Номер: 67435
Количество страниц: 53
Автор: proffi61111
Курсовая Проявление тревожности у детей младшего школьного возраста, воспитывающихся в условиях депривации, номер: 67435
1040 руб.
Купить эту работу
Не подошла
данная работа? Вы можете заказать учебную работу
на любую интересующую вас тему
Заказать новую работу
данная работа? Вы можете заказать учебную работу
на любую интересующую вас тему
- Содержание:
Введение 2
1. Теоретический анализ проблемы тревожности младших школьников с ЗПР, воспитывающихся в условиях депривации 5
1.1. Подходы к рассмотрению понятия «тревожность» в психологических исследованиях 5
1.2. Проявление тревожности у детей с ЗПР, воспитывающихся в условиях родительской депривации 14
1.3. Эмпирические исследования тревожности детей с ЗПР 19
Выводы по первой главе 22
2. Экспериментальные исследования тревожности у детей с ЗПР, воспитывающихся в условиях депривации 23
2.1. Цели и задачи исследования, характеристика испытуемых 23
2.2. Методы и методики исследования тревожности у детей с ЗПР 25
2.3. Анализ результатов исследования тревожности у детей с ЗПР 30
Выводы по второй главе 40
3. Методические рекомендации по коррекции тревожности у детей с ЗПР, воспитывающихся в условиях депривации 41
3.1. Психологические рекомендации воспитателям и педагогам, работающим с детьми с ЗПР 41
3.2. Возможность использования сказкотерапии в коррекции тревожности у детей с ЗПР 41
Выводы по третьей главе. 48
Заключение 48
Список литературы 49
Приложение 53
Введение
Проблема социальной депривации детей, находящихся в специализированном доме ребенка, впоследствии – проблема дезадаптивного поведения, является весьма актуальной, и эта актуальность имеет четко выраженную тенденцию к росту. Большое число детей, воспитывающихся в интернатных учреждениях, имеет сенсорное недоразвитие, задержку в развитии и интеллектуальную недостаточность, что выражается в целом ряде специфических факторов, наиболее выраженных в особенностях эмоционально-личностной сферы.
Достаточно ярко эти психические нарушения субклинического и клинического уровня в условиях депривации, характеризующейся недостаточностью или обеднением одной из сторон психической деятельности — эмоциональной, сенсорной, моторной, когнитивной, проявляются на начальных этапах школьного обучения, когда выясняется, что большинство воспитанников детского дома оказываются не способны к обучению по программе общеобразовательной школы в связи с определенным своеобразием познавательной и личностной сфер.
Понимание депривации имеет многоуровневое значение, исходя из психической депривации (Л.С. Выготский, Л.А. Венгер, В.С. Мухина, М.И. Лисина, Дж. Боулби, Д. Винникот, Ж.Пиаже, Б.Инхельдер, Ш.Бюлер, Б.Тюдор-Гарт, Г. Гетцер, К. Коффка, Э.Эриксон , М. Эйнсворт и др.). В частности, родительская депривация определяется как состояние, обусловленное недостатком постоянного, тесного и стойкого отношения со значимым взрослым; социальная депривация понимается как ограниченная возможность для усвоения социальной роли.
Когда мы говорим о детях с нарушениями развития, социализация личности которых и без того оказывается осложненной спецификой дефекта, особый характер приобретает проблема тревожности. Тревожность - переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности. Различают тревожность как эмоциональное состояние и как устойчивое свойство, черту личности или темперамента.
Актуальность изучения тревожности в практическом аспекте определяется тем, что именно она, как отмечают многие исследователи и практические психологи (А.И.Захаров, В.Р.Кисловская, Б.И.Кочубей и Е.С.Новикова и др.)., лежит в основе целого ряда психологических трудностей детства, в том числе многих нарушений развития, служащих поводом для обращений в психологическую службу. Тревожность рассматривается как показатель «преневротического состояния», ее роль чрезвычайно высока и в нарушениях поведения, таких, например, как делинквентность и аддиктивное поведение подростков. Значение профилактики тревожности, ее преодоления важно при подготовке детей и взрослых к трудным ситуациям (экзамены, соревнования и др.), при овладении новой деятельностью.
Таким образом, цель данного исследования – изучить тревожность у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития, воспитывающихся в условиях депривации.
Объект исследования: тревожность у детей с задержкой психического развития.
Предмет исследования: тревожность у детей младшего школьного возраста в учебной деятельности.
Задачи исследования:
1) Изучить литературу по проблеме тревожности;
2) Провести теоретический анализ литературы по прблеме исследования;
3) Осуществить экспериментальное изучение тревожности у детей с ЗПР;
4) Сформулировать методические рекомендации по коррекции тревожности у детей с ЗПР, воспитывающихся в условиях депривации.
В соответствии с обозначенной целью и предметом исследования, гипотеза сформулирована следующим образом: существуют выраженные особенности проявления тревожности у детей младшего школьного возраста с ЗПР, воспитывающихся в условиях родительской депривации, по сравнению с их сверстниками, воспитывающимися в семье.
Исследование проводилось на базе МОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Детского дома № 7 Тракторозаводского района г. Челябинска и МСКОУ школы VII вида № 7, для детей с отклонениями в развитии. В исследовании приняли участие в общей сложности 25 детей младшего школьного возраста (8-9 лет), среди них – 10 детей с задержкой психического развития, воспитанников Детского дома; и 15 детей с задержкой психического развития, воспитывающихся в семье и обучающихся в коррекционной школе.
Для проверки гипотезы исследования и реализации поставленных задач были использованы следующие методы: теоретический (анализ общей и специальной психолого-педагогической литературы); эмпирический (основу которого оставили психодиагностические методы тестирования); количественного и качественного анализа полученных данных.
В пакет психодиагностических методик вошли:
1) Методика изучения детской тревожности Р. Темпла, М. Дорки, В. Амена [ ];
2) Тест диагностики школьной тревожности Филиппса [ ];
3) Рисунок несуществующего животного [ ];
4) Методика выявления тревожности через определение результативности запоминания в нейтральной и эмоциогенной ситуации [ ].
Другие работы
390 руб.
390 руб.