Номер: 21750
Количество страниц: 45
Автор: proffi2
Реферат Роль, место и содержание профессиональной речи будущего учителя иностранного языка, номер: 21750
1300 руб.
Купить эту работу
Не подошла
данная работа? Вы можете заказать учебную работу
на любую интересующую вас тему
Заказать новую работу
данная работа? Вы можете заказать учебную работу
на любую интересующую вас тему
- Содержание:
Обоснование роли, места и содержания профессиональной речи будущего учителя иностранного языка на современном этапе в условиях личностно-ориентированной, гуманистической парадигмы приводит к необходимости рас-смотрения технологий ее развития, содержания функций речи и пути ее адапта-ции в общении с младшими школьниками в процессе подготовки студентов в ву-зе. Общение в социально значимых сферах деятельности является актуальным объектом исследования педагогических, филологических и психологических на-ук. Учебное общение в этом смысле не является исключением. Хотя специфика речевого взаимодействия в учебной сфере исследуется достаточно интенсивно , очевидна целесообразность методического истолкования особенностей речи учите-ля как участника учебного общения, поскольку речевая деятельность учителя проявляется в условиях профессиональной деятельности. «Каждый учебный предмет диктует свой способ общения».
Данный вывод подтверждается и анализом процесса обучения в школе, который показывает, что отсутствие специальной подготовки к профессиональ-ному речевому поведению не позволяет учителю в полной мере реализовать на уроке даже хорошо продуманную, методически грамотно спланированную дея-тельность. Особенно очевидна роль коммуникативной подготовки педагога в общении с младшими школьниками.
Особенности учебного общения в ситуации урока целесообразно рассмат-ривать с учетом принципов и правил академического красноречия, изучавшихся классической риторикой, обобщенных в риторических трудах . При этом особенности устной речи учителя требуют осмысления в аспекте, значимость которого наиболее точно охарактеризовал С.И. Гессен. Это «передача научного мышления и… методов научного мышления… непосредственно от человека к человеку … путем устного предания, носителем которого является не мертвое слово, а всегда живой человек».
Вывод о том, что «на слушателей воздействует не текст речи, а говорящий человек всем арсеналом своих возможностей», требует внимания к мето-дически значимым параметрам эффективности дидактической речи. Важнейшим из них нам представляется адаптация дидактической речи к уровню интеллекту-ального развития учащихся для обеспечения познавательного интереса к пред-мету в частности и процессу обучения в целом.
Ученые рассматривают речь как средство управления познавательной дея-тельностью учащихся (А. А. Леонтьев, А. М. Сохор), передачи социально-исторического опыта (А. В. Петровский), реализации целей и задач педагогической деятельности (В. А. Канн-Калик, Г. А. Ковалев).
Необходимый фактор успешности учения – понимание дидактической ре-чи школьником и «принятие» ее содержания. «Одна из главных проблем дидак-тики – проблема доступности, – отмечает А. М. Сохор, – есть по существу про-блема коммуникативности учебного материала». В психолого-психологических исследованиях отмечается, что структура дидактической речи в наибольшей степени связана с особенностями адаптации в соответствующей предметной области (Л. Я. Зорина, А. М. Сохор, Е. А. Почернена). Это позволяет дополнительно обосновать целесообразность формирования у будущего учителя адаптивной дидактической речи в ситуации обучения младших школьников, в том числе и иностранному языку.
Под адаптацией в современной педагогической науке понимают способ-ность личности и организма человека приспосабливаться к различным формам и условиям внешней среды. Адаптация обеспечивает нормальное развитие лично-сти, оптимальную работоспособность и сохранение здоровья в конкретных сре-довых условиях.
Проблема коммуникативных намерений учителя в процессе его общения на уроке и вне (речевого общения) оптимального педагогического общения впервые ставилась А. А. Леонтьевым и немецким исследователем Д. Шпанхелем.
А. А. Леонтьев так определял оптимальное педагогическое общение: «это такое общение учителя и педагогического коллектива с учениками в процессе обучения, которое создает наилучшие условия для развития мотивации учащих-ся и творческого характера учебной деятельности, для правильного формирова-ния личности школьника, обеспечивает благоприятный эмоциональный климат обучения, препятствует возникновению «психологического барьера», обеспечивает управление социально-психологическими процессами в детском коллективе и позволяет максимально использовать в учебном процессе личностные особен-ности учителя».
И ТАК ДАЛЕЕ
Другие работы
390 руб.
390 руб.