355266 работ
представлено на сайте
Семантика систем ориентаций в культурном пространстве эвенов и эвенков

Диплом Семантика систем ориентаций в культурном пространстве эвенов и эвенков, номер: 40172

Номер: 40172
Количество страниц: 90
Автор: proffi3
2600 руб.
Купить эту работу
Не подошла
данная работа?
Вы можете заказать учебную работу
на любую интересующую вас тему
Заказать новую работу
essay cover Семантика систем ориентаций в культурном пространстве эвенов и эвенков , Введение……………………………………………………………...........................3 1 Ориентационные системы в формировании культурного пространства……..8
1....

Автор:

Дата публикации:

Семантика систем ориентаций в культурном пространстве эвенов и эвенков
logo
Введение……………………………………………………………...........................3 1 Ориентационные системы в формировании культурного пространства……..8
1....
logo
144010, Россия, Московская, Электросталь, ул.Ялагина, д. 15А
Телефон: +7 (926) 348-33-99

StudentEssay

buy КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ.
  • Содержание:
    Введение……………………………………………………………...........................3 1 Ориентационные системы в формировании культурного пространства……..8
    1.1 Понятие культурного пространства……………………………8 1.2 Универсальные ориентационные системы
    в культурном пространстве……………………………………………...13
    2 Модель культурного пространства кочевых народов Севера (эвенов и эвенков)……..…………………………………………………………………...29
    2.1 Ориентационные системы в религиозно-мифологических представлениях эвенов и эвенков……………………………………………………..………29
    2.2 Семантика ориентационных систем в материальной культуре эвенов и эвенков……………………………………………………………………...51
    2.2.1 Отражение ориентационных представлений в элементах костюма...…51
    2.2.2 Выявление ориентационных систем в семантике структурных частей жилища……………………………………..………………………..........65
    Заключение………………………………………………………………………….76
    Список использованных источников……………………………………………...81
    Приложение………………………………………………………………………....89









    Введение

    Изучение культурного пространства является важным научным направлением в гуманитарном знании. В работах современных исследователей термин «культурное пространство» встречается в разных интерпретациях. Категории пространства и времени в гуманитарных исследованиях изучаются как соотносимые явления (пространство наполнено временными существующими предметами; время наполнено пространственными событиями) и обозначаются понятием ««хронотоп». Xронотоп - это живое синкретичное измерение пространства и времени, в котором они нераздельны. Xронотоп сознания двулик. Это в такой же степени современенность пространства, в какой "опространственность времени".
    Время и пространство мыслятся как абстракции, при посредстве которых возможно построение картины унифицированного космоса, выработка идеи единой и закономерно-упорядоченной Вселенной. Пространство и время создают особую картину культуры. Важно изучать структуру этой картины, которую в частности задают пространственные ориентации.
    В традиционной культуре представления о времени и пространстве являлись важнейшими категориями, которые характеризуют сознание человека, определяют социально-психологическую специфику общества, формируют основные параметры образа мира, культуры. «С ориентацией человека в пространстве связаны определённые космологические, астрономические, сакрально- культовые, географические, бытовые и другие ориентационные представления и принципы» [66: 37].
    Изучать культуру с точки зрения пространственной картины представляется возможным на материале традиционной культуры, в силу того, что она консервативна. Вследствие ее консервативности, образ пространства закреплен в мифологически-религиозной картине мира.
    Актуальность исследования. В настоящее время культура коренных малочисленных народов России привлекает все большее внимание исследователей. Этому во многом способствует государственная политика по сохранению национально-исторических корней, возрождению национального самосознания. Одним из аспектов процесса культурного сохранения является изучение культуры коренных этносов России.
    В существующих на данный момент научных исследованиях традиционной культуры тунгусо-маньчжуров (эвенов и эвенков) акцент делается на описании артефактов материальной и духовной культуры. В дипломной работе была предпринята попытка проанализировать культурное пространство в целостности с точки зрения пространственных ориентаций. Следует отметить, что исследуются элементы материальной культуры эвенов и эвенков, так как многое утеряно и трансформировалось под воздействием инокультурных влияний. Поэтому мы обращаемся к доступному нам материалу, зачастую фрагментарному, с целью создания целостной картины культурного пространства.
    Научная новизна исследования: в работе предпринята попытка системного анализа элементов традиционной культуры при воссоздании модели культурного пространства эвенов и эвенков.
    Объект исследования: традиционная культура тунгусо-маньчжуров (эвенов и эвенков).
    Предмет исследования: культурное пространство кочевых народов Севера (эвенов и эвенков).
    Источником дипломной работы послужили сказки, мифы, религиозные ритуалы эвенов и эвенков, этнографические и археологические исследования, дающие представление о материальной (жилище и костюм) и духовной культуре народностей.
    Цель дипломной работы: выявить семантику систем ориентаций в культурном пространстве эвенов и эвенков
    Цель определила задачи исследования:
    - дать определение понятию «культурное пространство»;
    - выделить традиционные универсальные системы ориентации в культурном пространстве и их семантику;
    - выявить специфику пространственных представлений, закрепленных в духовной культуре эвенов и эвенков (на материале религиозно-мифологических представлений);
    - определить семантику пространственных ориентаций материальной культуры эвенов и эвенков (на примере жилища и костюма).
    Методом исследования является системный метод, позволяющий рассматривать культурное пространство как целостную систему, где каждый элемент находится в тесной связи, во взаимодействии с другими элементами. Рассматривая отдельные структурные части системы и их семантику, мы получаем целостную картину культурного пространства эвенов и эвенков.
    Благодаря сравнительно-историческому методу, мы выделили универсальные ориентационные системы, применили их к культурному пространству эвенов и эвенков, обозначили специфические черты, свойственные только данной культуре.
    Теоретико-методологическая основа: К проблемам культурного пространства в гуманитарном аспекте обращались в своих работах такие исследователи как французский историк Фернан Бродель, французский философ и социолог Пьер Бурдье, Мишель Фуко и Анри Лефевр, английский социолог Энтон Гидденс, английский географ Дэвид Харви, американский географ Эдвард Соуджей, швейцарский географ Бенно Верлен. В равной мере, обсуждение культурно-антропологических проблем пространства невозможно без учета трудов таких современных российских авторов, как А.С. Ахиезер, В.Л. Глазычев, В.Л. Каганский, В.А. Колосов, Б.Н. Миронов, А.И. Трейвиш, А.Ф. Филиппов.
    В социально-культурной антропологии изучение пространственных категорий в культуре занимает одно из первостепенных мест. Французский ученый А. Леруа-Гуран в работе «Первобытные религии» одним из первых обратился к пространственным характеристикам элементов материальной культуры, как, скажем, значимость их протяженности или, наоборот, объемности, а также к вопросам различий восприятия пространства в разных культурах, при разных способах жизнеобеспечения. Он писал о том, что для раннего охотника и собирателя мир линеен, значение имеет не поверхность земли, а маршрут перекочевки - по тропе, вдоль речной долины, по берегу водоема и т.д. Эти соображения позднее нашли плодотворное развитие. А. Леруа-Гуран сделал еще одно важное наблюдение - это архетипическое стремление моделировать большое пространство в малом. Соответственно, он отметил существование разных типов городских поселений, прежде всего городов концентрического типа и городов типа шахматной доски. В обоих случаях город строится как модель мира. О.Ю.Артемова разрабатывает понятие о фокусном восприятии пространства при охоте и собирательстве в работе «Традиции землепользования мобильных охотников и собирателей в условиях оседлого поселения начала XXI в» (аборигены западного Кэйп-Йорка, Австралия).
    Эти работы оказали фундаментальными для тех исследователей, которые стали заниматься так называемым "этническим пространством культуры". В работе Н.Л. Жуковской содержится глубокий анализ пространства и времени как категорий традиционной культуры монголов («Категории и символика традиционной культуры монголов»). Достаточно освещено в исследовательской литературе славянское жилище, которое выступает как объект семиотического анализа в трудах А.К. Байбурина («Жилище в обрядах и представлениях восточных славян»).
    Коллектив новосибирских авторов (Э.Л. Львова, И.В. Октябрьская, А.М. Сагалаева) выполнил широкое исследование по мировоззрению тюркских народов Южной Сибири, в котором уделено большое место проблеме пространства и времени («Традиционное мировоззрение тюрков Южной Сибири»). Следует отметить также работу Подосинова А.В., в которой исследуются ориентационные представления архаических культур Евразии и их семантика («Ориентация по странам света в архаических культурах Евразии»).
    Следует назвать работы, посвященные изучению собственно культуры тунгусо-маньчжуров: это труды Василевич Г.М. «Эвенки», Тураева В.А. «История и культура эвенов». Работа Иващенко Я.С. «Семиотика традиционного жилища» модержит описание семантики элементов жилища тунгусо-маньчжуров.
    Структура и объем дипломной работы: дипломная работа состоит из Введения, двух частей, Заключения, Списка использованных источников и приложений. Основное содержание дипломной работы описано на 89 листах текста формата А4, 10 таблиц; справочное приложение приводится на 2 листах. Для написания дипломной работы использовано 87 источников.
logo

Другие работы