Номер: 49714
Количество страниц: 31
Автор: proffi2
Курсовая Проблемы психологической готовности к обучению в среднем звене, номер: 49714
650 руб.
Купить эту работу
Не подошла
данная работа? Вы можете заказать учебную работу
на любую интересующую вас тему
Заказать новую работу
данная работа? Вы можете заказать учебную работу
на любую интересующую вас тему
- Содержание:
Введение 3
Глава 1. Психологическая сущность проблем, возникающих у учащихся при переходе из начальной школы в среднее звено 6
1.1. Изменение социальной ситуации обучения учащихся при переходе в среднее звено общеобразовательной школы 6
1.2. Характеристика психологических проблем переходного периода обучения от начального звена к среднему 7
1.3. Психологические особенности развития школьников 10 – 11 лет 12
Глава 2. Особенности организации психолого – педагогического сопровождения образовательного процесса в переходный период из начального в среднее звено школы. 19
2.1. Диагностика личностной готовности к обучению в среднем звене учащихся 4-х классов средней общеобразовательной школы 19
2.2 Содержание психолого – педагогической деятельности по сопровождению образовательного процесса при переходе учащихся из начальной школы в 5-й класс 24
Заключение 29
Список литературы 30
Приложение 33
Введение
Курсовая работа посвящена изучению проблемы личностной готовности учащихся 4-х классов к обучению в среднем звене общеобразовательной школы.
Выбор темы исследования связан с недостаточной разработанностью проблемы адаптации школьников к условиям обучения в среднем звене общеобразовательной школы.
Переход учащихся из начальной школы в среднее звено общеобразовательной школы является не только важным событием в жизни ребенка, но и одним из кризисных периодов его личностного развития. Существенно меняется организация учебного процесса, требования учебной деятельности и социальная ситуация развития. На смену одному учителю приходит несколько учителей–предметников со своими требованиями, которые могут существенно отличаться от привычных. Расширяется круг общения со сверстниками. Количество учебных предметов увеличивается, а их содержание усложняется. Изменяются критерии оценки знаний. От учащихся требуется больше самостоятельности.
У многих школьников в это время происходит снижение успеваемости, потеря интереса к учебе, нарастание чувства тревожности из-за понижения самооценки учащихся, возникают проблемы в поведении в школе и дома, эмоциональная нестабильность, повышенная утомляемость. К тому же данный период совпадает со временем вступления школьников в подростковый возраст и сопровождается рядом специфических процессов, составляющих содержание так называемой « проблемы пятых классов».
Особенно такие существенные изменения в учебной деятельности отражаются на психологически слабо подготовленных школьниках, переходящих в пятый класс, усугубляя их негативное отношение к учебе и школе в целом. Это сказывается на их обучаемости, на развитии личности и на ее психическом здоровье.
Выбор темы исследования связан с недостаточной разработанностью проблемы адаптации школьников к условиям обучения в среднем звене общеобразовательной школы.
Актуальность темы исследования. Выявление причин трудностей и поиск путей организации эффективного психолого-педагогического сопровождения учащихся в процессе перехода в среднюю школу.
Избежать трудностей перехода в среднее звено общеобразовательной школы возможно путем организации помощи со стороны учителя начального и основного звена, методических объединений, администрации школы и родителей.
Решение проблем, возникающих в данный период, должно базироваться на знании педагогическим коллективом школы особенностей психического развития ребенка подросткового и младшего школьного возраста, понимании характерных черт, отличающих содержание, формы и способы организации образовательного процесса в начальной и основной школе.
Объектом исследования является переходный период из начальной школы в среднее звено общеобразовательной школы.
Предметом исследования являются проблемные стороны психологической готовности младших школьников к обучению в среднем звене школы.
Цель исследования состоит в выявлении основных особенностей личностной готовности младших школьников к обучению в среднем звене.
Задачи :
1. Дать психологическую характеристику проблеме переходного периода из начальной школы в среднюю;
2. Апробировать систему методов, диагностирующих проблемы психологической готовности младших школьников к обучению в среднем звене;
3. Выявить у детей проблемы при переходе в 5-й класс.
4. Соотнесение результатов диагностической работы и проблем реальной жизни.
5. Описание психолого-педагогических условий для формирования успешного обучения учащихся 4-х классов в среднем звене.
Гипотеза исследования: если психологические проблемы готовности учащихся 4- х классов к обучению в среднем звене будут выявлены в канун перехода в 5-й класс, то это обеспечит успешную адаптацию учащихся в 5-ом классе общеобразовательной школы.
Методы исследования: опросники на выявление отношения к школе, одноклассникам и учителям; опросник САН ( оценка самочувствия, активности и настроения); опросник ШСК (шкала социальной компетентности) Прихожан; тест Филлипса « Уровень и характер школьной тревожности»; методика Дж. Морено «Социометрия»; анкета для определения школьной мотивации (Н. Г. Лусканова).
Другие работы
390 руб.
390 руб.