355266 работ
представлено на сайте

Контрольная Педагогика, вопросы, номер: 319988

Номер: 319988
Количество страниц: 52
Автор: marvel000
390 руб.
Купить эту работу
Не подошла
данная работа?
Вы можете заказать учебную работу
на любую интересующую вас тему
Заказать новую работу
essay cover Педагогика, вопросы , Задача 1
Каждому ребенку 3—4 лет воспитательница давала набор из 25 фотоизображений вместе с устной инструкцией: «Посмотри карточки и...

Автор:

Дата публикации:

Педагогика, вопросы
logo
Задача 1
Каждому ребенку 3—4 лет воспитательница давала набор из 25 фотоизображений вместе с устной инструкцией: «Посмотри карточки и...
logo
144010, Россия, Московская, Электросталь, ул.Ялагина, д. 15А
Телефон: +7 (926) 348-33-99

StudentEssay

buy КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ.
  • Содержание:
    Задача 1
    Каждому ребенку 3—4 лет воспитательница давала набор из 25 фотоизображений вместе с устной инструкцией: «Посмотри карточки и скажи, что это такое». Если ребенок правильно узнавал предмет, карточку откладывали в сторону и рассматривали следующую. Если ребенок не называл изображенного на фотографии предмета, то ему давались дополнительные указания: «Посмотри еще разок внимательно». Если и после этого ответа не следовало, то карточка откладывалась в сторону и ребенку давали следующее изображение. При неправильном назывании ребенку задавались дополнительные вопросы, выясняющие, какой же именно предмет он имеет в виду. При узнавании предметов дети давали следующие объяснения: нитки — «рваные штаны зашивать», портфель— «в школу идти», кружка — «чай выпивать», шарик — «это от елочки» и т. д. Увидев изображение картофелины, ребенок говорит: «Это тетенька такая», «Это баба нарисована». По поводу изображения колпака Петрушки дети заявляют: «Цветочки», «Ромашка». Глядя на фотоизображение лука, дети говорят: «Это девочка, нет мама» (на снимке луковица напоминает широкую юбку). Глядя на фотографию совы: «Это киса», «Муха-Цокотуха». Некоторые четырехлетки называли арбуз яблоком, мыло — чемоданом или домиком, чернильницу — столом, чуланом. Видя изображение чернильницы и обнаружив отдаленное сходство крышки чернильницы с суповой миской, они говорят: «Это обед», и т. д.
    1. Дайте анализ ошибок при узнавании и назывании по форме предметов, изображенных на фотографиях.
    2. Какова роль этой сенсорной способности в умственном развитии детей и их подготовке к обучению в школе?
    Задача 2
    В младшей группе у активных, живых детей иногда наблюдаются в игре грубоватые поступки, недоброжелательное отношение к другим детям. Вот случай. Алеша и Миша отнимали друг у друга мишку, каждый тянул к себе, в результате оторвали лапу. Паша поднял ее и бросил со словами: — Вот вам, дураки, мишкина лапа. Воспитательница взяла у детей мишку, пришила ему лапу и отдала другим детям, чтобы они его «полечили»: — Возьмите, я знаю, вы его не обидите. Паша смотрел виноватыми глазами и тихо сказал: — Я тоже не буду его обижать. Через несколько дней Паша построил для мишки домик и действительно больше не обижал его. Чтобы воспитать у Паши дружелюбное отношение к товарищам, отучить от привычки командовать, воспитательница использовала интерес его к строительным играм. Он быстрее всех научился строить, придумывал интересные постройки. Воспитательница одобряла Пашины замыслы, просила его помогать товарищам. Паша делал это охотно, его самолюбию льстило, что к нему обращаются за помощью, что он лучше всех строит. Через некоторое время Паша часто уже отстранял других детей, говоря: — У тебя не получается, я сам все сделаю. Воспитательница обратила внимание детей на то, как рабочие вместе строят дома, рассказала, что они помогают друг другу; те, кто хорошо умеет строить, учат других. Паше понравилась мысль учить других. С тех пор он охотно давал советы, учил строить. При этом он чувствовал свое превосходство, получал удовлетворение. Два мальчика построили красивые дома с балконами. Воспитательница обратила внимание детей на эти постройки, все с интересом рассматривали их и радовались. Только Паша стоял в стороне, нахмурившись. — Подумаешь, какие дома, можно толкнуть, и все разлетится. — Нет, Паша, — сказала воспитательница, — дома очень красивые, и ломать их никто не будет. Пусть и другие дети строят такие красивые дома. Паша ничего не ответил, отозвал Толю и Борю и сказал им: — Не играйте с ними, я вам завтра солдатиков принесу. Неблагородный поступок Паши встревожил воспитательницу. Она собрала всех детей, рассказала им о дружной коллективной работе строителей, о том, как они помогают друг другу, как радуются, если товарищи сделали работу лучше. Дети слушали внимательно. Боря сказал: — Мы тоже хотели дружно играть, но Паша нас позвал.— Я думаю,— говорит воспитательница,— Паша понял, как плохо он поступил. Наверное, он попросит прощения и больше так делать не будет. Паша стоял, опустив голову, со слезами на глазах. Сделав над собой усилие, он подошел к мальчикам и извинился.
    1. Охарактеризуйте мотивы поведения Паши. Объясните, правильно ли выделила воспитательница в поступке Паши мотивы поведения.
    2. Какие чувства и соответствующие мотивы поведения укреплялись у Паши и детей благодаря вдумчивому подходу к ним воспитательницы?
    Задача 3
    Если детям 6—7 лет давать интересный и достаточно сложный для них материал, многие из них не сразу могут воспроизвести то, что прослушали.
    Некоторые дети способны лишь ответить на заданные им вопросы, но самостоятельно передать весь рассказ не могут. Однако через 3—5 дней воспроизведение того же материала значительно улучшается.
    Наблюдается интересное явление: вместо забывания происходит увеличение числа подробностей и деталей, которые сначала были забыты ребенком.
    1. Как называется эта закономерность детской памяти?
    2. Как используется знание этой закономерности детской памяти в педагогической практике? Приведите примеры.
    Задача 4
    Детям 6—7 лет была предложена задача, для решения которой ребята должны были найти практический способ опустить двух мальчиков - «путешественников» (кукол) с высокого обрыва. Большинство детей эту задачу или совсем не могло решить, или находили очень простые и примитивные способы.
    Дети предлагали мальчикам спрыгнуть с обрыва или скатиться, уйти назад, принести лестницу и т. д. Между тем по условиям задачи у мальчиков в дорожном мешке была длинная крепкая веревка.
    1. Почему никто из детей не предложил правильных приемов решения задачи?
    2. Назовите важнейшие предпосылки развития мышления у детей.
    3. Спланируйте ряд обучающих занятий с детьми по применению веревки, палки, крючка и др.
    Задача 5
    Группа ребят стоит у лужи, в ней отражается солнышко.
    — Откуда здесь солнце? — спрашивает воспитательница.
    — Утонуло,— отвечает Лида.
    Вова пытается достать из лужи солнце, он опускает лопату в лужу, отражение нарушается.
    — Сломали, сломали солнце,— волнуется Лида.
    Облако в этот момент заслонило солнце на небе. Облака проплыли, брызнули яркие лучи солнца, дети зажмурились.
    — Где же солнышко?
    — Вон, вон, на небе,— раздается несколько голосов.
    — А в луже?
    — В луже, как в зеркале,— говорит Витя.
    — Да, в луже солнце отражается,— подтверждает воспитательница.
    Лида переводит глаза с неба на лужу, с лужи на небо, думает, размышляет:
    — Солнышко на небе,— говорит, наконец, она.
    1.В чем познавательная ценность этого наблюдения?
    2.Объясните причины наивных ответов детей.
    3. Как следует руководить познавательной деятельностью детей, чтобы содействовать постепенному развитию их мышления?
    Задача 6
    Дети старшей группы в процессе игры решили сделать плотину через мелкий ручей. Они спрашивают воспитательницу, из чего можно сделать плотину. Педагог предлагает ребятам подумать вместе с нею, но не дает готового решения задачи.
    Дети начинают предлагать разные способы. Они решают использовать песок и пробуют засыпать ручеек песком, но убеждаются, что он быстро размывается течением и пропускает воду. Затем пробуют засыпать ручей землей, но и ее размывает быстро текущая вода. «Что же может задержать воду?» — встает практический вопрос перед детьми.
    1.Почему педагог не дает готового решения задачи, вызвавшей у детей интерес?
    2. Как должен поступить педагог, чтобы помочь детям в решении практической задачи, вставшей перед ними?
    Задача 7
    Воспитательница старшей группы запланировала проведение ООД по развитию речи, посвященных чтению рассказа Н. Калининой «Про снежный колобок».
    Накануне на участке были организованы игры со снегом, лепка снежных построек.
    Робким и стеснительным детям — Лене, Ире, Васе, Вове — за несколько дней до занятий было поручено дома во время прогулки сделать игрушку из снега, принести ее в комнату и посмотреть, что с ней случится, а потом рассказать об этом всем детям.
    Во время ООД воспитательница прочла намеченный рассказ, провела беседу, а затем предложила каждому придумать рассказ о том, как он лепил игрушку из снега. Она сказала:
    — Сначала расскажите, где вы гуляли, какую игрушку лепили, куда унесли ее, что с ней случилось в помещении.
    Желающих было много, но среди них не оказалось тех, кто получил задание на дом. Воспитательница сначала спросила Васю, который обычно хорошо отвечал, а потом Лену. Она неуверенно и тихо начала свой рассказ:
    — Я гуляла во дворе, снег был липкий, и мне захотелось сделать ежика. Я нарвала с елки иголочек, вылепила из снега комок. Потом иголки вставила, из двух угольков сделала глаза, прилепила нос, сделала рот, нашла две палочки и сделала ноги.
    Вдруг Лена замолчала. Воспитательница спросила:
    — А что сделала с ежиком?
    — Хорошенький получился ежик, — продолжала Лена,— и мне захотелось показать его брату. Когда я пришла домой, Вовы дома не было, он ушел в кино. Я положила ежика на подоконник, а сама пошла играть. Когда пришел Вова, я сказала: «Посмотри, какой у меня хороший ежик». Мы посмотрели, а ежик растаял. На подоконнике была только вода, иголки, палочки и два уголька». Когда Лена окончила свой рассказ, воспитательница обратилась к детям с вопросом:
    — Хорошо рассказала Лена, интересно было слушать ее?
    — Интересно, — отвечали дети.
    — Ты умеешь хорошо рассказывать, — сказала воспитательница девочке.
    1.Проанализируйте прочитанное и дайте оценку всем методическим приемам, использованным при подготовке и проведении данного ООД.
    2. Предложите свой план ООД по данной теме, в котором отражены возможные приемы по активизации мыслительной деятельности детей.
    Задача 8
    В старшей группе идет организованная образовательная деятельность. Дети рассказывают по картинке «Кошка с котятами».
    Воспитательница поместила картинку так, чтобы она хорошо освещалась и как можно лучше воспринималась ребенком, чтобы сидел и стоял ребенок в удобной позе. Заранее продумала вопросы, направляющие пересказ ребенком изображенного, наметила понятия, слова, которыми должны овладеть дети при рассказывании по картинке. В плане указала, каких детей и когда по ходу занятия будет вызывать для рассказывания.
    Прежде чем приступить к пересказу по картинке, воспитательница обратила внимание детей на художественное исполнение картинки, на мягкую, радующую глаз цветовую гамму. Ребята в рассказах подробно описывали кошку и котят, говорили, что кошка полезное животное, но почти никто не отметил заботу человека о животных.
    В конце ООД воспитательница обобщила высказывания детей, отметила, что ребята много знают о кошке; дети подробно рассказали об этом.
    — С любовью изобразил художник кошку и котят на картинке и показал, что человек заботится о животных. Посмотрите еще раз на картинку. Видите, в углу, где живет кошка с котятами, чисто, уютно, тепло, кошка лежит на мягкой подстилке, в миске молоко. Котятам хорошо с мамой; весело, беззаботно играют они, а один тесно прижался к ней, спит спокойно — ведь мама рядом!
    1.Дайте оценку технологии подготовки и проведения ООД.
    2. Какие воспитательные, образовательные и развивающие задачи были поставлены на ООД? Какие задачи на данном ООД были определяющими?
    Задача 9
    Воспитательница готовится провести с детьми 6—7 лет беседу об улице города и о правилах движения. Эта тема рассчитана на два ООД. На втором ООД детям была показана картина «Улица города».
    Воспитательница начала с того, что предложила детям вспомнить, где они жили летом.
    — Мы жили на даче. Там было много садов, были лес, озеро, — ответили дети.
    — Где вы живете теперь, зимой? — спросила воспитательница. — Как называется наш город? Подумайте, чем отличается город от дачного места. Назовите все отличия.
    Дети говорили, что в городе большие и высокие дома, широкие улицы, много магазинов и т. д.
    — На чем ездят люди в городе? Дети назвали все виды транспорта.
    — Как вы думаете, ребята, — спросила затем воспитательница,— почему в городе большие и широкие улицы?
    Дети стали объяснять:
    На очередном ООД воспитательница предложила рассмотреть картину «Улица города». Все вопросы к картине были тщательно продуманы заранее:
    Что изображено на этой картине?
    Как вы узнали, что это улица города?
    Сравните дома в дачной местности и в городе.
    Как еще узнать, что здесь нарисована часть города? Да, здесь едут трамваи, автобусы, троллейбусы.
    Кто знает, как назвать их одним словом? (Дается термин «транспорт».)
    Почему в городе должно быть много видов транспорта: троллейбусов, автобусов и трамваев?
    Верно, в городе живет много людей. Если надо ехать куда-нибудь, всем нужен транспорт. Подумайте, куда людям приходится ездить в городе (на работу, в театр, в поликлинику, в магазин, в гости и т. д.).
    Для чего в городе существуют правила уличного движения?
    Почему не все машины и пешеходы двигаются? Какие из них стоят?
    Почему бабушка и девочка стоят на углу? Чего они ждут? Как вы узнали, что они ждут, когда можно будет переходить улицу?
    1.Дайте анализ системы вопросов воспитателя на ООД. Приведите примеры разных вариантов этих вопросов.
    2.В каких мыслительных операциях воспитательница упражняла детей?
    3.Составьте план ООД по теме «Улица города» с детьми подготовительной группы так, в котором отражены возможные приемы по активизации мыслительной деятельности детей.
    Задача 10
    На ООД в старшей группе детского сада детям была предложена для рассматривания картинка «Защитник». На ней был изображен ослик, на спине которого кошка спасалась от трех лающих собак.
    Вот как воспитательница организовала рассматривание этой картинки.
    Она не стала по трафарету спрашивать детей: что вы видите? Еще что? Еще что? Обучая детей рассматривать картинку, воспитательница прежде всего направила их внимание на выделение главных фигур, а затем просила детей рассказать о ней.
    Детям были заданы следующие вопросы: кто тут нарисован? Где находится кошка? Кто еще стоит около ослика? Что делают собаки? Как вы узнали, что они лают и бросаются к ослику? Почему вы думаете, что они злятся? Зачем кошка вскочила на спинку ослика? Расскажите теперь все про эту картинку (трое детей рассказали по картинке).
    «Как можно было бы назвать эту картинку одним-двумя словами, чтобы было ясно, что тут самое главное?» - спросила воспитательница. Дети дали следующие названия: «Верный друг», «Спасение», «Кошка и собаки», «Ослик-защитник». Воспитательница обсудила с детьми, почему не подходит третье название. Единодушно было выбрано первое и последнее названия как самые подходящие.
    Когда через неделю воспитательница попросила детей рассказать о картине, дети обстоятельно и правильно рассказывали о виденном. Вот один из рассказов детей.
    Женя (7 лет). Картина называлась «Верный друг». Один раз кошка Мурка вышла погулять около забора. Вдруг выскочили три собаки и побежали за кошкой. Во дворе стояла лошадь (забыл, что на картинке был изображен ослик). Она увидела кошку в беде, пригнула спину, чтобы кошка прыгнула на нее. Собаки лаяли, а лошадь лягнула их ногой. А кошка стояла на спине у лошади и злила собак. Собаки постояли и ушли. Лошадь защитила кошку. Кошка слезла со спины и сказала: «Спасибо».
    1. Какие приемы воспитателя обеспечили правильную и осмысленную передачу основного содержания картинки?
    2. В каких мыслительных операциях упражняла детей воспитательница?
    Задача11
    В старшей группе было проведено экспериментальное занятие по обучению детей прыжкам. В зал по одному приглашали ребят и предлагали им выполнить прыжок в длину с места, а предварительно рассказать, как это делать. После прыжка ребенок оставался для наблюдения за выполнением прыжка следующим товарищем. На этом задание кончалось. Анализ выполнения прыжков детьми показал, что движение им знакомо, но они не владеют правильным навыком прыжка в длину с места, хотя в соответствии с программой начали учиться этому на пятом году. У детей имелись расплывчатые представления о движении, они не могли дать четкий анализ движения с помощью слова. Например, они говорили, что нужно приготовиться, оттолкнуться, приземлиться, а как приготовиться, как оттолкнуться, они не могли ни объяснить, ни показать.
    1. Объясните причину плохой координации и неточности движений детей.
    2. Какой показ и объяснение воспитателя создадут у детей наиболее осознанные двигательные представления?
    3. В какой последовательности нужно планировать материал, для того чтобы воспитатель на каждом занятии мог давать краткий, но четкий анализ движений?
    4. Как добиться максимальной связи между мышечным чувством и словом?
    Задача 12
    Представители дошкольной дидактики Ян Амос Коменский, Генрих Песталоцци, Фридрих Фребель, Мария Монтессори определили содержание, задачи и методы сенсорного воспитания детей дошкольного возраста. Они считали, что содержанием работы с детьми должно быть ознакомление с формой, величиной, цветом, звуком предметов в процессе оперирования с абстрактными дидактическими материалами. Усвоив такие общие представления на абстрагированном дидактическом материале, ребенок может использовать их для анализа свойств реальных вещей и как основу для последующего усвоения геометрии и других школьных дисциплин, требующих оперирования общими представлениями и понятиями о «чувственных» свойствах предметов. Однако подобные предположения не нашли подтверждения в практике. Ребенок оказывался не в состоянии применить полученные знания для ориентировки в реальной, жизненной обстановке.
    1. Дайте обоснование, почему классические системы сенсорного воспитания не могли обеспечить свободной ориентировки в многообразии свойств реальных предметов, которая требуется для различных видов познавательной и практической деятельности ребенка.
    2. На основании современных педагогических и психологических исследований покажите задачи, содержание, методы сенсорного воспитания; навыки и умения, которые должны быть сформированы у детей в процессе различных видов деятельности.
    Задача 13
    Через 8—10 дней после поступления в сад Юра (5 лет 7 мес.) как-то утром забыл поздороваться с воспитательницей. Не поздоровалась и она. Прошла утренняя гимнастика, дети, помыв руки, сели за стол завтракать, и вдруг раздался голос Юры
    «Здравствуйте, Нина Павловна!» Дети громко засмеялись. Юре стало не по себе. «Ничего смешного нет,— строго сказала воспитательница.— Мы сегодня с Юрой не успели поздороваться». Смех прекратился, Юра покраснел до ушей.
    1. Проанализируйте поведение Юры, воспитательницы и детей.
    2. Свидетельствует ли данный поступок об отсутствии культурных навыков у Юры?
    3. В чем проявился такт педагога?
    Задача 14
    Застенчивая Юля Г., в отличие от других детей, долго не могла привыкнуть к коллективу, не принимала участия в занятиях, играх и других видах деятельности. Через месяц все стали замечать много нового в ее поведении: исчезли робость и застенчивость, девочка стала участвовать в играх. Но на занятиях она по-прежнему была пассивной: никогда не выступала сама и не отвечала по вызову воспитателя. В дальнейшем выяснилось, что ее пассивность является только внешней. На занятиях она довольно внимательна, но никак не решается выступить. Возникающие у нее интересные и содержательные вопросы задавала сидящая рядом Алла.
    Для привлечения Юли к участию в занятиях воспитательница использовала замеченную ею общительность девочки в обыденной жизни, в быту. Увидев, что Юля пришла в детский сад раньше других, она попросила ее помочь наклеить картину на картон. Когда все было готово, воспитательница задала Юле несколько вопросов по содержанию картины.
    Ответы были обстоятельные и интересные. Воспитательница выразила одобрение и сказала, что о картине девочка расскажет всем на занятиях.
    Это было первое выступление Юли, подготовленное заранее. Дети выслушали его с большим интересом. Во время рассказа Юля волновалась, краснела, сбивалась, но рассказ довела до конца.
    1.Как был осуществлен воспитательницей индивидуальный подход к Юле? Укажите все приемы.
    2. Какое влияние на Юлю мог оказать такой подход воспитательницы?
    Задача 15
    Детей в возрасте 2,5 – 3 лет знакомили с птичкой, используя художественный текст. В одной группе занятие началось с чтения стихотворения А. Барто:
    Села птичка на окошко.— Посиди у нас немножко, Посиди, не улетай! Улетела... Ай!..
    Чтение сопровождалось показом движения игрушечной птички в соответствии со словами текста. Потом прочитывался снова текст стихотворения без демонстрации игровых движений, затем задавался вопрос: Где птичка?
    В игровых действиях с деревянной птичкой дети воспроизводили то, что они слышали и видели на занятии. Переживаемое чувство малыши выражали восклицанием «ай!» с интонацией сожаления или удивления, копируя взрослого, разводя руками; в других случаях игровые действия детей сопровождались словами «улетела», «упала» или «нет» (птички).
    В другой группе ознакомление с птичкой проводилось по-иному. Сначала с детьми провели ООД, на котором им показали модель птички, причем воспитательница пользовалась не стихотворным текстом, а обычным поясняющим словом, называла: «Это птичка»; указывала на некоторые детали ее внешнего облика (головка, ножки, крылышки), обращала внимание детей на ее действия (клюет зерно, перелетает с места на место).
    Дети, не отвлекаясь, смотрели на птичку, делали указывающие жесты, сопровождая их словами и восклицаниями: «Птичка!», «Вон она, вон птичка! А-а!»
    На повторном ООД во время показа модели птички детям прочитали текст стихотворения. Они слушали с улыбкой, смотрели на читающего, потом на птичку. На восклицание «Улетела... Ай!» дети никак не реагировали. Потом подходили к модели птички, брали ее в руки.
    На третьем ООД детям живо, образно, выразительно прочитали то же стихотворение и показали деревянную игрушку, изображающую птицу в полете — с раскрытыми крыльями и поджатыми лапками. Чтение текста сопровождалось движениями. При словах «Села птичка на окошко» игрушку ставили перед детьми. При чтении текста «Улетела... Ай!» игрушку прятали за спину читающего взрослого.
    У детей возникла живая реакция на слова «Улетела...». На вопрос: кто это? — дети слово «птичка» связывали с конкретным образом (с моделью птички и с игрушкой); рассматривая игрушечную птичку, обращали внимание на детали (головку, хвостик). На вопрос: а где еще птичка? — искали ее под столом, за спиной взрослого, потом произносили слова «Улетела, ай!» Причем одни дети повторяли эти слова и разводили руками или взмахивали ими, изображая движение крыльев, другие ограничивались при этом только жестами.
    1. В какой группе ознакомление детей с птичкой вы считаете более эффективным и почему?
    2. Какую роль играет прочитанный детям художественный текст?
    3. Объясните отсутствие действенной реакции детей при ознакомлении их с живой птичкой и текстом стихотворения.
    4. Какими приемами пользовались воспитатели, чтобы создать у детей интерес к занятию и на этой основе вызвать те или иные эмоции, переживания?
    Задача 16
    Ситуация: Молодого педагога очень беспокоил развязный, самоуверенный, несосредоточенный мальчик Валерик из подготовительной группы. На занятиях он был недисциплинирован, его рисунки и поделки всегда отличались неряшливостью.
    Однажды, когда Валентина Ивановна рассказывала детям, как рисовать орнамент, Валерик поднялся и с шумом пошел что-то строить.
    — Тебе кто позволил ходить по группе во время занятий? — опросил педагог.
    — А я не хочу заниматься, — ничуть не смущаясь, ответил Валерик.
    — Сейчас же садись на место, — строго, с возмущением сказала воспитательница.
    Валерик вздрогнул, попятился к столу и, пробормотав:
    «Я всегда у Марии Ивановны куда хотел, туда и ходил, чем хотел, тем и занимался»,— сел на свое место.
    В ответ на это Валентина Ивановна медленно, но строго, с соответствующей интонацией сказала: «А теперь всегда будешь сидеть на занятиях и заниматься вместе со всеми детьми».
    Задание: Проанализировать ситуацию с разных сторон о возможных причинах проблемы. Смоделируйте ваши действия. Предложите вариант своего решения, когда дети не хотят заниматься в ходе организованной образовательной деятельности, а хотят двигаться, играть, и т.д.
    Вопросы:
    1. Чем для вас является такое поведение ребенка? Правильны ли действия педагога? Обоснуйте ответ.
    2. Как бы вы реагировали на поведение Валерика?
    3. Совместим ли педагогический такт с гневом педагога? Приведите соответствующие доводы.
    Задача 17
    Ситуация: Воспитательница заметила, что среди играющих детей нет Миши. Но где же он? Через некоторое время она видит Мишу у дерева. Он безучастно вертит в руках прутик.
    — Ты почему один?
    — Так...
    — Иди к ребятам играть
    — Не хочу...
    Рядом стоит скамейка. Воспитательница садится и подзывает Мишу.
    — Тебе нездоровится?
    — Нет.
    — Тебя кто-нибудь обидел?
    — Нет.
    — А почему же ты не идешь к ребятам?
    — Я скучаю по маме. (Мама ребенка в командировке. Воспитательница об этом знает.)
    — Как же ты скучаешь? — вдруг спрашивает воспитательница. Ребенок поднимает на нее глаза, потом, подавшись к ней, приникает головой к руке и почти шепотом быстро говорит:
    — Знаете, я, когда очень соскучусь, беру ее карточку и... моргаю ей! Воспитательница громко засмеялась.
    — Как моргаешь?
    Миша резко отталкивает от себя воспитательницу и зло отвечает:
    — Никак! — и убегает.
    Задание: Опишите характер дальнейшей беседы с Мишей. Смоделируйте ваши действия. Предложите вариант своего решения, как выйти из такой ситуации?
    Вопросы
    1. Почему Миша так реагировал на смех воспитательницы?
    2. Определите свою линию поведения в отношении Миши.
    3. На основе личных наблюдений и примеров из литературы составьте аналогичный кейс самостоятельно.
    Задача 18
    Ситуация: Дети рассказывают, как они провели выходной день. Пятилетний Коля слушает и говорит: «А я вчера был в кино», сестренка поправляет: «Разве ты вчера был в кино? Ты ведь в кино был в тот выходной день». Коля недоволен, он возражает. В город приехали артисты цирка. Многие дети побывали на представлениях, а затем в детском саду делились впечатлениями. Коля всякий раз с завистью смотрел на детей, ловил каждое их слово. После выходного дня дети рассказывали о последнем представлении в цирке. Коля принимал живое участие в разговоре, вставлял свои замечания, иногда поправлял детей, уточняя факты, рассказывал о каких-то интересных номерах. Воспитательница подумала, что Коля и в самом деле был в цирке. Но потом оказалось, что он там не был. Коля каждый день просил мать сходить с ним в цирк.
    Задание: Опишите характер дальнейшей работы с Колей. Сделать вид, что вы поверили, что ребенок был в цирке, или указать, что вы знаете о вымысле? Предложите вариант своего решения и обоснуйте его.
    Вопросы
    1. Чем для вас является такое поведение Коли? Проанализируйте и попытайтесь вскрыть мотивы вымыслов Коли.
    2. Как следует взрослым реагировать на вымыслы ребенка?
    3.Каким образом данная ситуация может стать предпосылкой для образовательной ситуации?
    Задача 19
    Ситуация: После игры с настольным строительным материалом воспитательница предложила детям разновозрастной группы уложить его в определенной последовательности в три ящика, руководствуясь формой и величиной фигур.
    Дети 3—4 лет брали те фигуры, которые попадали им под руку, ставили их в ящики в беспорядке, без учета формы и размера. Когда педагог этим детям говорил: «В этот ящик ставьте пирамидки. Сначала поставьте большие»,— то такие расчлененные указания организовывали двигательные акты ребят. Действия ребенка следовали непосредственно за словами взрослого.
    Вторая группа детей (4—5 лет) руководствовалась словесными указаниями, данными до начала действия. Однако в процессе его выполнения эти дети брали ту фигуру, на которую в это время падал взгляд, и поэтому полностью выполнить задание не могли.
    Третья группа детей (5—6 лет) использовала словесные указания, относящиеся к организации деятельности, т. е. к способу действия. Например, зная, что вначале нужно разобрать и рассортировать фигуры на столе, а потом уже перенести в ящик, эти дети выбирали из всей массы фигурок нужную и делали это, несмотря на напоминания воспитательницы.
    Наконец, четвертая группа детей (6—7 лет) в своих действиях полностью следовала всем предварительным указаниям (и цели и способа). Деятельность этих детей протекала как целостный (во временном отношении) процесс, совершаемый по единому плану, возникшему до начала действия, на основе словесной инструкции.
    Задание: Опишите характер дальнейшей работы с разновозрастными детьми по развитию у них взаимосвязи мыслительной деятельности с их движениями.
    Вопросы:
    1. Чем объяснить существенные различия детей дошкольного возраста в умении выполнять действия, руководствуясь предварительной словесной инструкцией?
    2. В чем проявляется взаимосвязь мыслительной деятельности детей с их движениями?
    3. Как следует использовать словесные инструкции по развитию движений у детей младшего, среднего и старшего возраста?
    Задача 20
    Ситуация: Наблюдая на участке за природой, воспитательница спрашивает: «Посмотрите, в какую сторону склоняются деревья, цветы, травы? Почему все растения сейчас склоняются в одну сторону?» Дети не могут установить причину,
    Воспитательница приносит флажки и предлагает подержать их в поднятой руке, несколько раз меняя место, и посмотреть, куда они устремятся. Дети обнаруживают, что, повинуясь ветру, флажки отклоняются в ту же сторону, в какую склоняются деревья, цветы.
    Задание: Предложите дальнейшее развитие этой образовательной ситуации в других формах образовательной деятельности детей (на ООД, в ходе самостоятельной деятельности, во взаимодействии с родителями)
    Задачи:
    1. Почему никто из детей не смог установить причину наклона всех растений в одну сторону?
    2.Дайте анализ приемов работы воспитателя по активизации мыслительной деятельности детей.
    3.Спланируйте ряд экспериментов по активизации мыслительной деятельности детей на прогулке.
    Задача 21
    Ситуация: Воспитательница обращается к мальчику из старшей группы:
    — Саша, а ты правильно делаешь, что кричишь в группе?
    — Нет.
    — А почему?
    — В группе очень шумно будет, если все начнут кричать.
    Саша больше не кричит, играет спокойно.
    В другой раз воспитательница обращается к девочке:
    — Лариса, тебе нравится сегодня Саша?
    — Нет.
    — Почему?
    — Он неаккуратно одет. У него плохо все застегнуто.
    — Да. Он иногда такой приятный бывает: воротничок рубашки на курточку выпустит, хорошо заправит рубашку, пуговицы аккуратно застегнет. Мальчик быстро поправляет костюм.
    Таня, девочка старшей группы, спокойно и доброжелательно напоминает Васе, что он забыл прополоскать рот после еды, а уже раздевается (перед сном). Вася, не возражая, идет полоскать рот.
    А Вася в свою очередь напоминает другому мальчику, чтобы он поставил стул на место. Делает это спокойно, дружелюбно, и мальчик выполняет его совет.
    Миша говорит воспитателю, что Вася носит сразу по две раскладные кровати.
    — А ты сказал ему?— спрашивает воспитательница.
    — Да.
    — И он не послушался?
    — Не послушался.
    Воспитательница идет к Васе и говорит, что товарищ правильно сделал замечание, его нужно слушаться.
    Задание: Опишите характер беседы с детьми, приведенными в кейсе, используя противоположную оценку их поведения . Положительную оценку поведения поменяйте на отрицательную и наоборот. Предположите возможные последствия таких изменений.
    Вопросы:
    1. В чем педагогическая ценность правильной оценки поведения детей?
    2. Какова особенность положительных оценок опытных воспитателей?
    3. В каких случаях отрицательная оценка дает эффект?
    Задача 22
    Ситуация: Эти конфеты съешь,— говорит мама четырехлетней малышке, — а эти оставь на завтра.
    На следующий день обнаруживается, что все конфеты уже съедены девочкой.
    — Как же так? — негодует мама.
    — Ведь я говорила тебе вчера: «Оставь сладости на завтра!»
    — А я их съела еще завтра...— отвечает девочка, совершенно убежденная в своей правоте.
    У пятилетнего Васи новый костюм с «морскими» пуговицами, вызывающими зависть ребят в детском саду. Вскоре одной пуговицы на пиджаке не стало: Вася подарил ее Алику, своему лучшему другу. А к вечеру воспитательница заметила, что Вася ходит нараспашку.
    — Почему у тебя пиджак не застегнут?
    — обратилась к нему воспитательница.
    — Так, у тебя, оказывается, все пуговицы потеряны?! — удивилась она.
    — Да нет, не потеряны: я подарил их ребятам,— объясняет ей Вася.
    — Разве можно так? Мама будет недовольна тобою...
    — Нет, нет, мама будет довольна,— убежденно говорит мальчик.
    – Она всегда говорит: «Жадным быть некрасиво».
    Задание: Опишите характер дальнейшей беседы мамы с дочкой и воспитателя с Аликом и его мамой.
    Вопросы:
    1. Чем объяснить, что дети, зная правила поведения, часто их нарушают и, вопреки ожиданиям взрослых, не поступают в соответствии с ними?
    2. Приведите примеры из своих наблюдений о несоответствии знаний и поступков у детей и дайте оценку реагирования взрослых на такое поведение.
logo

Другие работы