Номер: 68787
Количество страниц: 98
Автор: proffi61111
Диплом Роль среды в формировании личности подростка, номер: 68787
2600 руб.
Купить эту работу
Не подошла
данная работа? Вы можете заказать учебную работу
на любую интересующую вас тему
Заказать новую работу
данная работа? Вы можете заказать учебную работу
на любую интересующую вас тему
- Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблемы влияния среды на формирование личности подростка
1.1. Социально-психологическая характеристика детей подросткового возраста 6
1.2. Влияние социальных факторов на развитие личности и поведения ребенка в пубертатный период 19
1.3. Отклонения в развитии как результат неблагоприятного влияния
среды на личность ребенка в подростковый период 32
Глава 2. Экспериментальное изучение влияния среды на формирование личности подростка
2.1. Организация и методы исследования 45
2.2. Анализ результатов исследования
Глава 3. Программа формирования и развития личности подростка в условиях негативного влияния на нее среды
3.1. Анализ программ коррекции и развития личности подростков
при неблагоприятных внешних условиях воспитания 60
3.2. Рекомендации к составлению программы развития личности ребенка в подростковый период в условиях неблагоприятного влияния среды 66
Заключение 71
Литература 74
Приложения 79
Введение
Подростковый возраст это один из самых главных периодов развития личности человека. В этот период у человека формируется такие новообразования как самоидентичность, Образ-Я, самосознание, мировоззрение, ценностные представления и другие важные стороны, характеризующие личность подростка. Как и в любой другой возрастной период и в подростковом возрасте огромное влияние на развитие личности оказывает та социальная среда в которой ребенок воспитывается, развивается, живет. Условия семейного воспитания, обучения в школе, общения в группе сверстников, влияние средств массовой коммуникации все это и многое другое может оказывать как позитивное, так и негативное влияние на формирование личности ребенка в пубертатный период. Неблагоприятные условия внешней среды могут формировать у ребенка отклоняющиеся, девиантные паттерны поведения и характеристики личности, что в последствии может привести подростка к совершению преступлений, употреблению наркотических веществ и к другим формам асоциального поведения. Все это и предопределяет социальную значимость данного исследования.
Проблема изучения влияния среды на формирование личности ребенка в пубертатный период интересовало и интересует большое количество как зарубежных (М. Кле. Ф. Райс, Х. Ремшмидт, Д. Шэффер, Э.Эриксон и др.), так и отечественных (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, И.С. Кон, А.Н. Леонтьев, А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых, Д.И. Фельдштейн, Д.Б. Эльконин и др.) ученых. В работах этих и многих других авторов проблема подросткового возраста рассматривается с разных сторон, в том числе и в рамках изучения влияния среды на развитие личности подростков. Однако следует отметить, что большая часть из этих работ описывает данные экспериментов, проведенных еще в 70-80 гг. прошлого столетия. Современных экспериментальных наработок изучения данной проблемы явно не достаточно, что и составляет научную значимость нашей работы.
Определение причин и последствий неблагоприятного развития ребенка в подростковом периоде поможет нам составить рекомендации к программе коррекции отклоняющегося поведения. Эта работа и составляет практическую значимость данного исследования.
Исходя из вышеизложенного, мы можем сформулировать следующую проблему настоящего исследования.
На современном этапе развития социально-психологической научной мысли констатируется большое влияние социальной среды на формирование и развитие личности подростков. Этот факт, прежде всего, предопределен особенностями физиологического («гормональный сдвиг»), социального (условия семейного воспитания и обучения в школе) и психологического (формирование самооценки и самосознания, интеллектуальное и эмоциональное развитие) развития ребенка в пубертатный период. В то же время, на сегодняшний день остается неизвестным, в какой степени различные условия среды влияют на развитие личности подростков.
В связи с этим, целью нашего исследования является изучение роли среды в формировании личности подростка.
Объект исследования – личность подростков в возрасте 14- 15 лет.
Предмет исследования – социальная среда как фактор развития личности ребенка в подростковый период.
Гипотеза исследования – социальная среда (и, прежде всего, группа сверстников) оказывает влияние на развитие личности подростка, при этом неблагоприятные факторы среды (неблагополучия в семье, асоциальные группы сверстников и т.д.) влияют на формирование у ребенка в возрасте 14-15 лет отрицательных личностных паттернов (высокий уровень агрессивности, тревожности и др.).
Задачи исследования:
1. Провести комплексный анализ литературы по проблеме.
2. Определить основные понятия исследования.
3. Выявить особенности развития личности подростка при влиянии на него благоприятной и неблагоприятной среды.
4. Подобрать пакет диагностических методик для выявления особенностей развития личности при различных социальных условиях развития ребенка в возрасте 15-16 лет.
5. Изучить и проанализировать психологические особенности подростков, проявляющиеся при благоприятных и неблагоприятных условиях развития и воспитания личности.
6. На основе уже существующих методов, разработать рекомендации к составлению программы коррекции поведения подростков в условиях неблагоприятного влияния на него социальной среды.
Методы исследования: эксперимент, беседа, наблюдение, методы обработки данных, интерпретационные методы, теоретический анализ литературы.
Экспериментальная база исследования. В эксперименте приняли участие 70 школьников в возрасте от 14 до 15 лет в количестве 70 человек. 35 детей (17 девочек и 18 мальчиков) были выбраны нами из благополучных семей, находящихся в благоприятной среде воспитания. Вторая группа из 35 подростков (21 мальчик и 14 девочек) была составлена нами из детей, воспитывающихся в неблагополучных семьях и входящих в различные асоциальные группы сверстников. 3 из этой группы стоят на учете в «Детской комнате милиции».
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.
Другие работы
390 руб.
390 руб.