Номер: 285668
Количество страниц: 25
Автор: marvel5
Контрольная Проблема личности и ее свободы в истории философии, номер: 285668
390 руб.
Купить эту работу
Не подошла
данная работа? Вы можете заказать учебную работу
на любую интересующую вас тему
Заказать новую работу
данная работа? Вы можете заказать учебную работу
на любую интересующую вас тему
- Содержание:
Введение 3
1. Трансформация понятия свободы личности 4
2. Формирование свободного человека 7
3. Соотношение категорий свободы и ответственности 11
Заключение 12
Список литературы 14
1. Захаров М.И. Философия. М.: МарТ, 2014. -454 с.
2. Краткий словарь по философии. / Под общей ред. Блауберга И.В. – М.: Политиздат, 1982. – 980 с.
3. Лавриненко В.Н. Философия. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014. – 540 с.
4. Спиркин А.Г. Философия. Учебное пособие. – Москва: «Гардарика», 2011. – 616 с.
5. Философия / Под ред. Я.М. Яковлева. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. – 484 с.
6. Философский энциклопедический словарь / под ред. Е.Ф. Губского. – М.: Инфра-М, 2013. – 588 с.
7. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. - М.: Высшая школа, 2013. – 412 с.
8. Шаповалов В.Ф. Основы философии: от классики до современности. – М.: ТД “ГРАНД”, 2012. – 396 с.
Тесты для контроля знаний
1. Выберите философское определение материи и аргументируйте ответ.
а) вещество;
б) объективная реальность;
в) внешний мир;
г) философская категория для обозначения объективной реальности.
Материя (от лат. materia — вещество)
2. Определите понятие диалектики и аргументируйте ответ.
а) учение о развитии;
б) умение вести спор;
г) неизменный статический взгляд на мир.
Диалектика (греч. dialextice — вести беседу, спор).
3. Выберете философское определение сознания и и аргументируйте ответ.
а) сознание – свойство высокоорганизованной материи, человеческого мозга;
б) сознание – тонкий вид материи;
в) сознание – вид бессознательного.
В качестве высокоорганизованной материи, обладающей свойством, способностью отражения действительности в форме сознания, нередко называют мозг человека.
4. Определите, какое из данных суждений характеризует понятие метафизики и дайте и аргументируйте ответ.
а) учение о взаимосвязи всех явлений
б) учение о первопричине всего сущего;
в) неизменный, статистический взгляд на мир.
В «Метафизике» Аристотель развивает учение о причинах и первоначалах всего сущего.
5. Выберите философский аспект понятия бытия и аргументируйте ответ.
а) бытие – окружающий нас мир;
б) бытие – предельное основание всего сущего;
в) бытие – это эмоциональное переживание, состояние аффекта.
Категория «бытие» - исходная в философском осмыслении окружающего нас мира.
6. Выберите философское определение общества и аргументируйте ответ.
а) общество – совокупность индивидов;
б) общество – социальная система, состоящая из определенных элементов;
в) общество – совокупность общественных отношений на конкретном историческом этапе.
Общество представляет собой совокупность людей, связанных системой общественных отношений.
7. Дайте философское определение человека и аргументируйте ответ.
а) человек – это политическое животное;
б) человек – это существо, делающее орудия труда;
в) человек – это HomoSapiens (человек мыслящий);
Разумный человек - это просто высшая ступень эволюции человека (homo sapiens).
8. Выберите философское понятие личности и аргументируйте ответ.
а) личность – это совокупность социальных качеств человека;
б) личность – это индивид-одиночка, живущий в обществе;
в) личность – биопсихосоциальная структура человека.
9. Выберите философское понятие истины и аргументируйте ответ.
а) истина – это соответствие мышления понятию об объекте (Гегель);
б) истина – результат коллективного соглашения;
в) истина – это соответствие мысли объекту.
Истина - есть соответствие мышления и реальности, знания и его предмета.
10. Выберите философское понятие свободы и аргументируйте ответ.
а) свобода – познанная необходимость;
б) свобода – это свобода воли;
в) свобода – свобода выбора;
Свобода - это состояние духа, это философское понятие, отражающее неотъемлемое право человека реализовать свою человеческую волю.
11. Выберите правильное определение пантеизма и дайте аргументированный ответ.
а) пантеизм – учение о торжестве бога и мира;
б) пантеизм – учение о вненаходимости бога по отношению к миру;
в) пантеизм – бог как первотолчек к творению природы.
ПАНТЕИЗМ – философское учение, отождествляющее Бога и мир.
12. Выберите философское определение агностицизма и аргументируйте ответ.
а) агностицизм – учение о том, что мир познаваем;
б) агностицизм – учение о том, что мир не познаваем;
в) агностицизм – мир познаваем частично.
Значение слова можно произвольно растолковать как "непознаваемый". И этот перевод как нельзя лучше передает саму суть агностицизма.
13. Выберите философское определение субстанции и аргументируйте ответ.
а) субстанция – это причина самой себе;
б) субстанция – первооснова всех вещей;
в) субстанция – то, из чего состоят наши вещи.
СУБСТАНЦИЯ – объективная реальность, рассматриваемая со стороны ее внутреннего единства; материя в аспекте единства всех форм ее движения; предельное основание, позволяющее сводить чувственное многообразие и изменчивость свойств к чему-то постоянному, относительно устойчивому и самостоятельно существующему.
14. Выберите верное, на Ваш взгляд, определение смысла жизни и аргументируйте его.
а) смысла жизни нет;
б) смысл жизни – целостность самого себя, единица стремящаяся к бесконечности, самореализации личности;
в) смысл жизни – это сама жизнь.
Высшая цель жизни находится только на духовном уровне. Наличие высокой вдохновляющей цели жизни очень важно для каждого человека.
15. Выберите философское определение понятия закона и аргументируйте ответ.
а) закон – взаимодействие элементов;
б) закон – связь общая повторяющаяся, необходимая, существенная;
в) закон – то, что рассудок предписывает природе.
ЗАКОН – внутренняя, необходимая, устойчивая и существенная связь, обусловливающая упорядоченность бытия и его изменений.
16. Выберите философское определение априорного познания и аргументируйте ответ.
а) априорное познание – доопытное познание;
б) априорное познание – опытное познание;
в) априорное познание – мистическое знание.
Априорный от a priori (лат.) – внеопытный, доопытный.
17. С чего начинается философствование?
а) с отсутствия реального знания;
б) с желания добиться успеха;
в) с удивления и сомнения.
18. Какое отношение идеи и вещи в философии Платона?
а) идея – общее понятие вещи, предшествующей ей;
б) идея – тождественна вещи;
в) идея – отражение вещи.
19. Что такое онтология?
а) учение о религии;
б) учение о бытии;
в) учение о мышлении;
г) учение о сознании.
20. Укажите правильные на Ваш взгляд, критерии общественного прогресса.
а) задачи постигать мир вообще не стоит;
б) мир постигаем только разумом;
в) мира вообще нет, все – иллюзия, а потому и постигать нечего;
г) мир не постигаем разумом; он таков, каким мы его воспринимаем.
21. Философия объясняет мир с помощью ?
а) рациональной аргументации;
б) «свидетельства веры»;
в) мифологических образов;
г) художественных образов.
22. Укажите, какие из перечисленных проблем следует отнести к философским проблемам современной науки и дайте обоснование Вашим выводам.
а) какова природа бесконечностей в математике (бесконечно большие и бесконечно малые величины, бесконечные множества и ряды и т.д.);
б) как определить абсолютную и относительную погрешность, если известны результаты отдельных измерений?
в) существуют ли принципиально немоделируемые функции человеческого мозга?
г) каковы критерии истинности теоретических построений?
д) существуют ли в природе универсальные предельные значения величин: скоростей, зарядов, температур и т.д.
е) каковы критерии перехода от одних вселенных к другим.
23. Каковы основные отличия научного и обыденного знания?
24. Укажите в чем проявляются гуманистические аспекты естествознания.
а) в воздействии естественных наук на интеллектуальный климат эпохи;
б) в разработке новой техники на базе фундаментальных открытий;
в) в развитии творческого потенциала личности в процессе научного поиска;
г) в борьбе ученых за использование научных открытий в гуманных целях;
д) в участии в комплексном изучении человека;
е) во взаимодействии научного и художественного освоения мира;
ж) в наличии философских оснований естественнонаучного знания;
з) в формировании единой научной картины мира (НКМ)
25. Совместимы ли в духовном мире инженера научные исследования и религиозные верования? Обоснуйте свое суждение.
26. Отметьте основные функции протонаучного знания. Обоснуйте свой выбор.
а) просвещение народа;
б) объяснения мира;
в) нормативное регулирование поведения человека общины;
г) «воздействие» на потусторонние, мистические или космогонические силы;
д) связь поколений;
е) прагматическая;
ж) служение интересам верхних слоев общества.
Протонаучное знание (преднаучное знание, предшествующее научному).
27. Укажите факторы, способствующие зарождению и развитию научного мышления в условиях античности.
28. Назовите основные этапы развития науки и охарактеризуйте основные особенности научного познания на этих этапах.
29. Что понимается под научными революциями и каково их влияние на развитие науки и общества? Какие научные революции Вы знаете?
30. Как соотносятся свобода и ответственность в деятельности ученого инженера-исследователя?
31. Что такое инновационный цикл?
32. Какие из приведенных утверждений верны?
а) законы природы зависят от измерительных приборов;
б) законы природы не зависят от измерительных приборов и процедур;
в) законы науки (отражение объективных законов) зависят от измерительных процедур;
г) законы науки не зависят от измерительных процедур;
д) измерительные процедуры подчиняются объективным законам.
33. Как развивалась научная мысль в условиях средневековья? Перечислите основные достижения.
Технически средневековье более оснащено, чем античность.
34. Перечислите основные достижения классической науки.
а) в характеристике картины мира
б) в системе методов научного познания;
в) в пониманиях места науки в общественной жизни.
35. Какие ценности процесса познания прослеживаются в следующем отрывке из произведения Б.Пастернака?
36. Назовите основные виды ценностей и особенности их проявления в научном познании.
37. В каком качестве специалисту необходимы философские знания?
а) как общий мировоззренческий и методологический ориентир;
б) как арсенал понятий, которые становятся опорными пунктами инженерного мышления;
в) как элемент культуры;
г) как инструмент практической деятельности;
д) как обобщенная информация из которой можно извлечь любое конкретное знание.
38. Поясните в чем разница между научным знанием и религиозной верой.
а) научное знание опирается на опыт и проверяется опытом; религиозная вера не требует опытного обоснования;
б) результаты научной интуиции подвергаются логическому анализу; результаты религиозной интуиции (мистического откровения, трансцендентального опыта и др.) такой проверки не требуют;
в) научное знание и религиозная вера отличаются только по форме, но не по сути;
г) научное знание и религиозная вера находятся в отношениях дополнительности и не противоречат друг другу;
д) научное знание предполагает постоянные изменения, включая революционные перевороты (например, современная НТР); религиозное знание – система догматов, не подлежащих пересмотру.
39. Выделите среди указанных методов познания такие, которые
а) относятся только к теоретическому уровню - Наблюдение, интуиция, индукция.
б) применяются только на эмпирическом уровне; - дедукция, измерение, сравнение, эксперимент, анализ, идеализация абстрагирование, восхождение от абстрактного к конкретному.
в) используются, как в эмпирическом, так и теоретическом исследовании - формализация, аксиоматизация, системный анализ, моделирование, аналогия, синтез.
40. Какое из определений теории более адекватно?
а) теория – это совокупность фундаментальных законов;
б) теория – это систематизированное научное знание;
в) теория – это гипотетико-дедуктивная система знаний;
г) теория – это система относительного дедуктивного знания, которое позволяет объяснить известные и предсказать новые экспериментальные факты.
Другие работы
390 руб.
390 руб.
390 руб.
260 руб.