Номер: 68577
Количество страниц: 89
Автор: proffi61111
Диплом Роль предметного мира в приобщении детей к социальной действительности, номер: 68577
2600 руб.
Купить эту работу
Не подошла
данная работа? Вы можете заказать учебную работу
на любую интересующую вас тему
Заказать новую работу
данная работа? Вы можете заказать учебную работу
на любую интересующую вас тему
- Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты приобщения детей к
социальной действительности
1.1 Сущность процесса приобщения детей дошкольного возраста
к социальной действительности 8
1.2. Роль предметов в приобщении дошкольников к
социальной действительности 31
Глава 2. Формы и методы работы с использованием предметного мира приобщения дошкольников к социальной действительности
2.1 Констатирующий эксперимент 43
2.2. Формирующий эксперимент 53
2.3. Контрольный эксперимент 57
Заключение 67
Список литературы 71
Приложения 73
Введение
Современные тенденции развития системы образования в России связаны с реализацией запроса на оптимальное обновление его содержания и методов в соответствии с прогрессом общества, науки, культуры. Общественный заказ на развитие системы образования предопределяется основной целью — подготовкой подрастающего поколения к активной творческой жизнедеятельности в мировом сообществе, способного к решению глобальных проблем человечества.
Реализации данной цели в современных условиях общественного развития в наибольшей мере способствует парадигма научно-гуманистической системы образования, которая определяется как высшая форма демократического светского образования, обеспечивающая осмысленное освоение детьми знаний и ценностей мировой культуры на основе свободного межличностного диалога культур и мировоззрений, оптимального применения развивающих образовательных технологий, органичной гуманитаризации всех учебных дисциплин, освоения современной научной картины мира.
Научно-гуманистическая система образования позволяет осуществить триединую цель: воспитание культурного человека (субъекта культуры), свободного гражданина (субъекта истории, гражданского общества) и творческой индивидуальности (субъекта деятельности, саморазвития).
Парадигма научно-гуманистической системы образования предполагает ее гуманизацию и гуманитаризацию, всесторонне раскрывающих место, сущность и смысл человеческой жизнедеятельности в мире, обеспечивающих доминирование личности в системе образования, ориентирующих на воспитание человека-творца, носителя социальной культуры.
Реализация основных идей и целей научно-гуманистической системы образования предполагает необходимость совершенствования содержания и методов работы образовательных учреждений; модернизацию и реформирование системы управления: организацию педагогического процесса в соответствии с основными направлениями приобщения детей к различным аспектам социальной культуры, их своевременное социальное развитие.
Социальное развитие личности является одним из аспектов ее социализации, понимаемой в философии как процесс операционального овладения набором программ деятельности и поведения, характерных для той или иной культурной традиции, как процесс интериоризации индивидом выражающих их знаний, ценностей и норм, как процесс усвоения и активного воспроизведения индивидом социального опыта.
В последнее время большое внимание уделяется программе социального развития ребенка. Основная задача этой программы – показать детям социальный мир «изнутри» и помочь ребенку понять свое место в этом мире как члена, участника событий, преобразователя. Но социальная действительность становится средством воспитания и обучения только в том случае, если факты и события, с которыми встречается ребенок, понятны и доступны. А собственное познание социальной действительности будет проходить через действия с предметами, через общение.. поэтому, важной педагогической задачей является анализ и отбор того содержания и социального окружения, которое несет в себе развивающий потенциал и может стать средством приобщения ребенка к социальному миру.
На сегодняшний день процесс изучения социализации человека в обществе отражен в трудах многих отечественных (А.Г. Асмолова, Н.А. Горлова, Л.В. Коломийченко, А.В. Петровский, Л.И. Югов) авторов. Процесс социализации включает в себя, как отмечает А.В. Мудрик, четыре процесса: стихийная социализация, относительно направляемая социализация, относительно социально контролируемая социализация, самоизменение человека. Согласно концепциям А.В. Мудрика, а также других исследователей данного процесса существует четыре группы факторов социализации, различающихся своим уровнем глобальности воздействия на людей: мега-, макро-, мезо- и микрофакторы. Вторая глава посвящена мега- и макрофакторам социализации. К мегафакторам социализации обычно относят Космос, планетарное измерение цивилизации; макрофакторами социализации называют страну, этнос, общество, государство. мезофакторы – это регион, поселения различного вида, субкультур. Однако одним из главных факторов социализации мы можем назвать микрофакторы к которым относят семью, микросоциум, взрослых и сверстников ребенка.
Большое значение для развития и социализации ребенка имеют предметы. Они окружают его с момента рождения и сопровождают его всю жизнь. В предмете материализован опыт человека, накопленный на протяжении многих веков.
Как отмечают исследователи (Л.И. Божович, Л.С, Выготский, И.А. Зимняя, М.В. Ермолаева, В.С. Мухина, Д.Б. Эльконин и др.). Еще до того, как ребенок начинает действие с предметом, они уже входят в его жизнь, обеспечивают ему выживание, помогают адаптироваться в новой социальной среде, в которую малыш попадает с момента рождения.
Актуальность темы исследования: роль предметов в общении детей к социальной действительности, заключается в том, что выдвижение на передний план социальной функции современного образования заставляет по - новому посмотреть на проблемы отбора содержания и организации процесса воспитания и обучения детей дошкольного возраста.
Цель настоящего исследования – выявить роль предметного мира в приобщении детей к социальной действительности.
Объект исследования – процесс приобщения детей к социальной действительности.
Предмет исследования – особенности использования предметов при приобщении детей к социальной действительности.
Гипотеза исследования: предметный мир является эффективным средством приобщения детей к социальной действительности если:
- предмет несет достоверную информацию о социальном опыте, заложенном в нем;
- отбор предметного окружения ребенка ведется с учетом психолого-педагогических особенностей развития дошкольника.
В соответствии с целью и предметом нами были выделены задачи исследования:
1. Выявить психолого-педагогические подходы к проблемам приобщения детей к социальной действительности.
2. Обосновать сущность понятия «социализация личности; приобщение детей к социальной действительности».
3. Раскрыть значение предметного мира в приобщении детей к социальной действительности.
4. Рассмотреть формы и методы работы с миром предметов в процессе приобщения детей к социальной действительности.
Методы исследования – анализ философской и психолого-педагогической литературы, эксперимент, беседа, наблюдение, игровые методы, сюжетно-ролевая игра, метод составления описательного рассказа, методы обработки данных, интерпретационные методы.
Исследование проводилось в несколько этапов:
Первый этап – анализ философской и психолого-педагогической литературы; выделение основных понятий исследования; проведение констатирующего эксперимента с группой дошкольников, выделение контрольной и экспериментальной группы.
Второй этап – проведение формирующего эксперимента, разработка и апробирование программы занятий с детьми в возрасте 3-4 лет с целью приобщения ребенка к социальной действительности путем отбора предметного окружения дошкольника.
Третий этап – проведение повторного контрольного исследования в экспериментальной и контрольной группе. Анализ, обработка, обобщение и интерпретация результатов экспериментального исследования. Определение роли предметного мира ребенка в приобщении его к социальной действительности.
Другие работы
390 руб.
390 руб.