Номер: 40172
Количество страниц: 90
Автор: proffi3
Диплом Семантика систем ориентаций в культурном пространстве эвенов и эвенков, номер: 40172
2600 руб.
Купить эту работу
Не подошла
данная работа? Вы можете заказать учебную работу
на любую интересующую вас тему
Заказать новую работу
данная работа? Вы можете заказать учебную работу
на любую интересующую вас тему
- Содержание:
Введение……………………………………………………………...........................3 1 Ориентационные системы в формировании культурного пространства……..8
1.1 Понятие культурного пространства……………………………8 1.2 Универсальные ориентационные системы
в культурном пространстве……………………………………………...13
2 Модель культурного пространства кочевых народов Севера (эвенов и эвенков)……..…………………………………………………………………...29
2.1 Ориентационные системы в религиозно-мифологических представлениях эвенов и эвенков……………………………………………………..………29
2.2 Семантика ориентационных систем в материальной культуре эвенов и эвенков……………………………………………………………………...51
2.2.1 Отражение ориентационных представлений в элементах костюма...…51
2.2.2 Выявление ориентационных систем в семантике структурных частей жилища……………………………………..………………………..........65
Заключение………………………………………………………………………….76
Список использованных источников……………………………………………...81
Приложение………………………………………………………………………....89
Введение
Изучение культурного пространства является важным научным направлением в гуманитарном знании. В работах современных исследователей термин «культурное пространство» встречается в разных интерпретациях. Категории пространства и времени в гуманитарных исследованиях изучаются как соотносимые явления (пространство наполнено временными существующими предметами; время наполнено пространственными событиями) и обозначаются понятием ««хронотоп». Xронотоп - это живое синкретичное измерение пространства и времени, в котором они нераздельны. Xронотоп сознания двулик. Это в такой же степени современенность пространства, в какой "опространственность времени".
Время и пространство мыслятся как абстракции, при посредстве которых возможно построение картины унифицированного космоса, выработка идеи единой и закономерно-упорядоченной Вселенной. Пространство и время создают особую картину культуры. Важно изучать структуру этой картины, которую в частности задают пространственные ориентации.
В традиционной культуре представления о времени и пространстве являлись важнейшими категориями, которые характеризуют сознание человека, определяют социально-психологическую специфику общества, формируют основные параметры образа мира, культуры. «С ориентацией человека в пространстве связаны определённые космологические, астрономические, сакрально- культовые, географические, бытовые и другие ориентационные представления и принципы» [66: 37].
Изучать культуру с точки зрения пространственной картины представляется возможным на материале традиционной культуры, в силу того, что она консервативна. Вследствие ее консервативности, образ пространства закреплен в мифологически-религиозной картине мира.
Актуальность исследования. В настоящее время культура коренных малочисленных народов России привлекает все большее внимание исследователей. Этому во многом способствует государственная политика по сохранению национально-исторических корней, возрождению национального самосознания. Одним из аспектов процесса культурного сохранения является изучение культуры коренных этносов России.
В существующих на данный момент научных исследованиях традиционной культуры тунгусо-маньчжуров (эвенов и эвенков) акцент делается на описании артефактов материальной и духовной культуры. В дипломной работе была предпринята попытка проанализировать культурное пространство в целостности с точки зрения пространственных ориентаций. Следует отметить, что исследуются элементы материальной культуры эвенов и эвенков, так как многое утеряно и трансформировалось под воздействием инокультурных влияний. Поэтому мы обращаемся к доступному нам материалу, зачастую фрагментарному, с целью создания целостной картины культурного пространства.
Научная новизна исследования: в работе предпринята попытка системного анализа элементов традиционной культуры при воссоздании модели культурного пространства эвенов и эвенков.
Объект исследования: традиционная культура тунгусо-маньчжуров (эвенов и эвенков).
Предмет исследования: культурное пространство кочевых народов Севера (эвенов и эвенков).
Источником дипломной работы послужили сказки, мифы, религиозные ритуалы эвенов и эвенков, этнографические и археологические исследования, дающие представление о материальной (жилище и костюм) и духовной культуре народностей.
Цель дипломной работы: выявить семантику систем ориентаций в культурном пространстве эвенов и эвенков
Цель определила задачи исследования:
- дать определение понятию «культурное пространство»;
- выделить традиционные универсальные системы ориентации в культурном пространстве и их семантику;
- выявить специфику пространственных представлений, закрепленных в духовной культуре эвенов и эвенков (на материале религиозно-мифологических представлений);
- определить семантику пространственных ориентаций материальной культуры эвенов и эвенков (на примере жилища и костюма).
Методом исследования является системный метод, позволяющий рассматривать культурное пространство как целостную систему, где каждый элемент находится в тесной связи, во взаимодействии с другими элементами. Рассматривая отдельные структурные части системы и их семантику, мы получаем целостную картину культурного пространства эвенов и эвенков.
Благодаря сравнительно-историческому методу, мы выделили универсальные ориентационные системы, применили их к культурному пространству эвенов и эвенков, обозначили специфические черты, свойственные только данной культуре.
Теоретико-методологическая основа: К проблемам культурного пространства в гуманитарном аспекте обращались в своих работах такие исследователи как французский историк Фернан Бродель, французский философ и социолог Пьер Бурдье, Мишель Фуко и Анри Лефевр, английский социолог Энтон Гидденс, английский географ Дэвид Харви, американский географ Эдвард Соуджей, швейцарский географ Бенно Верлен. В равной мере, обсуждение культурно-антропологических проблем пространства невозможно без учета трудов таких современных российских авторов, как А.С. Ахиезер, В.Л. Глазычев, В.Л. Каганский, В.А. Колосов, Б.Н. Миронов, А.И. Трейвиш, А.Ф. Филиппов.
В социально-культурной антропологии изучение пространственных категорий в культуре занимает одно из первостепенных мест. Французский ученый А. Леруа-Гуран в работе «Первобытные религии» одним из первых обратился к пространственным характеристикам элементов материальной культуры, как, скажем, значимость их протяженности или, наоборот, объемности, а также к вопросам различий восприятия пространства в разных культурах, при разных способах жизнеобеспечения. Он писал о том, что для раннего охотника и собирателя мир линеен, значение имеет не поверхность земли, а маршрут перекочевки - по тропе, вдоль речной долины, по берегу водоема и т.д. Эти соображения позднее нашли плодотворное развитие. А. Леруа-Гуран сделал еще одно важное наблюдение - это архетипическое стремление моделировать большое пространство в малом. Соответственно, он отметил существование разных типов городских поселений, прежде всего городов концентрического типа и городов типа шахматной доски. В обоих случаях город строится как модель мира. О.Ю.Артемова разрабатывает понятие о фокусном восприятии пространства при охоте и собирательстве в работе «Традиции землепользования мобильных охотников и собирателей в условиях оседлого поселения начала XXI в» (аборигены западного Кэйп-Йорка, Австралия).
Эти работы оказали фундаментальными для тех исследователей, которые стали заниматься так называемым "этническим пространством культуры". В работе Н.Л. Жуковской содержится глубокий анализ пространства и времени как категорий традиционной культуры монголов («Категории и символика традиционной культуры монголов»). Достаточно освещено в исследовательской литературе славянское жилище, которое выступает как объект семиотического анализа в трудах А.К. Байбурина («Жилище в обрядах и представлениях восточных славян»).
Коллектив новосибирских авторов (Э.Л. Львова, И.В. Октябрьская, А.М. Сагалаева) выполнил широкое исследование по мировоззрению тюркских народов Южной Сибири, в котором уделено большое место проблеме пространства и времени («Традиционное мировоззрение тюрков Южной Сибири»). Следует отметить также работу Подосинова А.В., в которой исследуются ориентационные представления архаических культур Евразии и их семантика («Ориентация по странам света в архаических культурах Евразии»).
Следует назвать работы, посвященные изучению собственно культуры тунгусо-маньчжуров: это труды Василевич Г.М. «Эвенки», Тураева В.А. «История и культура эвенов». Работа Иващенко Я.С. «Семиотика традиционного жилища» модержит описание семантики элементов жилища тунгусо-маньчжуров.
Структура и объем дипломной работы: дипломная работа состоит из Введения, двух частей, Заключения, Списка использованных источников и приложений. Основное содержание дипломной работы описано на 89 листах текста формата А4, 10 таблиц; справочное приложение приводится на 2 листах. Для написания дипломной работы использовано 87 источников.