Номер: 68790
Количество страниц: 126
Автор: proffi61111
Диплом Особенности внимания детей дошкольного возраста с ФФН, номер: 68790
3250 руб.
Купить эту работу
Не подошла
данная работа? Вы можете заказать учебную работу
на любую интересующую вас тему
Заказать новую работу
данная работа? Вы можете заказать учебную работу
на любую интересующую вас тему
- Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения особенностей
развития внимания детей дошкольного возраста с
фонетико-фонематическим недоразвитием речи
1.1. Психофизиологические основы внимания 7
1.2. Особенности развития внимания в дошкольном возрасте
нормально развивающихся детей и детей с ФФН 22
1.3. Развитие слухового внимания и восприятия детей с ФФН 37
Глава 2. Эмпирическое исследование проблемы особенностей
Развития внимания детей дошкольного возраста с фонетико-
фонематическим недоразвитием речи
2.1. Цель, задачи и методика констатирующего эксперимента 48
2.2. Содержание констатирующего эксперимента 56
2.3. Методические рекомендации по развитию слухового
восприятия 72
Заключение 87
Литература 91
Приложения 98
Введение
Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как узел, в котором сходятся различные линии психического развития мышление, воображение, память, эмоции. Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения к ценностям духовной культуры от поколения к поколению, а также необходимым условием воспитания и обучения.
Дошкольный возраст это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сенситивный период развития.
Однако в настоящее время довольно часто педагогами, воспитателями и логопедами отмечаются отклонения в развитии речи у дошкольников, которые в научной литературе получили название – фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФН). При диагнозе «фонетико-фонематическое недоразвитие речи» происходят отрицательные изменения в развитии не только речи, но и познавательной, интеллектуальной, социальной сфер личности дошкольника, которые в конечном итоге не позволяют ему обучаться в общеобразовательных учреждениях. Этот факт и предопределяет социальную значимость данной работы.
Проблема воспитания и обучения детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи привлекла внимание исследователей еще с начала XX века. В отечественно педагогике, психологии и логопедии проблема развития ребенка с ФФН получила достаточно широкое развитие. Так, изучением общих особенностей дошкольников с ФФН занимались Л.С. Выготский, Т.Г. Визель, Л.Н. Ефимова, методов исследования – О.Б. Иншакова, сравнительных характеристик между отдельными группами детей с различными диагнозами ФФН – Р.Л. Мартынова, характеристик фонематического слуха – Н.В. Дурова, методов коррекции отклонений в общем и речевом развитии дошкольников – А.И. Богомолова, Н.С. Жукова, Т.А. Ткаченко, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, и, наконец, подготовкой детей к школе – Г.А. Каше и др.
Несмотря на многочисленность и разнообразие работ в этой области, следует отметить, что основной упор в них делается на изучении общих характеристик и условий и способов коррекции речевого и общего развития детей с диагнозом «фонетико-фонематическое недоразвитие речи». Специальных же исследований в области диагностики и коррекции таких частных вопросов как особенности слухового внимания и восприятия в современной литературе явно недостаточно. Этот факт определяет научную значимость настоящего исследования.
Практическая значимость данной работы обусловлена тем, что итогом нашего исследования будет разработка рекомендаций к составлению программы коррекции отдельных неречевых особенностей недоразвития ребенка – дошкольника, которые могут быть использованы в практической работе педагогами, психологами, логопедами, воспитателями, дефектологами и другими специалистами, занимающимися данной проблемой.
Из всего вышесказанного можно сформулировать проблему нашего исследования. В настоящее время существует достаточное количество общих исследований, направленных на изучение различных сторон личности детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Этот факт объясняется тем, что проблема формирования и развития личности ребенка с ФФН на данный момент очень актуальна. В тоже время, анализ литературы, проведенный нами, показал, что изучению таких частных вопросов как особенности развития внимания, слухового восприятия, на наш взгляд, недостаточно исследованы.
В связи с этим цель данной работы – изучение особенностей развития внимания детей дошкольного возраста с ФФН.
Объект исследования – особенности отклонений в развитии детей дошкольного возраста с ФФН.
Предмет исследования – состояние процессов внимания и восприятия дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Гипотеза исследования - динамика развития показателей внимания у детей с ФФН в дошкольном возрасте протекает гораздо медленнее, чем у их сверстников с нормальным развитием речи.
Задачи исследования:
1. Провести комплексный анализ литературы по проблеме.
2. Определить и провести научную трактовку основных понятий исследования.
3. Выявить особенности развития внимания и слухового восприятия детей дошкольного возраста с ФФН.
4. Подобрать пакет диагностических методик и изучить уровень динамики развития процессов внимания у дошкольников с нормальным развитием и детей с ФФН.
5. Провести анализ полученных результатов.
6. Разработать, исходя из полученных результатов, рекомендации к программе коррекции развития внимания и слухового восприятия у дошкольников с ФФН.
В исследовании приняли участие 40 детей дошкольного возраста от 4 до 6 лет. Общая выборочная совокупность была разделена нами на две подгруппы: дети в возрасте 4 и дети в возрасте 6 лет.
В каждую из возрастных групп были определены дети с нормальным развитием (воспитанники ДОУ №1245 г. Москвы) и дошкольники с диагнозом ФФН (воспитанники ДОУ №231 г. Москвы). По 10 человек в каждой возрастной группе.
Основными методами исследования явились: индивидуальные психологические карты, тестирование, беседа, наблюдение, методы обработки данных, интерпретационные методы, теоретический анализ литературы.
Структура и объем работы – дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, литературы, приложений.
В структуру данной работы вошли следующие основные разделы:
1. В теоретической части нами были рассмотрены: основные понятия и характеристики внимания как психологического процесса, особенности развития внимания ребенка-дошкольника с нормальным развитием и диагнозом «фонетико-фонематическое недоразвитие речи», проблемы развития слухового восприятия и внимания, а также основная характеристика ребят с ФФН.
2. Во второй практической главе нами было проведено исследование по определению особенностей динамики развития процессов внимания детей с нормальным развитием и дошкольников с ФФН. Разработаны рекомендации к составлению коррекционной программы, для воспитателей, логопедов и дефектологов.
Другие работы
390 руб.
390 руб.