Номер: 68244
Количество страниц: 98
Автор: proffi61111
Диплом Проявление тревожности у детей младшего школьного возраста с ЗПР, воспитывающихся в условиях депривации, номер: 68244
2600 руб.
Купить эту работу
Не подошла
данная работа? Вы можете заказать учебную работу
на любую интересующую вас тему
Заказать новую работу
данная работа? Вы можете заказать учебную работу
на любую интересующую вас тему
- Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы тревожности младших школьников с ЗПР, воспитывающихся в условиях депривации 6
1.1. Подходы к рассмотрению понятия «тревожность» в психологических исследованиях 6
1.2. Проявления тревожности у детей с ЗПР по данным эмпирических исследований 15
1.3. Проявление тревожности у детей с ЗПР, воспитывающихся в условиях родительской депривации 19
Выводы по первой главе 25
Глава 2. Экспериментальное исследование тревожности у детей с ЗПР, воспитывающихся в условиях депривации 27
2.1. Цели и задачи исследования, характеристика испытуемых 27
2.2. Методы и методики исследования тревожности у детей с ЗПР 29
2.3. Анализ результатов исследования тревожности у детей с ЗПР, воспитывающихся в условиях депривации 35
Выводы по второй главе 51
Глава 3. Методические рекомендации по коррекции тревожности у детей с ЗПР, воспитывающихся в условиях депривации 53
3.1. Психологические рекомендации воспитателям и педагогам, работающим с детьми с ЗПР 53
3.2. Возможность использования элементов сказкотерапии в коррекции тревожности у детей с ЗПР, воспитывающихся в условиях депривации 57
Выводы по третьей главе 65
Заключение 66
Литература 68
Приложения 73
Введение
Проблема социальной депривации детей, находящихся в специализированном детском доме, впоследствии – проблема дезадаптивного поведения, является весьма актуальной, и эта актуальность имеет четко выраженную тенденцию к росту.
Понимание депривации имеет многоуровневое значение, исходя из психической депривации (Л.С. Выготский, Л.А. Венгер, В.С. Мухина, М.И. Лисина, Дж. Боулби, Д. Винникот, Ж.Пиаже, Б.Инхельдер, Ш.Бюлер, Б.Тюдор-Гарт, Г. Гетцер, К. Коффка, Э.Эриксон , М. Эйнсворт и др.). В частности, родительская депривация определяется как состояние, обусловленное недостатком постоянного, тесного и стойкого отношения со значимым взрослым; социальная депривация понимается как ограниченная возможность для усвоения социальной роли. Социальная, родительская депривация ведет к целому ряду негативных последствий: замедленный темп онтогенеза, личностная незрелость, нарушение эмоционального развития, трудности в межличностном общении, нарушение социальной адаптации.
Когда мы говорим о детях с нарушениями развития, социализация личности которых и без того оказывается осложненной спецификой дефекта, особый характер приобретает проблема тревожности. Тревожность - переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности. Различают тревожность как эмоциональное состояние и как устойчивое свойство, черту личности или темперамента.
Актуальность изучения тревожности в практическом аспекте определяется тем, что именно она, как отмечают многие исследователи и практические психологи (А.И.Захаров, В.Р.Кисловская, Б.И.Кочубей и Е.С.Новикова и др.)., лежит в основе целого ряда психологических трудностей детства, в том числе многих нарушений развития, служащих поводом для обращений в психологическую службу. Тревожность рассматривается как показатель «предневротического состояния», ее роль чрезвычайно высока и в нарушениях поведения, таких, например, как делинквентность и аддиктивное поведение подростков. Значение профилактики тревожности, ее преодоления важно при подготовке детей и взрослых к трудным ситуациям (экзамены, соревнования и др.), при овладении новой деятельностью.
Таким образом, цель данного исследования – изучить тревожность у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития, воспитывающихся в условиях депривации.
Объект исследования: тревожность у детей с задержкой психического развития.
Предмет исследования: проявления тревожности у детей с ЗПР младшего школьного возраста в учебной деятельности и взаимоотношениях.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать научную литературу по проблеме тревожности детей, воспитывающихся в условиях депривации;
2. Осуществить экспериментальное изучение тревожности у детей с ЗПР, воспитывающихся в условиях депривации;
3. Сформулировать методические рекомендации по коррекции тревожности у детей с ЗПР, воспитывающихся в условиях депривации.
В соответствии с обозначенной целью и предметом исследования, гипотеза сформулирована следующим образом: существуют выраженные особенности проявления тревожности в сфере взаимоотношений и учебной деятельности у детей младшего школьного возраста с ЗПР, воспитывающихся в условиях родительской депривации, по сравнению с их сверстниками, воспитывающимися в семье.
Исследование проводилось на базе МОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Кулуевского Детского дома Аргаяшского района Челябинской области и МСКОУ школы VII вида № 7 г. Челябинска, для детей с отклонениями в развитии. В исследовании приняли участие в общей сложности 25 детей младшего школьного возраста (8-9 лет), среди них – 10 детей с задержкой психического развития, воспитанников Детского дома; и 15 детей с задержкой психического развития, воспитывающихся в семье и обучающихся в коррекционной школе.
Для проверки гипотезы исследования и реализации поставленных задач были использованы следующие методы: теоретический (анализ общей и специальной психолого-педагогической литературы); эмпирический (основу которого оставили психодиагностические методы опроса, тестирования, проективно й техники, моделирования ситуации); количественного и качественного анализа полученных данных.
В пакет психодиагностических методик вошли:
1) Методика изучения детской тревожности Р. Темпла, М. Дорки, В. Амена;
2) Тест диагностики школьной тревожности Филиппса;
3) Рисунок несуществующего животного;
4) Методика выявления тревожности через определение результативности запоминания в нейтральной и эмоциогенной ситуации.
Структура работы представлена введением, тремя главами, заключением, списком литературы из 62 наименований, 5 приложениями. В работе 7 таблиц и 3 рисунка.
Другие работы
390 руб.
390 руб.