
Не подошла
данная работа? Вы можете заказать учебную работу
на любую интересующую вас тему
Заказать новую работу
данная работа? Вы можете заказать учебную работу
на любую интересующую вас тему
- Содержание:
Введение 3
ГЛАВА I. ДЕЗАДАПТАЦИЯ КАК СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ 6
1.1. Проблема школьной дезадаптации в психолого-педагогических исследованиях 6
1.2. Причины дезадаптации младших школьников 13
1.3. Возможности коррекции дезадаптации младших школьников 24
Выводы по первой главе 40
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРИЧИН ШКОЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ И ЕЁ КОРРЕКЦИИ 41
2.1. Организация и методы исследования 41
2.2. Анализ результатов I этапа исследования. 45
2.3. Профилактика и коррекция школьной дезадаптации. 61
2.4. Анализ результатов II этапа исследования 63
Вывод по второй главе 74
Заключение 76
Литература 78
Приложение………………………………………………………………………..82
Введение
Актуальность исследования. Поступление в школу знаменует собой начало нового возрастного периода в жизни ребёнка- начало младшего школьного возраста, ведущей деятельностью которого становиться учебная деятельность.
Целью обучения и воспитания является всестороннее развитие личности. Но в процессе обучения отдельные учащиеся сталкиваются с некоторыми трудностями в адаптации к учебной деятельности, таких учащихся относят к разряду неуспевающих. В школе психолог сталкивается с массой проблем, от успешного решения которых зависит благополучие школьников, и школьная дезадаптация среди них на первом месте. Изучением данной проблемы занимаются и педагоги и психологи. Много работ посвящено рассмотрению не адаптации учащихся. Большинство авторов, такие как, Безруких М.М., Каган В.Е., Чуткина Г.М., основываются на том, что она возникает как следствие отсутствия индивидуального подхода к учащемуся. Поэтому психологическое решение проблемы не адаптации заключается в анализе ее причин и предотвращении или ликвидации этих причин в учебно-воспитательном процессе. Так проблема своевременного распознавания причин, вызывающих трудности в обучении, и их преодоления относится к числу самых актуальных и трудных задач педагогов и психологов. Закономерным является всестороннее рассмотрение этой проблемы, которое является самыми распространенными факторами не адаптации. Несмотря на совершенствование качества процесса обучения и воспитания, число неуспевающих учащихся по-прежнему не уменьшается. Проблема неадаптации выступает в связи с этим как одна из острых и актуальных на сегодняшний день. Многие исследователи педагогической и психологической науки пытаются определить причины неуспеваемости, разработать пути преодоления ее в учебном процессе. На пути разрешения данного вопроса уже сделано немало, но затруднения учащихся в школе не исчезают, учитель сталкивается в каждом конкретном случае с определенным видом и типом неуспеваемости, а также причиной, вызвавшей отставание в учении. Психолог должен своевременно проводить работу по преодолению неуспеваемости, так как успеваемость на начальном этапе обучения является базой, способствующей общему эмоциональному благополучию в школе. Раннее преодоление неуспеваемости поможет создать благоприятные условия для успешной учебной деятельности.
Таким образом, теоретическая и практическая необходимость в рассмотрении данной проблемы существует. Следовательно, мы в своей дипломной работе, целью которой мы видим изучение методов профилактики и коррекции школьной дезадаптации, попытаемся решить следующие задачи:
- изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования «школьная дезадаптация в младшем школьном возрасте»;
- провести эмпирическое изучение степени адаптированности младших школьников к обучению в школе;
- разработать и реализовать программу по профилактике и коррекции школьной дезадаптации;
- разработать рекомендации для педагогов и родителей по профилактике и коррекции школьной дезадаптации детей.
Объект исследования – дезадаптация в младшем школьном возрасте.
Предмет исследования – причины школьной дезадаптации младшего школьника.
Гипотеза исследования: Причинами школьной дезадаптации являются в том числе нарушения в мотивационной и эмоционально-волевой сферах личности младших школьников. Коррекция школьной дезадаптации возможна при условии коррекции этих сфер.
Методы исследования:
Теоретические: изучение и анализ литературы.
Эмпирические:
1. Диагностика уровня школьной дезадаптации: опросник для учителей Л.М.Ковалевой
2. Диагностика школьной мотивации: анкета для оценки уровня школьной мотивации Н.Г.Лускановой, Методика исследования мотивации учения у первоклассников М.Р.Гинзбург (адаптация И.Ю. Пахомовой и Р.В. Овчаровой.)
3. Диагностика тревожности: методика «Выбери нужное лицо»
Р. Тэммл, М. Дорки и В. Амен.
4. Диагностика самооценки: Методика «Лесенка» Щур.
Эмпирическая база исследования: в исследовании принимали участие 30 учащихся школы №16 п. Приютово в возрасте 6-7 лет, их родители, классный руководитель.
Другие работы
390 руб.
390 руб.