355266 работ
представлено на сайте
Особенности мышления детей старшего дошкольного возраста с ОНР

Диплом Особенности мышления детей старшего дошкольного возраста с ОНР, номер: 68768

Номер: 68768
Количество страниц: 114
Автор: proffi61111
3250 руб.
Купить эту работу
Не подошла
данная работа?
Вы можете заказать учебную работу
на любую интересующую вас тему
Заказать новую работу
essay cover Особенности мышления детей старшего дошкольного возраста с ОНР , Введение 3
Глава I. Мышление
1.1. Общее понятие о мышлении 7
1.2 Основные виды...

Автор:

Дата публикации:

Особенности мышления детей старшего дошкольного возраста с ОНР
logo
Введение 3
Глава I. Мышление
1.1. Общее понятие о мышлении 7
1.2 Основные виды...
logo
144010, Россия, Московская, Электросталь, ул.Ялагина, д. 15А
Телефон: +7 (926) 348-33-99

StudentEssay

buy КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ.
  • Содержание:
    Введение 3
    Глава I. Мышление
    1.1. Общее понятие о мышлении 7
    1.2 Основные виды мышления 10
    1.3 Мыслительные процессы 14
    1.4 Формы мышления 17
    1.5 Индивидуальные различия мышления 27
    1.6. Мышление детей дошкольного возраста 30
    Глава II. Особенности мышления детей дошкольного возраста с ОНР
    2.1.Характеристика детей с общим недоразвитием речи 35
    2.2. Четыре уровня речевого развития 44
    2.3. Мышления детей с общим недоразвитием речи 53
    Глава III. Эмпирическое исследование проблемы изучения
    особенностей развития мышления детей старшего дошкольного
    возраста с ОНР
    3.1. Организация и методы исследования 60
    3.1. Анализ результатов диагностики мышления детей старшего
    дошкольного возраста 71
    Глава IV. Развитие и коррекция мышления детей старшего
    дошкольного возраста с ОНР
    4.1. Формирующий эксперимент 78
    4.2. Контрольный эксперимент 82
    Заключение 86
    Список литературы 89
    Приложения 95

    Введение

    Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как узел, в котором сходятся различные линии психического развития мышление, воображение, память, эмоции. Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения к ценностям духовной культуры от поколения к поколению, а также необходимым условием воспитания и обучения.
    Дошкольный возраст это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сенситивный период развития.
    Однако в настоящее время довольно часто педагогами, воспитателями и логопедами отмечаются отклонения в развитии речи у дошкольников, которые в научной литературе получили название – общее недоразвитие речи (ОНР). При диагнозе «общее недоразвитие речи» происходят отрицательные изменения в развитии не только речи, но и познавательной, интеллектуальной, социальной сфер личности дошкольника, которые в конечном итоге не позволяют ему обучаться в общеобразовательных учреждениях. Этот факт и предопределяет социальную значимость данной работы.
    Проблема воспитания и обучения детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи привлекла внимание исследователей еще с начала XX века. В отечественно педагогике, психологии и логопедии проблема развития ребенка с ОНР получила достаточно широкое развитие. Так, изучением общих особенностей дошкольников с ОНР занимались Л.С. Выготский, Т.Г. Визель, Л.Н. Ефимова, методов исследования – О.Б. Иншакова, сравнительных характеристик между отдельными группами детей с различными диагнозами ОНР – Р.Л. Мартынова, характеристик фонематического слуха – Н.В. Дурова, методов коррекции отклонений в общем и речевом развитии дошкольников – А.И. Богомолова, Н.С. Жукова, Т.А. Ткаченко, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, и, наконец, подготовкой детей к школе – Г.А. Каше и др.
    Несмотря на многочисленность и разнообразие работ в этой области, следует отметить, что основной упор в них делается на изучении общих характеристик и условий и способов коррекции речевого и общего развития детей с диагнозом «общее недоразвитие речи». Специальных же исследований в области диагностики и коррекции таких частных вопросов как особенности развития и коррекции мышления детей старшего дошкольного возраста с ОНР в современной литературе явно недостаточно. Этот факт определяет научную значимость настоящего исследования.
    Практическая значимость данной работы обусловлена тем, что итогом нашего исследования будет разработка и апробация программы коррекции и развития мышления детей с общим недоразвитием речи, которая может быть использована в практической работе педагогами, психологами, логопедами, дефектологами и другими специалистами, занимающимися данной проблемой.
    Из всего вышесказанного можно сформулировать проблему нашего исследования. В настоящее время существует достаточное количество общих исследований, направленных на изучение различных сторон личности детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Этот факт объясняется тем, что проблема формирования и развития личности ребенка с ОНР на данный момент очень актуальна. В тоже время, анализ литературы, проведенный нами, показал, что изучению таких частных вопросов как особенности развития мышления детей старшего дошкольного возраста с диагнозом ОНР, на наш взгляд, недостаточно исследованы.
    В связи с этим цель данной работы – изучение особенностей развития мышления детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
    Объект исследования – особенности отклонений в развитии детей дошкольного возраста с ОНР.
    Предмет исследования – состояние мыслительных процессов дошкольников с общим недоразвитием речи.
    Гипотеза – у детей дошкольного возраста с диагнозом «общее недоразвитие речи» наблюдаются значительные нарушения в развитии мышления, которое может быть развито при помощи специальной коррекционной программы
    Задачи:
    1. Провести комплексный анализ литературы по проблеме.
    2. Определить и провести научную трактовку основных понятий исследования.
    3. Выявить особенности развития детей дошкольного возраста с ОНР.
    4. Подобрать пакет диагностических методик и изучить уровень развития мышления детей в возрасте 6-7 лет с общим недоразвитием речи.
    5. Провести анализ полученных результатов.
    6. Разработать и апробировать, исходя из полученных результатов, программу коррекции и развития мышления старших дошкольников с ОНР.
    7. Провести повторное тестирование детей с ОНР на предмет оценки эффективности разработанной нами программы развития мышления.
    В экспериментальную базу исследования были включены дети дошкольного возраста (6-7 лет), занимающиеся в специализированных детских садах № 231 и 411. В экспериментальную группу были включены 30 человек (14 мальчиков и 16 девочек). Включенные в эксперимент дети представляют две старшие и одну подготовительную группы детского сада.
    Выборочную совокупность составили дети с нормальным развитием – 10 человек, дошкольники со второй или третьей степенью нарушений речевого развития (10 испытуемых) и дети с отклонениями в умственном развитии (10 респондентов).
    Основными методами исследования явились:
    1. Наблюдение по специальной программе, учитывающей особенности развития детей-дошкольников с общим недоразвитием речи.
    2. Беседа, направленная на установление доверительных отношений между ребенком и экспериментатором для увеличения валидности данных.
    3. Тестирование, включающее в себя 9 групп методик, направленных на исследование различных характеристик мышления детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
    Структура и объем работы – дипломная работа состоит из введения, четырех глав, заключения, списка литературы и приложений.
    В структуру данной работы вошли следующие основные разделы:
    1. В первой главе нами были рассмотрены: понятие, виды мышления, его формы, индивидуальные критерии оценки и анализа, особенности развития.
    2. Во второй главе нашей работы мы рассмотрели особенности развития ребенка - старшего дошкольника с диагнозом «общее недоразвитие речи», психофизиологическая и личностная характеристика детей дошкольного возраста с ОНР, особенности развития мышления таких детей.
    3. Во третьей практической главе нами было проведено исследование по определению особенностей развития мышления старших дошкольников с ОНР.
    4. В четвертой главе, нами была составлена и апробирована программа коррекции и развития мышления дошкольников с ОНР, а также было проведено повторное тестирование с целью оценки эффективности разработанной нами программы.
logo

Другие работы