Номер: 69147
Количество страниц: 128
Автор: proffi61111
Диплом Развитие лексической системы языка у младших школьников с нарушением интеллекта, номер: 69147
3250 руб.
Купить эту работу
Не подошла
данная работа? Вы можете заказать учебную работу
на любую интересующую вас тему
Заказать новую работу
данная работа? Вы можете заказать учебную работу
на любую интересующую вас тему
- Содержание:
Введение
Глава 1. Теоретические основы проблемы развития лексической системы языка младших школьников с нарушением интеллекта
1.1. Психолого-педагогическая характеристика младших школьников с нарушением интеллекта
1.2. Развитие словарного запаса в онтогенезе и дизонтогенезе
1.3. Особенности развития лексической системы языка младших школьников с нарушением интеллекта
1.4. Обзор методической литературы по развитию лексики младших школьников
Выводы по главе I
Глава II. Экспериментальное исследование уровня развития лексики младших школьников с нарушением интеллекта
2.1. Организация педагогического эксперимента
2.2. Качественный и количественный анализ констатирующего этапа эксперимента
Выводы по главе II
Глава III. Коррекционно-педагогическая работа по развитию лексики младших школьников с нарушением интеллекта
3.1. Организация формирующего этапа эксперимента
3.2. Количественный и качественный анализ результатов исследования на контрольном этапе эксперимента
Выводы по главе III
Заключение
Список литературы
Приложение
Введение
Лексика является важнейшей номинативной стороной языка. Без нее не было бы и языка. Она пронизывает язык во всех направлениях: звуки, морфемы рассматриваются в слове, так как вне слов они не существуют; морфологиче-ские категории рассматриваются только в слове; предложения тогда становятся коммуникативно-значимыми, когда они наполнены словами. Без слов не может быть никакой научной информации, следовательно, изучение лексики в школе чрезвычайно важно. Лексическая система языка участвует в коммуникации, в познании окружающего мира, кроме того, она включена в развитие психиче-ских процессов, регулирование эмоционально-волевой сферы, поведения, лич-ности. А так как, дети с интеллектуальным недоразвитием имеют нарушения коммуникации, в познании окружающего мира, психических процессов, эмо-ционально-волевой сферы, поведения и личности, то для них крайне важно раз-витие этой системы.
Изучением данной темы занимались С.Я. Рубинштейн, В.Г. Петрова, М.Н. Перова, Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова и др. на протяжении нескольких деся-тилетий.
На нарушения развития лексики детей с интеллектуальным недоразвитием указывают С.А. Игнатьева, Ю.А. Блинков, О.В. Трошин, Е.В. Жулина. С.Я. Ру-бинштейн, В.Г. Петрова своими исследованиями подтверждают бедность сло-варя, его медленное накопление, преобладание пассивного словаря над актив-ным, на трудность его активизации.
Среди авторов методической литературы необходимо отметить А.И.Мак-сакову, Н.М. Подьякову, Ф.А. Сохину, которые считают нужным обогащение, закрепление, уточнение и активизацию словаря. В.В. Гербова, В.И. Логинова указывают на необходимость ознакомления с окружающим миром. Л.П. Федо-ренко, Г.А. Фомичёва отмечают, что педагог должен иметь грамотно постав-ленную речь. Ю.С. Сорокин и Е.М. Струнина заявляют о важности работы над семантическими отношениями между словами. Р.И. Лалаева и Н.В. Серебряко-ва считают необходимым в процессе формирования словообразования уделять основное внимание организации системы продуктивных словообразовательных моделей. В.В. Гербова приводит приёмы по обогащению, уточнению и активи-зации словаря, а В.И. Липакова некоторые теоретические предпосылки методи-ки формирования устной речи. М.Н. Перова указывает, что словарная работа должна пронизывать все виды занятий.
С одной стороны количество детей с нарушением интеллекта с каждым го-дом увеличивается, с другой стороны методические рекомендации по развитию лексической системы языка существуют в основном для детей с нормальным интеллектуальным развитием. Поэтому в нашей работе мы рассмотрим про-блему развития лексической системы языка учащихся младших классов с на-рушением интеллекта.
Объектом исследования является процесс развития лексической системы языка у младших школьников с нарушением интеллекта.
Предметом исследования являются методы и приемы работы по развитию лексической системы языка у младших школьников с нарушением интеллекта.
Гипотеза исследования: предполагается, что целенаправленная коррекци-онно-педагогическая работа будет более эффективна, если будет проводиться по всем направлениям развития лексической системы языка:
1. Увеличение объема и активизация словаря.
2.Работа над лексическим значением слова.
3.Работа над словообразованием.
4.Работа над смысловыми отношениями между словами.
Целью исследования является изучение особенностей процесса развития лексической системы языка у младших школьников с нарушением интеллекта.
Задачи исследования:
1) Проанализировать научную и методическую литературу по проблеме исследования.
2) Выявить уровень развития лексической системы языка младших школь-ников с нарушением интеллекта.
3) Подобрать и апробировать комплекс упражнений, направленный на раз-витие лексической системы языка младших школьников с нарушением интел-лекта.
4) Выявить эффективность проведенной коррекционной работы, направ-ленной на развитие лексической системы языка.
Методы исследования:
• теоретический анализ научной литературы по теме исследования;
• педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный);
• наблюдение;
• метод математической обработки данных.
Другие работы
390 руб.
390 руб.