355266 работ
представлено на сайте

Контрольная Педагогика (тест, задания), номер: 302716

Номер: 302716
Количество страниц: 110
Автор: marvel6
390 руб.
Купить эту работу
Не подошла
данная работа?
Вы можете заказать учебную работу
на любую интересующую вас тему
Заказать новую работу
essay cover Педагогика (тест, задания) , "Контрольно-измерительные материалы
Тест по разделу «Методика обучения грамоте»
1. Какие разделы языкознания являются научны...

Автор:

Дата публикации:

Педагогика (тест, задания)
logo
"Контрольно-измерительные материалы
Тест по разделу «Методика обучения грамоте»
1. Какие разделы языкознания являются научны...
logo
144010, Россия, Московская, Электросталь, ул.Ялагина, д. 15А
Телефон: +7 (926) 348-33-99

StudentEssay

buy КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ.
  • Содержание:
    "Контрольно-измерительные материалы
    Тест по разделу «Методика обучения грамоте»
    1. Какие разделы языкознания являются научными основами методики обучения грамоте?
    А. Морфология и синтаксис
    Б. Фонетика и графика
    В. Лексикология
    Г.Стилистика
    2. Какой из методов обучения грамоте появился раньше других?
    А. Звуковой аналитико-синтетический.
    Б. Метод целых слов.
    В. Слоговой.
    Г. Буквослагательный.
    3. Какой из вариантов выполнения одной и той же работы соответствует цели – учить слышать звучащее слово?
    А. На доске даются схемы слов. Учитель произносит каждое из слов, затем предлагает ученикам, глядя на схемы, проговорить их и определить, какой схеме соответствует каждое слово.
    Б. Учитель произносит каждое из слов и просит напечатать его, а затем сказать, какой схеме оно соответствует.
    В.Дети читают слова и составляют к ним схемы
    Г.Дети подбирают слова к данным схемам
    4. Сравните формулировки одного задания. Какая из них лингвистически корректна?
    Прочитайте буквы А, О, И, Ы, Е.
    А. Найдите среди них те, которые смягчают согласные.
    Б.Какие из них мягкие?
    В. Найдите среди них те, которые обозначают мягкость согласных.
    Г.Укажите смягчающие
    5. Укажите приемы звукового анализа:
    А.Составление слогов и слов из букв азбуки
    Б.Чтение и преобразование слогов
    В.Выделение звука из слога (слова)
    Г.Чтение слов по таблице
    6. На вопрос «В чем следует тренировать детей после знакомства с гласными и согласными звуками?» было дано два варианта ответа. Какой из них методически наиболее грамотный?
    А. В правильном разграничении гласных и согласных звуков
    Б. В правильном способе действия для разграничения гласных и согласных звуков
    7. Описание какого метода дано? «Школьники делят предложения на слова, слова - на слоги, слоги – на звуки (в устном варианте)»
    А.Звуковой аналитико-синтетический
    Б.Слоговой
    В.Синтетический звуковой
    Г.Аналитический звуковой
    8. В современной школе обучение грамоте осуществляется методом
    А.Слоговым
    Б.Аналитическим звуковым
    В.Синтетическим звуковым
    Г.Звуковым аналитико-синтетическим
    9. В качестве единицы чтения выступает
    А.Звук
    Б.Слово
    В.Слог
    Г.Предложение
    10. Какая установка правильна? Исправляя фонетическую ошибку, допущенную учеником, учитель говорит:
    А.»Скажи и послушай»
    Б.»Неверно, подумай»
    В.Будь внимательнее
    Г.Повтори вопрос
    11. Слово для фонетического анализа в период обучения грамоте следует давать
    А.В печатном виде
    Б.В рукописном виде
    В.В звучащем виде
    Г.В звучащем и рукописном
    12. Характеристика какого приема дана? «Ученики подражают, воспроизводят образцы письма, данные в прописи»
    А.Копировальный
    Б.Списывание с готового образца
    В.Воображаемое письмо
    Г.Письмо под счет

    Тест по разделу «Методика изучения языковой теории. Методика орфографии».
    1.Большой объем языковой теории представлен в системах и моделях обучения
    А.Школа России Б.Система Л.В. Занкова
    В.Гармония Г.Классическая начальная школа
    2.Существует ли зависимость между качеством постановки фонетической работы и уровнем орфографической грамотности учащихся?
    А Не существует Б. Существует
    3.Справедлив ли тезис: «Правильное определение падежа, а затем и падежного окончания возможно только на синтаксической основе».
    А. Да, справедлив. Б. Нет.
    4.Формированию какого умения служит упражнение на списывание со вставкой пропущенных букв?
    А. Умению находить орфограммы
    Б. Обозначению условий выбора правильных написаний
    В. Выбору орфограммы из ряда возможных написаний
    Г.Умению грамотно писать
    5.При первичном закреплении правила написания безударных гласных корня, проверяемых ударением, два студента сформулировали задание по-разному. Какой вариант работы для данного этапа считаете более правильным?
    А. Подберите проверочное слово и запишите сначала его, а потом слово с безударной гласной; вставьте нужную букву, обозначьте орфограмму: … - тр…ва
    Б. Вставьте пропущенные буквы. Рядом в скобках напишите проверочные слова, подчеркните орфограммы: тр…ва (…)
    6.Какой из перечисленных способов работы предпочтительней для первичного закрепления правила?
    А. Письмо с кратким комментированием
    Б. Самостоятельная вставка детьми пропущенных букв с последующим объяснением
    В. Письмо с подробным комментированием всего хода решения
    Г.Списывание с последующей самопроверкой
    7.Какие слова не следует предлагать для звуко-буквенного анализа в начальных классах?
    А.Голубь Б.Говорила В.Расшить Г.Вокруг

    8.Можно ли считать, что учитель познакомил детей с понятием «орфограмма», предложив им следующую работу?
    Прочитайте слова: « молоко, трава, ветер, река». Поставьте ударение, подчеркните безударные гласные. Это орфограмма.
    А.Да Б.Нет
    9.Какой из способов записи материала предпочтителен в начале изучения темы?
    А.Зверь - звриный, лень – л нивый
    Б.зв.риный – зверь, л нивый – лень
    В.Зв..риный, л..нивый
    Г.Зверь (сущ.) – прил.? Лень (сущ.) – прил.?
    10.Характеристика какого вида диктанта дана? «Текст, предназначенный для записи, воспринимается учениками зрительно, запоминается, подвергается анализу»
    А.Объяснительный диктант Б.Самодиктант
    В.Предупредительный диктант Г.Диктант «Проверяю себя»
    11.Выполнение каких заданий обучает самоконтролю?
    А.Списывание со вставкой пропущенных букв
    Б.Диктант «Проверяю себя»
    В.Неосложненное списывание
    Г.Письмо по памяти
    12.Задания на поиск ошибок нужно начинать
    А.С коллективной работы
    Б.С самостоятельной работы
    В.С индивидуальной работы
    Г.С групповой работы
    13.Правильны ли определения, которыми пользовался учитель?
    Корень – это неизменяемая часть однокоренных слов. Окончание – это неизменяемая часть, которая стоит на конце слова
    А.Неправильны Б.Правильны
    14.Какие два понятия из области морфемики (традиционное обучение) вводятся почти одновременно?
    А.Корень и окончание
    Б.Корень и суффикс
    В.Приставка и суффикс
    Г.Суффикс и окончание
    15.Ведущим приемом работы над непроверяемыми написаниями является
    А.Проговаривание
    Б.Использование словаря
    В.Использование элементов этимологического анализа
    Г.Использование настенных плакатов
    16.Задание «Выпишите однокоренные слова: летний – летать – лето, левый – налево – слева- лев» предполагают выполнение
    А.Анализа
    Б.Синтеза
    В.Классификации
    Г.Сопоставления
    17.Какими способами правильнее предъявлять памятку при изучении орфографических правил?
    А.Давать в готовом виде
    Б.Ученики составляют ее дома
    В.Памятка составляется коллективно в классе
    Г.Составляется самостоятельно в классе каждым учеником
    18.Знания по определению склонения имен существительных или спряжения глаголов являются
    А.Только морфологическими
    Б.Лексико-морфологическими
    В.Морфолого-орфографическими
    Г.Морфолого-синтаксическими
    19.Целесообразно ли начинать изучение частей речи без общего представления об их системе?
    А.Да Б.Нет
    20.Что является важным при выполнении морфемного анализа?
    А.Правильный результат
    Б.Правильный способ действий
    В.Запоминание последовательности действий

    Тест по разделу «Методике развития речи»
    1. Продолжите высказывание: «Методика развития речи – это.
    2. Лингвистическими основами методики развития речи являются
    А. Фонетика и графика
    Б. Морфология и синтаксис
    В. Стилистика, культура речи, лингвистика текста
    3. Дополни высказывание
    «Обучая языку, мы знакомим.
    Развивая речь, учим их».
    4. Установи соответствие
    1.Обогащение словаря - …
    2.Уточнение словаря - …
    3.Активизация словаря - …
    4. Устранение нелитературных слов -
    Перенесение как можно большего количества слов из пассивного словаря в активный…
    Перевод из активного словаря в пассивный
    Наполнение содержанием тех слов, которые усвоены не вполне точно
    Усвоение новых, ранее неизвестных слов
    5. Какие из приведенных заданий являются собственно речевыми?
    А. Подберите слова, противоположные по смыслу.
    Б. Из слов, стоящих в скобках, выберите более точные
    В. Составьте словосочетания
    Г. подберите слова, близкие по значению
    6. Какой из вариантов одного и того же задания – сопоставление заголовков к тексту – вы считаете методически более правильным?
    А. Какой из заголовков точнее? Докажите.
    Б. Сравните два заголовка. Какой из них лучше? Какой вам больше нравится?
    7.Важно ли разграничение языка и речи для методики преподавания русского языка?
    А. Да
    Б. Нет
    8.Есть ли общее между устной и письменной речью?
    А. Нет
    Б. Да.
    9.Какие виды речевой деятельности характеризуют устную речь?
    А. Говорение
    Б. Письмо
    В. Слушание
    Г. Чтение
    10. Чтение вслух по книге или чтение наизусть относятся к
    А. Устной форме речи
    Б. Письменной форме.
    11.Каким общим нормам подчиняются устная и письменная речь?
    А. Орфоэпическим
    Б. Акцентологическим (ударения)
    В. Грамматическим
    Г. Орфографическим
    Д. Пунктуационным
    12.Всегда ли прерывистость устной речи свидетельствует о нетвердых знаниях?
    А. Всегда
    Б. Не всегда
    13. Существует поговорка: «И говорит, как пишет».
    А. Это положительная оценка устной речи
    Б. Это ее отрицательная оценка
    В. Нельзя ответить однозначно
    14. Избыточность устной речи объясняется
    А. Бедностью словарного запаса
    Б. Незнанием темы высказывания
    В. Стремлением донести до слушателя информацию
    15. Говоря о совершенствовании речи учащихся имеется в виду
    А. Диалогическая речь
    Б. Монологическая речь
    16. На уроках русского языка чаще всего звучит
    А. Монолог учителя
    Б. Диалог
    В. Монолог ученика. "
    "Практические занятия по разделу «Обучение грамоте»
    Практическое занятие № 1.
    Задания для самостоятельной работы:
    1.Составить библиографию статей из журнала «Начальная школа» по разделу «Методика обучения грамоте» (2006-2011г.)
    2.Составить аннотации на две статьи по выбору.

    Практическое занятие №2
    Тема: «Анализ букварей и азбук» («Азбука» О.В. Джежелей, «Русская азбука» В.Г. Горецкого, «Букварь» Р.Н. и Е.В. Бунеевых, «Азбука» Н.Г. Агарковой, «Букварь» Л.Е. Журовой)
    Цель: познакомиться с содержанием и назначением материала «Азбуки» О.В.Джежелей, «Русской азбуки» В.Г. Горецкого и «Букваря» Е.В. Бунеевой, Р.Н. Бунеева, «Азбуки Н.Г. Агарковой, «Букваря» Л.Е. Журовой)

    Задания для самостоятельной работы
    Анализ ""Букваря"" В.Г.Горецкого, В.А.Кирюшкина, А.Ф.Шанько
    а) Подобрать конкретный материал с указанием страниц ""Букваря"" для иллюстрации ответов на следующие вопросы:
    1) Принципы построения ""Букваря"" (частотности, учёта степени слияния звуков, одновременного изучения твёрдых и мягких согласных, тематического расположения материала) Найти примеры.
    2) Решение задач по развитию речи учащихся (обогащение словаря, овладение предложением, развитие связной речи)
    3) Характеристика литературного материала для чтения в ""Букваре"".
    4) Иллюстративный материал ""Букваря"", виды и его назначение.

    Критерии сравнения Букварь Горецкого, Кирюшкина и Шанько Система букваря Занкова

    Практические занятия № 5, 6
    Тема: «Формирование навыка чтения. Структура и содержание урока чтения в период обучения грамоте».
    Цель: познакомиться с методикой обучения чтению в период обучения грамоте; определить методические приемы, способствующие активизации деятельности учащихся на уроке; овладеть умением целенаправленно строить урок чтения, подчиняя содержание каждого этапа урока его содержанию.
    Вопросы для коллективного обсуждения.
    1.Определите задачи урока чтения в период обучения грамоте.
    2.Какие типы уроков выделяются в период обучения грамоте? Какой из типов уроков имеет более жесткую структуру?
    3.Назовите основные этапы урока чтения в период обучения грамоте.
    4.Задачи и содержание каждого этапа урока (проиллюстрировать примерами из составленного конспекта).
    Примечание: при подготовке использовать буквари и азбуки (см. предыдущее занятие), а также методические разработки
    Задания для самостоятельной работы
    1.Какие вопросы и задания аналитического характера можно предложить учащимся на уроке чтения, используя текст загадки? Обоснуйте свой ответ.
    Они, как я заметила,
    Везде и всюду есть:
    В руке их только четверо,
    Зато в кармане – шесть.
    Я шесть их вижу в радуге,
    И если сосчитать,
    То сразу сами скажете,
    Что их в арбузе – пять! (Н.Разговоров)
    Составьте фрагмент урока с использованием магнитной (разрезной) азбуки.
    2.Сравните два варианта работы над распознаванием твёрдых и мягких согласных звуков. Какой из вариантов анализа содержит ошибки? Аргументируйте ответ.
    1 вариант
    -Отгадайте загадку:
    Весной веселит,
    Летом холодит,
    Осенью питает,
    Зимой согревает (Дерево)
    -Произнесите первый звук в слове дерево. Какой он: твердый или мягкий?
    -Как на письме обозначим его мягкость?

    2 вариант
    -Отгадайте загадку:
    Весной веселит,
    Летом холодит,
    Осенью питает,
    Зимой согревает (Дерево)
    -Какой первый звук в слове дерево: твердый или мягкий?
    -Почему звук мягкий? (Потому что за ним идет буква е)

    3.Укажите ошибки в ответах детей, определите причины. Предложите задания, направленные на их предупреждение.

    4.При изучении буквы п и звуков, которые она обозначает, в «Русской азбуке» В.Г. Горецкого предлагается текст для чтения «Покупки»
    Какие знания и умения не сформированы у ученика? Укажите приемы исправления ошибок, допущенных учеником.

    5.Дайте методическую оценку содержания и структуры приведенного урока чтения, используя вопросы и задания для анализа.
    Тема: Звуки [с], [с`] и буквы С, с. Животный и растительный мир.
    Задачи урока:
    1.Учить различать звуки [с], [с`] и буквы С, с, вычленять звуки [с], [с`], составлять слова с буквой с
    2.Воспитывать любовь к родному языку, учить культуре общения.
    3.Развивать фонематический слух, речь, мышление, память
    Оборудование: слоги, буквы С, с, картинки (полумесяц, половина бублика), кукла Буратино
    Этапы урока, содержание работы Вопросы и задания для анализа

    Практическое занятие № 3
    Тема: «Формирование каллиграфических навыков у младших школьников. Структура и содержание уроков письма»
    Цели:
    1.Познакомиться с содержанием и назначением материалов в «Прописи»
    2.Изучить методику формирования навыков письма в период обучения грамоте.
    3.Познакомиться с написанием строчных и заглавных букв русского алфавита и их соединениями.
    Вопросы для коллективного обсуждения
    1.Значение и задачи каллиграфической работы
    2.Требования к организации каллиграфических упражнений в системе обучения русскому языку.
    3.Правила технической организации письма
    4.Содержание и структура уроков письма. Задачи и содержание каждого этапа. Виды упражнений.
    5.Грамматико-орфографическая работа при обучении письму.

    Задания для самостоятельной работы
    1.Напишите в прописи (любой) все буквы алфавита и их соединения
    2.Научитесь объяснять написания каждой буквы.
    3.Разработайте фрагмент урока проведения одного из видов упражнений по письму: списывание предложений (из прописей или с печатного текста), запись под диктовку (букв, слогов, слов или предложений). Определяя содержание работы учителя и детей, сформулируйте вопросы и задания по грамматико-орфографической пропедевтике.
    4.Соотнесите задачи обучения письму с видами упражнений, применяемых на уроках. Заполните вторую графу в таблице, используя следующие виды упражнений: рисование и раскрашивание бордюров; слого-звуковой анализ слов; поэлементный анализ букв; чтение слов и предложений, записанных письменным шрифтом; обводка контуров; начертание элементов букв; письмо соединений; штриховка; письмо слогов; письмо букв; обводка и рисование орнаментов; письмо предложений.

    Задачи урока письма Виды упражнений

    5.Подберите конкретный материал из «Прописей» для решения каждой задачи и проведения упражнений различных видов, ориентируясь на составленную таблицу."
    "Практическое занятие 4
    Методические условия формирования грамматических и словообразовательных понятий
    Цель: рассмотреть систему работы над понятиями.
    Вопросы для коллективного обсуждения:
    1.Что такое грамматическое понятие? В чем его специфика по сравнению с нелингвистическими понятиями?
    2.В чем основные трудности усвоения грамматических понятий для учащихся начальных классов?
    3.Опираясь на программу (любой УМК), перечислите грамматические понятия, которые формируются во 2-3 классах. Укажите существенные признаки этих понятий.
    4.Одинаково ли значение выражений «осознание понятия» и «овладение понятием»? Как соотносятся между собой названные ими процессы, каково их содержание?
    Задания для самостоятельной работы:
    1.Проанализируйте 1-2 определения понятий из школьного учебника русского языка (любой УМК).
    2.В чем заключается содержание работы по определению грамматического понятия?
    3.Составьте фрагмент урока, на котором учащиеся изучают новое понятие.
    4.Какие условия способствуют более эффективному формированию грамматических понятий? Приведите примеры использования наглядности.
    5.Найдите в учебниках русского языка (любой УМК) грамматические, лексические и словообразовательные упражнения. Составьте свои упражнения разных видов.

    Практическое занятие 5
    Изучение морфемного состава в начальных классах
    Цель: выяснить систему изучения морфемного состава слова в начальных классах; ознакомиться с методикой формирования знаний и умений учащихся по теме «Состав слова.
    Вопросы для коллективного обсуждения:
    1.Какова система изучения морфемного состава слова в начальных классах?
    2.На основе анализа программы и учебников русского языка составьте перечень знаний и умений учащихся по теме «Состав слова».
    Задания для самостоятельной работы:
    1.В чем смысл и каково содержание требования: привлекать внимание детей не только к формальным признакам морфем, но и к их значению и назначению? Составьте задания, помогающие детям убедиться в том, что морфема – это значимая часть слова, понять назначение каждой морфемы.
    2.Приведите примеры типов слов для морфемного анализа во втором и третьем классах; отбор слов обоснуйте.
    3.Составьте конспект урока, целью которого является формирование понятий «корень, однокоренные слова», «приставка», «суффикс», «окончание» (по выбору).
    4.Как осуществляется формирование навыка правописания безударных гласных в корне слова? Покажите этапы работы.
    5.Сопоставьте последовательность изучения состава слова в учебниках УМК «Школа России» и «Школа 2100». В чем положительные стороны каждого УМК?
    6.Сопоставьте определение корня в разных учебниках (УМК «Школа России», «Школа 2100», система Л.В. Занкова). Какая из формулировок наиболее полно, логично и точно определяет понятие?
    7.Прочитайте вопросы для учащихся. Исправьте некорректные формулировки
    8. Учитель подобрал следующий языковой материал для использования на уроках по теме «Состав слова». Чем обусловлена каждая подборка? Какие задачи планировал учитель на этом материале? Сформулируйте соответствующие задания, указывая тему урока.

    Практическое занятие 6
    Методика изучения частей речи
    Цель: познакомиться с содержанием работы по теме; изучить методику формирования морфологических умений у младших школьников
    Вопросы и задания:
    1.Какая подготовительная работа проводится к изучению имени существительного?
    2.Как учить школьников распознавать род, число, падеж, тип склонения имен существительных? Опишите существующие приемы работы. Какова практическая значимость формирования этих умений?
    3.Какую роль при изучении имен существительных (типов склонения, падежей) играет сопоставление? Покажите это на конкретных примерах.
    4.Какие виды упражнений можно предложить учащимся для закрепления умения писать безударные падежные окончания существительных?
    5.Перед Вами два возможных способа действия при написании безударных окончаний имен существительных. Чем они похожи и в чем их существенное различие? Какой из способов является более экономным? Аргументируйте.
    6.В чем значение и каковы задачи работы над именем прилагательным в современной начальной школе?
    7. Как учить школьников распознавать род, число, падеж имени прилагательного? Опишите приемы работы. Какова практическая значимость формирования этих умений?
    8.Какие знания и умения составляют основу для формирования навыка правописания падежных окончаний имен прилагательных? Какие методические условия способствуют формированию данного навыка?
    9.Подберите примеры из художественной литературы, которые можно использовать при изучении темы «Имя прилагательное». Составьте упражнения. Укажите цель каждого упражнения.
    10.Подготовьте наглядный материал по теме. Докажите целесообразность его применения в системе уроков по теме «Имя прилагательное».
    11.Охарактеризуйте последовательность изучения глагола в начальной школе, а также объем морфологических знаний и умений, формируемых на каждом году обучения.
    12.Над какими вопросами культуры речи должна вестись работа параллельно с изучением грамматического материала?
    13.Как познакомить учащихся с временными формами? Составьте фрагмент урока.
    14.Какие фонетические и морфологические знания и умения составляют основу для формирования навыка правописания личных окончаний глаголов?
    15.Как учить школьников распознавать глаголы 1 и 2 спряжения? Составьте алгоритм.
    16.Выделите трудные вопросы, связанные с изучением темы «Глагол. Наметьте пути преодоления этих трудностей
    17.Каково Ваше мнение о целесообразности таких заданий? Подготовить сообщение на тему «Что я узнал(а) о местоимении как о части речи?»; составить памятки «Как определить падеж имени существительного?»; «Как определить спряжение глагола?»
    18.На уроке обобщения по разделу «Части речи» (2 класс, УМК «Школа России») учитель попросил учеников рассмотреть репродукцию картины и назвать предметы, которые на ней изображены. Потом он предложил сделать эти предметы более видимыми, указав их признаки. Третьим этапом работы было приведение в движение всех предметов. По ходу работы выяснялось, какой частью речи следует воспользоваться для решения той или иной задачи. В заключение всем классом составлялись и записывались отдельные словосочетания и предложения, в них указывались части речи и их грамматические признаки. Особое внимание учитель обращал на точность выбора слов.
    Сформулируйте весь комплекс учебных целей. Разработайте соответствующую 19.По аналогии с фрагментом, описанным выше, составьте обобщающего конспект урока по разделу «Части речи» для 3 класса (УМК «Школа России»)
    20.Проведите за учащихся 4 класса устное и письменное комментирование орфограмм в окончаниях имен существительных, имен прилагательных, глаголов данного текста.
    21.Определите, где в рассуждении ученика допущены ошибки. Составьте задания для предупреждения таких ошибок.
    22.Каков методический смысл требования: при освоении частей речи необходимо работать не только над их формальными признаками, но и над значением и назначением?

    Практическое занятие 7
    Практическое занятие Изучение синтаксиса и пунктуации
    Цель: ознакомиться с содержанием работы по синтаксису и пунктуации в начальных классах; изучить методику формирования синтаксического строя речи младших школьников
    Вопросы и задания:
    1.На основе анализа программы и учебников «Русский язык» выясните круг знаний и умений учащихся по синтаксису. Сравните материал учебников по теме «Предложение» УМК «Школа России» и УМК «Школа «2100»
    2.Каковы основные направления работы над предложением в начальных классах?
    3.Опишите приемы ознакомления учащихся с главными и второстепенными членами предложения. Какие средства наглядности целесообразно использовать?
    4.Отметьте трудности, с которыми встречаются школьники при изучении связи слов. Какие ошибки допускаются ими при разборе предложений?
    5.Приведите примеры упражнений, направленных на формирование синтаксических понятий, на обучение умелому построению и использованию предложений в речи.
    6.Дайте образцы полных ответов учащихся 2, 3, 4 классов при выполнении задания: рассказать всё, что известно о понятии «предложение».
    7.Прочитайте предложения. Какие из них Вы дадите для синтаксического разбора в 3 классе, а какие – в 4-ом? Обоснуйте свой выбор.
    8.Назовите характерные ошибки младших школьников в построении и оформлении предложений. Каковы причины этих ошибок и пути их предупреждения? "
    "Практическое занятие 8
    Практическое занятие 1 Лексико-стилистическая работа на уроках русского языка и литературного чтения
    Цель: ознакомиться с содержанием и методикой лексико-стилистической работы; выяснить возможности учебников русского языка (разныеУМК) в организации словарной работы
    Вопросы и задания
    1.Каково содержание работы над словом при изучении различных разделов и тем курса русского языка? Составьте схему основных направлений словарной работы.
    2.Проанализируйте одну из тем учебника русского языка (любой УМК) с точки зрения возможности работы по активизации словаря учащихся.
    3.Составьте 5-6 лексических упражнений для учащихся 1, 2. 3. 4 классов. При составлении упражнений пользуйтесь словарями (толковым, словообразовательным, синонимическим, антонимическим, фразеологическим).
    4.Проанализируйте с точки зрения словарного состава страницу текста из учебника по литературному чтению (УМК – на выбор); спланируйте словарную работу по художественному произведению на один урок.
    5.В чем различие понятий «обогащение словарного запаса детей» и «совершенствование лексического строя их речи»; расширение грамматических знаний учащихся» и «совершенствование грамматического строя речи»?
    6.Как показать учащимся роль имен прилагательных в речи? Приведите пример соответствующей работы на материале учебника русского языка (любой УМК) или текстов учебника по литературному чтению (любой УМК).
    7.Найдите в Азбуке» В.Г. Горецкого и Л.А. Виноградской, в учебниках по литературному чтению «Родная речь» Л.Ф. Климановой (УМК «Школа России») тексты, на которых можно демонстрировать детям, как повышается выразительность речи при переносном употреблении глагольных форм времени (настоящее вместо прошедшего: Иду я вчера и вдруг вижу…) и лица (2-го вместо 1-го: Войдёшь в лес и сразу почувствуешь…). Подготовьте необходимые вопросы для беседы.
    8.Составьте фрагмент урока по ознакомлению с одним из стилей речи.

    Практическое занятие 9
    Синтаксическая работа в системе развития речи
    Цель: изучить содержание и методику синтаксической работы в связи с развитием речи учащихся начальных классов; выяснить возможности учебников русского языка для организации синтаксической работы по развитию речи
    Вопросы и задания:
    1.Проанализируйте одну из тем учебника русского языка (УМК – на выбор) с точки зрения возможностей по развитию синтаксического строя речи.
    2.Составить вопросы и задания для синтаксического анализа одного из текстов учебника русского языка (любой УМК)
    3.Как организовать работу по предупреждению ошибок в построении словосочетаний? Составьте 3-4 карточки упражнений для работы над словосочетанием.
    4.Какие упражнения могут быть использованы для овладения умением пользоваться в речи предложениями, различными по цели высказывания и интонации? Приведите примеры.
    5.Какие приёмы можно использовать при обучении школьников составлению предложений? Приведите примеры.
    6.Сравните два варианта работы по восстановлению деформированного предложения.

    Практическое занятие 10
    Методика обучения различным видам сочинений
    Цель: ознакомиться с видами сочинений в начальных классах и методикой их проведения
    Вопросы и задания
    1.Какова роль сочинений в системе работы по развитию связной речи учащихся?
    2.Назовите методические требования к организации обучения сочинениям.
    3.Сравните темы сочинений. Выберите из них те, которые предполагают: 1)повествование; 2)описание; 3)рассуждение. В сочинениях на какие темы возможно сочетание жанров? Объясните, как жанр сочинения повлияет на подготовительную работу.
    4.Подберите темы сочинений каждого вида для 1 класса. Свой выбор обоснуйте.
    5.По одной из выбранных тем разработайте фрагмент урока подготовки к сочинению.
    6.Что общего и в чем различие в задачах, содержании обучения, методических требованиях к проведению изложений и сочинений?
    7.В чем сущность редактирования текста при подготовке к сочинению? К каким вопросам культуры речи должно привлекаться внимание?
    8.Каковы содержание самопроверки детьми творческих работ и содержание этого процесса?"
    "Тема 1:Обучение орфографии
    1.Дайте перечень орфограмм, изучаемых в начальных классах.
    2.В чем связь изучения фонетики и грамматики с обучением орфографии?
    Тема 2 Урок русского языка в современной начальной школе. Требования к современному уроку
    Задания для студентов
    Смоделируйте несколько ситуаций, создающих мотив к деятельности учения на уроке русского языка:

    Тема 3 Содержание и организация обучения младших школьников культуре речи. Взаимосвязь языкового образования и речевого развития
    Задания для студентов
    1.Охарактеризуйте основные разновидности ошибок, допускаемых детьми в устных и письменных высказываниях.
    2.В чем различие между грамматическими ошибками и речевыми недочетами?
    3.Как проводить на уроке анализ сочинений и изложений, если иметь в виду не констатацию результатов, а дальнейшее обучение детей?

    Тема 1:Обучение орфографии
    1.Дайте перечень орфограмм, изучаемых в начальных классах.
    2.В чем связь изучения фонетики и грамматики с обучением орфографии?

    Тема 2 Урок русского языка в современной начальной школе. Требования к современному уроку
    Задания для студентов
    Смоделируйте несколько ситуаций, создающих мотив к деятельности учения на уроке русского языка:

    Тема 3 Содержание и организация обучения младших школьников культуре речи. Взаимосвязь языкового образования и речевого развития
    Задания для студентов
    1.Охарактеризуйте основные разновидности ошибок, допускаемых детьми в устных и письменных высказываниях.
    2.В чем различие между грамматическими ошибками и речевыми недочетами?
    3.Как проводить на уроке анализ сочинений и изложений, если иметь в виду не констатацию результатов, а дальнейшее обучение детей? "
logo

Другие работы