I В каких случаях нарушена норма сочетаемости слов?
а) проявить способности; г) молодая девушка;
б) написать стихотворение; д) в апреле месяце;
в) заглавная должность; е) играть роль.
II С какими словами из ряда синонимов может сочетаться слово ОТВЕТ (в значении ОТВЕТ НА УРОКЕ)?
а) краткий; в) мимолетный;
б) короткий; г) непродолжительный.
III Составьте четыре словосочетания, используя в роли главного слова существительные ОТКЛИК; ОКЛИК; АБОНЕМЕНТ; АБОНЕНТ. Разберите составленные словосочетания.
IV Какие сочетания слов не являются словосочетаниями?
а) в начале весны; г) прилетит и запоет;
б) прилетит ласточка; д) веселым пением;
в) внезапно замолкнуть; е) в течение лета.
V В каком из словосочетаний нет ошибки в управлении?
а) уверенность в победу; в) надеяться на победу;
б) заведующий аптеки; г) оплатить за проезд.
VI Найдите ошибки в управлении
а) скучаю по вас; в) благодаря своей воле;
б) оплата за проезд; г) опираться на фактах.
VII Составьте словосочетания со связью управление
VIII Укажите правильные ответы.
Зависимые слова при связи согласование могут быть выражены:
а) наречиями; г) деепричастиями;
б) существительными; д) причастиями;
в) прилагательными; е) порядковыми числительными.
IX В каких словосочетаниях слова связаны примыканием?
а) серый от пыли; в) очень грязный;
б) поворот налево; г) возвратиться из похода.
X Прочитайте текст.
Как он был хорош, весь освещенный весенним солнцем, на белом фоне березняка! И какой своеобразный облик у этого лесного гиганта! Длинная горбоносая морда, огромные вывороченные корни-рога. Сам такой тяжелый, грузный, а ноги высокие, стройные, точно у скакового коня. И какая окраска шерсти – весь темно-бурый, а на ногах словно белые туго натянутые чулки.
О ком идет речь?
Подчеркните 3-4 словосочетания, которые помогли вам это определить.
Укажите тип речи:
Какие словосочетания – глагольные или именные – преобладают в тексте этого типа речи?
Вариант II
I В каких случаях не нарушена норма сочетаемости слов?
а) заглавная роль; г) благодаря болезни;
б) могущественный дуб; д) оказать впечатление;
в) молодой юноша; е) оказать помощь.
II С какими словами из ряда синонимов может согласовываться слово ВЗГЛЯД (выражение глаз)?
а) умный; в) разумный;
б) смышленый; г) башковитый.
III Составьте четыре словосочетания, используя в роли главного слова глаголы: ПРЕДСТАВИТЬ, ПРЕДОСТАВИТЬ, ОДЕЛИТЬ, ОБДЕЛИТЬ. Разберите составленные словосочетания.
IV Какие сочетания слов не являются словосочетаниями?
а) в конце осени; г) собираются в стаи;
б) осенний листопад; д) красив лес;
в) писал и рисовал; е) в продолжение часа.
V В каких словосочетаниях нет ошибки в управлении?
а) указать на недостатки; в) отзыв на книгу;
б) отчет о работе; г) рецензия о книге.
VI Найдите ошибку в управлении.
а) директор магазина; в) заведующий библиотеки;
б) верящий в победу; г) удивлен результатами.
VII Найдите ошибки.
а) согласно приказа; в) описывать картину;
б) пришел со школы; г) вопреки указания.
VIII Найдите правильные ответы.
Зависимые слова при связи управление могут быть выражены:
а) глаголами; г) местоимениями, сходными по форме
б) существительными; с существительными;
в) деепричастиями; д) наречиями.
IX В каких словосочетаниях слова связаны управлением?
а) развевающегося флага; в) ничем не интересовался;
б) повел бесстрашно; г) присутствовать на митинге.
X Прочитайте текст.
На ветке у форточки сидит воробей. Нахохлился, вобрал голову, похож на серый пушистый шарик.
…Каждый человек с самого детства знает этих маленьких вороватых птиц. Возле нас они кормятся, согреваются. Их песню - простое чириканье - мы часто вовсе не замечаем. Но стоит ей почему-либо утихнуть, мы чувствуем, что привыкли к этим нехитрым звукам к бойкому, суетливому проявлению жизни. И если мы расстанемся с родными местами, воспоминание о доме непременно связано с этой серенькой птичкой.
О ком идет речь?
Подчеркните 3-4 словосочетания, которые помогли вам это определить.
Выпишите из текста по одному словосочетанию с разными видами подчинительной связи и разберите их.