Номер: 157939
Количество страниц: 180
Автор: luddmit
Диплом Проблемы обучения изобразительному искусству Магистерская, номер: 157939
1300 руб.
Купить эту работу
Не подошла
данная работа? Вы можете заказать учебную работу
на любую интересующую вас тему
Заказать новую работу
данная работа? Вы можете заказать учебную работу
на любую интересующую вас тему
- Содержание:
Введение…………………………………………………………………….
Глава 1. Символизм национальной живописи в изобразительном искусстве Ки-тая …………………………………………………………………………23
1.1. Своеобразие национальной школы живописи Китая: классическая и совре-менная живопись Китая……………………………….............24
1.2. Триединство каллиграфии, поэзии и живописи в искусстве Ки-тая………………………………………………………………..73
1.3. Символика цветов и животных в живописи Древнего Ки-тая............................................................................................................................83
Глава 2. Современная школа живописи Китая: основные тенденции и направле-ния…………………………………………………………………….105
2.1. Основные направления и методики обучения живописи в
Китае…………………………………………………………………….106
2.2. Особенности процесса обучения изобразительному искусству в системе высшего художественно-педагогического образования (на примере России и Китая)…116
Глава 3. Проблемы и перспективы совершенствования процесса обучения сту-дентов изобразительному искусству в системе высшего художественно-педагогического образования (на примере России и Китая) в условиях модерни-зации образова-ния…………………………………………………………………..145
3.1. Актуальные проблемы обучения изобразительному искусству в системе высшего художественно-педагогического образования (на примере России и Китая)…………………………………………………………………………..145
3.2. Перспективы совершенствования процесса обучения изобразительному ис-кусству в системе высшего художественно-педагогического образования (на примере России и Китая)…………………………………………………159
Заключение………………………………………………………………184
Литература………………………………………………………………188
Введение
Актуальность исследования. В последние годы и в Российской Федера-ции, и в Китайской Народной Республике остро стоит проблема подготовки учителей изобразительного искусства, владеющих на высоком уровне не только педагогической, но и изобразительной деятельностью. По словам Г.Ю. Короб-ко, учитель изобразительного искусства должен сочетать в себе художника и педагога, владеющего широким арсеналом изобразительных средств. Профес-сиональная деятельность учителя изобразительного искусства может быть эф-фективной, если его педагогическая работа постоянно подкрепляется его лич-ным опытом в практике рисунка, живописи, графики, скульптуры, дизайна, де-коративно-прикладного искусства, его способностью показать ученикам про-цесс воплощения художественного образа в том или ином материале, используя разнообразные изобразительные техники – как традиционные, так и современ-ные. На важную роль профессиональной деятельности в общем развитии лич-ности указывали Б.Г. Ананьев, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов. Успехи в овла-дении изобразительной деятельностью обусловливают уровень не только про-фессионального, но и личностного развития учителя изобразительного искусст-ва, оказывая влияние на развитие восприятия, воображения, образного мышле-ния, способности воспринимать разнообразные явления действительности и да-вать им оценку с эстетических позиций, видеть прекрасное не только в искусст-ве, но и в повседневной жизни, в отношениях между людьми. Без этих качеств невозможно эффективное взаимодействие учителя с учащимися, поскольку для успешного осуществления профессиональных функций необходимы глубокое понимание учителем созданных учеником произведений, обеспечение освоения учащимися художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей.
Процессы модернизации высшего образования, характерные как для Рос-сии, так и для Китая, имеют одной из важных задач индивидуализацию обуче-ния. Применительно к системе высшего художественно-педагогического обра-зования это означает в первую очередь возможность выработки студентом соб-ственного стиля педагогической деятельности. Это предполагает не только уход от унификации в преподавании изобразительного искусства, разнообразие предлагаемых будущим учителям изобразительного искусства стилей, жанров, изобразительных техник (в том числе основанных на современных компьютер-ных технологиях), но и внедрение в системе художественно-педагогического образования инновационных методов обучения, а также глубокое осмысление методологических и дидактических основ процесса обучения студентов изобра-зительному искусству, на которых базируются каждый стиль, жанр, изобрази-тельная техника. Важное значение в этом плане имеют анализ концептуальных основ и особенностей организации процесса обучения изобразительному ис-кусству в разных странах, выявление проблем в системе художественно-педагогического образования, общих для разных стран, и обоснование способов решения этих проблем. Поскольку Россия и Китай имеют развитые системы высшего художественно-педагогического образования с глубокими и давними традициями, целесообразно провести такой сравнительный анализ именно на примере этих стран.
Процессы глобализации, идущие в современном образовании, непосред-ственно затронули и сферу высшего художественно-педагогического образова-ния. Глобализация находит свое выражение не только в унификации содержа-ния и структуры высшего профессионального образования, конвертируемости дипломов, взаимообмене преподавательскими кадрами и студентами, широком внедрении информационно-коммуникационных технологий, позволяющих соз-дать открытые образовательные системы, но и в расширении обмена между странами в сфере достижений в организации образовательного процесса в ву-зах, в области дидактики и методики преподавания. В этой связи важной иссле-довательской задачей становятся сравнение и осмысление с методологических и дидактических позиций опыта обучения изобразительному искусству в сис-темах художественно-педагогического образования, сложившегося к настоя-щему времени в разных странах.
В современном высшем образовании наряду с глобализацией отчетливо прослеживается стремление к сохранению уникальности национальных куль-тур, находящее выражение в сфере художественно-педагогического образова-ния в обращении к национальным традициям в искусстве и в преподавании их студентам, в опоре на особенности эстетического восприятия и отображения действительности, характерные для национальной культуры. В науке существу-ет актуальная потребность в выявлении общего и национально-особенного в процессе обучения изобразительному искусству в системе высшего художест-венно-педагогического образования (на примере России и Китая), что позволит в дальнейшем определить инвариантный и вариативный компоненты в данном процессе, гармонизировать процессы глобализации и обращения к националь-ной культуре при подготовке учителей изобразительного искусства, реализо-вать принцип культуросообразности при обучении студентов изобразительному искусству.
В современной педагогической науке сложились определенные теорети-ческие предпосылки, создающие условия для выявления концептуальных основ и особенностей процесса обучения студентов изобразительному искусству в системе высшего художественно-педагогического образования (на примере России и Китая).
Исследования первой группы посвящены характеристике современных систем высшего педагогического образования Китая и России и художествен-но-педагогического образования как их составляющей (С.В. Анчуков, Р. Арн-хейм, Ф.Ф. Бандуристый, Т.В. Безгодова, М.А. Боенко, А.А. Васильев, М.А. Верб, О.В. Сальдаева, Ду Яньянь, Ли Япин, Пань Яочан, Т.В. Челышева, Чень Жуйлинь), что позволило выявить особенности и направления в обучении сту-дентов изобразительному искусству в системе высшего художественно-педагогического образования современных (на примере России и Китая).
Вторую группу составляют исследования, раскрывающие некоторые кон-цептуальные положения, лежащие в основе обучения студентов изобразитель-ному искусству в системе высшего художественно-педагогического образова-ния (на примере России и Китая). Вэй Хао, говоря о степени исследованности проблемы подготовки специалистов в системе художественного образования Китая, отмечает, что советские и российские исследователи раскрывают пре-имущественно философские аспекты китайской педагогической системы. Тру-ды китайских исследователей посвящены главным образом истории и совре-менному состоянию системы образования и педагогической мысли Китая, ки-тайскому искусству в разные исторические периоды.
Третью группу составляют исследования, посвященные методическим аспектам обучения студентов (в том числе будущих учителей) разным видам изобразительного искусства в китайских и российских вузах (М.А. Дербисова, В.П. Зинченко, Т.М. Кожагулов, Г.Ю. Коробко, А.И. Лобанов, Б.Е. Оспанов, О.И. Радомская, Р.Н. Шайхулов и др.). Некоторые из них выполнены в рамках сравнительной педагогики.
Анализ научной литературы свидетельствует об актуальности для иссле-дователей проблемы выявления общего и особенного в процессе изучения изо-бразительного искусства в художественно-педагогических вузах Китая и Рос-сии. Однако в перечисленных исследованиях процесс обучения студентов педа-гогических вузов изобразительному искусству рассматривается фрагментарно, главным образом с позиций методики обучения; отсутствуют работы, в кото-рых были бы охарактеризованы дидактические основы обучения студентов изобразительному искусству в системе художественно-педагогического образо-вания Китая и России. Общедидактическая проблематика, связанная с обучени-ем будущих учителей изобразительному искусству, затрагивается в трудах рос-сийских и китайских ученых достаточно редко. Некоторые дидактические во-просы фрагментарно освещаются в работах М.А. Дербисовой, Г.Ю. Коробко, Гу Пина, Цянь Чуси, Чень Жуйлиня, однако потребность в исследовании, где данный вопрос был бы раскрыт полно и всесторонне, остается на сегодняшний день неудовлетворенной. Кроме того, существует дефицит исследований, в ко-торых с позиций целостного подхода было бы выявлено общее и национально-особенное в обучении студентов изобразительному искусству в художественно-педагогических вузах (на примере России и Китая), были бы сформулированы проблемы и определены перспективы развития процесса обучения будущих учителей изобразительному искусству, что не позволяет эффективно решать проблемы модернизации художественно-педагогического образования в обеих странах.
Наряду с теоретическими сформировались и практические предпосылки, способствующие проведению сравнительного анализа процесса обучения изо-бразительному искусству в системе высшего художественно-педагогического образования (на примере России и Китая) с позиций целостного подхода. К ним относятся активизация контактов между Россией и Китаем в сфере высшего ху-дожественно-педагогического образования: взаимодействие в научно-практическом обсуждении проблем подготовки учителей изобразительного ис-кусства, в области разработки учебных программ по дисциплинам, направлен-ным на обучение студентов изобразительному искусству, обмен студентами и преподавателями, широкое распространение в системе высшего художествен-но-педагогического образования Китая принципов и методов обучения, сфор-мировавшихся в российской системе подготовки учителей изобразительного искусства, возрастание в России интереса к традиционной китайской живописи и способам освоения ее приемов. Однако эти тенденции не получили еще долж-ного теоретического осмысления.
Анализ состояния теории и практики обучения студентов изобразитель-ному в системе высшего художественно-педагогического образования (на при-мере России и Китая) позволил выявить противоречия между:
• потребностью в научно обоснованных выводах о сущности происхо-дящих в системе высшего художественно-педагогического образования про-цессов и преобладанием в педагогической науке описательного подхода к ха-рактеристике процессов, происходящих в настоящее время в системе художест-венно-педагогического образования (на примере России и Китая);
• необходимостью концептуализации деятельности по обучению буду-щих учителей изобразительного искусства и отсутствием явно сформулирован-ных философских и дидактических идей, на которых базируется данная дея-тельность;
• необходимостью выстраивать процесс обучения будущих учителей изобразительному искусству с учетом тенденций развития системы художест-венно-педагогического образования и отсутствием в педагогической науке це-лостного знания о таких тенденциях, полученного в результате сравнительного анализа систем высшего художественно-педагогического образования разных стран;
• потребностью в знании, позволяющем успешно решать проблемы в сфере высшего художественно-педагогического образования, и недостаточной полнотой знания о таких проблемах применительно к странам, играющим ве-дущую роль в теории и практике профессиональной подготовки учителей изо-бразительного искусства.
Выявленные противоречия позволили определить проблему исследова-ния, состоящую в необходимости выявления и анализа концептуальных основ, особенностей и перспектив совершенствования процесса обучения студентов изобразительному искусству будущих учителей соответствующего предмета в вузах (на примере России и Китая). Проблема определила тему исследования: «Процесс обучения изобразительному искусству в системе высшего художест-венно-педагогического образования (на примере России и Китая)».
/////////
Другие работы
390 руб.
390 руб.