Номер: 66505
Количество страниц: 18
Автор: proffi61111
Реферат Развитие и формирование этнического самосознания и этнической идентичности у детей, номер: 66505
520 руб.
Купить эту работу
Не подошла
данная работа? Вы можете заказать учебную работу
на любую интересующую вас тему
Заказать новую работу
данная работа? Вы можете заказать учебную работу
на любую интересующую вас тему
- Содержание:
Введение 3
1 Понятие этнических представлений и их место в системе этнического самосознания 6
2 Развитие и формирование этнического самосознания и этнической идентичности у детей 9
3 Особенности этнических представлений у дошкольников и младших школьников 10
Заключение 16
Литература 17
Введение
Актуальность исследования. В последние десятилетия в условиях со-циально-экономической, политической, идеологической нестабильности в нашей стране проблема поиска путей развития гражданского и национально-го самосознания и межэтнической толерантности особенно актуальны. Это является одним из условий психического здоровья, целостности и гармонич-ного существования личности, помогает человеку адаптироваться к окру-жающему миру, ориентирует в нем, задает жизненные ценности. Решение этой проблемы можно осуществить лишь через взаимодействие культур.
Значение национальной культуры в индивидуальном развитии лично-сти и обогащении ее духовного мира показано в исследованиях (С.Н. Арта-новский, Э.А. Баллер, B.C. Библер, Ю.В. Бромлей, Г.Н. Волков, Б.С. Ерасов, Л.Н. Коган, Ю.В. Рождественский, Ш.Б. Саматов и др.). Многие психологи, педагоги, общественные деятели отмечают, что народная культура близка де-тям (Б.Г. Ананьев, Л.И. Анцыферова, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, М.Е. Дуранов, А.Г. Малаева, А.В. Петровский, С.Л. Рубинштейн, Г.К. Селевко, Д.Б. Эльконин и др.). С раннего детства ребенок усваивает культурные ценности и нравственные ориентиры, заложенные в культуре на-рода (Н.К. Крупская, Е.Н. Водовозова, А.П. Усова, К.Д. Ушинский). Отмече-но, что этнические представления закладываются уже в дошкольном возрасте через развитие у ребенка чувства симпатии, интереса, дружелюбного отно-шения к людям других национальностей, воспитанием культуры межнацио-нального общения, любви к Родине (М.И. Богомолова, В.Д. Ботнарь, Р.И. Жуковская, Н.Г. Капустина, С.А. Козлова, Н.Ф. Виноградова, С.Н. Султано-ва, Э.К. Суслова, Л.С. Ядрихинская). Многие исследователи отмечают эф-фективность таких средств приобщения к национальной культуре, как игра (Н.А. Асадулаева, З.-Б.Ф. Контаутене), устный народный фольклор, послови-цы (Г.А. Куриева, Самсонюк), декоративно-прикладное искусство (З.А. Бога-теева, Г.А. Брюханова, Л.Г. Васильева, О.А. Соломенникова, Р.Ш. Халикова), художественные ремесла (А.Ю. Тихонова).
Общепризнанным является тот факт, что использование различных компонентов национальных культур в работе с детьми способствует разви-тию у них важных структурных сфер личности – познавательной, творческо-деятельностной, самосознания (Е.Б. Барахсанова, О.Д. Соломенникова, С.Л. Уланова, О.В. Леонова, Х.А. Тагирова и др.). Образовательные учреждения в поликультурном обществе способны обеспечить формирование личности ре-бенка, имеющего возможность переходить от родной национальной культу-ры – к общероссийской и через нее – к мировой, так как общечеловеческие духовные ценности создаются усилиями всех народов, а культура каждого из них способна раскрыть национально-духовный образ мира. Это требует ори-ентации образования на этнокультурные потребности и образовательные ин-тересы различных национальных групп.
Между тем, в большинстве доступных нам источников авторы, рас-сматривая средства воздействия на личность ребенка, используют лишь одну определенную национальную культуру. Так, например, в работах Е.С. Бабу-новой, О.В. Леоновой, О.А. Соломенниковой, Л.Ю. Тихоновой и Т.В. Черник отражен опыт приобщения детей к русской национальной культуре; в рабо-тах Е.А. Барахсановой – к якутской; В.Д. Ботнарь – к молдавской; Л.Д. Вави-лова – к коми; Р.Л. Агишева, Т.А. Брюханова, Э.Ф. Вертякова – к башкир-ской; С.Л. Уланова, Г.А. Куриева – к мордовской и т.д. И лишь в нескольких работах (С.Н. Султанова, Л.С. Ядрихинская) представлен опыт обращения к диалогу национальных культур в процессе воспитания дошкольников.
Решение задач формирования гражданского самосознания, националь-ной идентичности и межэтнической толерантности требует всестороннего исследования проблеме особенностей этнических представлений у детей до-школьного возраста и младшего школьного возраста. Несмотря на достаточ-ность научно-теоретического обоснования данной проблемы в области до-школьного образования, особенности этнических представлений в дошколь-ном и младшем школьном возрасте изучены недостаточно, и поэтому те об-разовательные учреждения, которые используют компоненты национальных культур в воспитательной и образовательной работе с детьми, осуществляют эту работу на интуитивном уровне. Это позволяет утверждать, что существу-ет противоречие между необходимостью целенаправленного использования национальных культур в формировании личности ребенка дошкольного и младшего школьного возраста и отсутствием научного и организационно-методического обеспечения этого процесса.
Это определило тему теоретического исследования: «Особенности эт-нических представлений в дошкольном и младшем школьном возрасте».
Цель исследования: теоретически изучить особенности этнических представлений у детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Объект исследования: дошкольники и младшие школьники.
Предмет исследования: особенности этнических представлений у детей дошкольного и младшего школьного возраста.
В соответствии с целью и гипотезой были выдвинуты следующие зада-чи исследования:
1. Осуществить теоретический анализ научной психолого-педагогической, философской, этнографической, культурологической лите-ратуры по проблеме развития этнических представлений.
2. На основе анализа имеющихся в научной литературе данных вы-явить особенности этнических представлений у детей дошкольного и млад-шего школьного возраста.
3. Проанализировать имеющиеся в психолого-педагогической научно-методической литературе методы, методики и приемы формирования этни-ческих представлений у детей дошкольного и младшего школьного возраста.
При решении поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретический анализ философской, этнографической, куль-турологической, психолого-педагогической и научно-методической литера-туры.
Другие работы
390 руб.
390 руб.