Номер: 71076
Количество страниц: 57
Автор: proffi61111
Курсовая Особенности развития речи в общении в дошкольном возрасте, номер: 71076
1040 руб.
Купить эту работу
Не подошла
данная работа? Вы можете заказать учебную работу
на любую интересующую вас тему
Заказать новую работу
данная работа? Вы можете заказать учебную работу
на любую интересующую вас тему
- Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения особенностей развития речи в общении в дошкольном возрасте
1.1. Характеристика развития речи у дошкольников в норме
и патологии 6
1.2. Развитие общения у детей с нормальным развитием и ОНР 16
Глава 2. Эмпирическое изучение особенностей развития речи
в общении в дошкольном возрасте
2.1. Организация и методы исследования 26
2.2. Анализ результатов исследования 31
Заключение 41
Литература 44
Приложения 47
Введение
Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как узел, в котором сходятся различные линии психического развития мышление, воображение, память, эмоции. Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения к ценностям духовной культуры от поколения к поколению, а также необходимым условием воспитания и обучения.
Дошкольный возраст это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сенситивный период развития.
Однако в настоящее время довольно часто педагогами, воспитателями и логопедами отмечаются отклонения в развитии речи у дошкольников, которые в научной литературе получили название – общее недоразвитие речи (ОНР). При диагнозе «общее недоразвитие речи» происходят отрицательные изменения в развитии не только речи, но и познавательной, интеллектуальной, социальной сфер личности дошкольника, которые в конечном итоге не позволяют ему обучаться в общеобразовательных учреждениях. Этот факт и предопределяет социальную значимость данной работы.
Проблема воспитания и обучения детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи привлекла внимание исследователей еще с начала XX века. В отечественно педагогике, психологии и логопедии проблема развития ребенка с ОНР получила достаточно широкое развитие. Так, изучением общих особенностей дошкольников с ОНР занимались Л.С. Выготский, Т.Г. Визель, Л.Н. Ефимова, методов исследования – О.Б. Иншакова, сравнительных характеристик между отдельными группами детей с различными диагнозами ОНР – Р.Л. Мартынова, характеристик фонематического слуха – Н.В. Дурова, методов коррекции отклонений в общем и речевом развитии дошкольников – А.И. Богомолова, Н.С. Жукова, Т.А. Ткаченко, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, и, наконец, подготовкой детей к школе – Г.А. Каше и др.
Несмотря на многочисленность и разнообразие работ в этой области, следует отметить, что основной упор в них делается на изучении общих характеристик и условий и способов коррекции речевого и общего развития детей с диагнозом «общее недоразвитие речи». Специальных же исследований в области изучения особенностей развития речи в общении со взрослыми и сверстниками у дошкольников с ОНР в современной литературе явно недостаточно. Этот факт определяет научную значимость настоящего исследования.
Практическая значимость данной работы обусловлена тем, что результаты теоретического и практического исследования могут быть использованы в практической работе педагогами, психологами, логопедами, дефектологами и другими специалистами, занимающимися данной проблемой.
Из всего вышесказанного можно сформулировать проблему нашего исследования. В настоящее время существует достаточное количество общих исследований, направленных на изучение различных сторон личности детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Этот факт объясняется тем, что проблема формирования и развития личности ребенка с ОНР на данный момент очень актуальна. В тоже время, анализ литературы, проведенный нами, показал, что изучению такого частного вопроса как особенности развития речи в общении в дошкольном возрасте, на наш взгляд, недостаточно исследован.
В связи с этим цель данной работы – изучение особенностей развития речи в общении в дошкольном возрасте.
Объект исследования – особенности развития речи в общении у дошкольников с нормальным развитием и с ОНР.
Предмет исследования – влияние взрослых (родителей) на развитие речи у дошкольников с нормальным развитием и с ОНР.
Гипотеза исследования – особенности родительского отношения к детям дошкольного возраста с нормальным речевым развитием и ОНР влияют на развитие у них речи. Так при негативном отношении взрослого по отношению к ребенку (выраженному в чрезмерном авторитарном отношении к нему, восприятию его как неудачника, эмоциональном отвержении и т.д.), у ребенка слабо развиваются такие стороны речи и общения как: понимание речи, звукопроизношение, звукоподражание, фонематическое восприятие, коммуникативные умения и т.д. При этом следует отметить, что у родителей дошкольников с ОНР проявления этих негативных качеств оказываются сильнее, чем у родителей детей с нормальным развитием.
Задачи:
1. Выявить особенности развития речи и общения детей у дошкольников без отклонений в речевом развитии.
2. Рассмотреть характеристики развития речи и общения дошкольников с ОНР.
3. Эмпирически изучить особенности развития речи в общении со взрослыми в дошкольном возрасте.
В экспериментальную базу исследования были включены дети дошкольного возраста (5-6 лет), с нормальным развитием и диагнозом «общее недоразвитие речи». В исследовании приняли участие две группы детей по 10 человек, а также их родители.
Другие работы
390 руб.
390 руб.