Номер: 67724
Количество страниц: 50
Автор: proffi61111
Курсовая Особенности коммуникативной деятельности детей с задержкой психического развития младшего школьного возраста, номер: 67724
1040 руб.
Купить эту работу
Не подошла
данная работа? Вы можете заказать учебную работу
на любую интересующую вас тему
Заказать новую работу
данная работа? Вы можете заказать учебную работу
на любую интересующую вас тему
- Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР 6
2 ПРОГРАММА ИССЛЕДОВАНИЯ 32
3 АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ 36
ВЫВОДЫ 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 44
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 49
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. В последние десятилетия все большее внимание теоретиков и практиков коррекционной педагогики и психологии уделяется проблеме социализации детей с задержкой психического развития (ЗПР) [26, С. 81; 31, C. 49]. Это особый тип психического развития ребенка, характеризую-щийся незрелостью отдельных психических и психомоторных функций или психики в целом, формирующийся под влиянием наследственных, социально-средовых и психологических факторов [30]. Среди различных форм психиче-ских нарушений ЗПР является одной из наиболее распространенных. Как пока-зывают исследования, дети с ЗПР составляют почти четвертую часть детской популяции и около 50% неуспевающих школьников и, по данным Госкомстата РФ, за последние пять лет их численность увеличилась на 20,2% [44].
Психологические особенности детей с ЗПР рассматривались многими выдающимися педагогами и психологами (В.И. Зыковой, Н.А. Менчинской, Т.А. Власовой, Е.С. Ивановым, М.С. Певзнер и др.). Показано, что у этих детей затруднен процесс овладения знаниями, задерживается развитие познаватель-ной, речемыслительной деятельности. Их несовершенство препятствует разви-тию игровой, учебной и коммуникативной деятельности. (Е.Е. Дмитриева, 1993; Т.Н. Князева, 1993; Е.С. Слепович, 1989; С.Г. Шевченко, 1999 и др.).
В исследованиях по проблемам социального развития младших школьни-ков с задержкой психического развития отмечается недостаточность развития их общения, его незрелость, проявляющаяся в ситуативности поведения (М.С. Певзнер, Е.С. Слепович, Р.Д. Триггер, У.В. Ульенкова и др.). Показано, что у этих детей снижена потребность в общении, доминирует прагматическая на-правленность общения с взрослым, отмечается недостаточный уровень владе-ния речевыми и неречевыми средствами общения с окружающими, что затруд-няет процесс межличностного взаимодействия и подталкивает детей к аффек-тивным проявлениям в коммуникациях, нарушает их социальную адаптацию (О.К. Агавелян, М.Г. Агавелян, Д.И. Бойков, Е.Г. Злобина, Л.В. Кузнецова, В.Г. Петрова, Е.И. Разуван, Е. Слепович, Р.Д. Тригер).
Несмотря на интерес исследователей к этой проблеме, до сих пор нет це-лостного представления об особенностях коммуникативной деятельности у де-тей с ЗПР младшего школьного возраста. В частности, требуют исследования их особенности формирования коммуникативных навыков, понимаемых как личностные качества, необходимые человеку для полноценной реализации об-щения, межличностного взаимодействия, которые проявляются в осознанных коммуникативных действиях и в умении строить свое поведение в соответствии с задачами общения, требованиями ситуации и особенностями собеседника.
Высокая значимость коммуникативной компетентности личности для своевременной успешной социализации, недостаточный уровень сформирован-ности коммуникативных умений у детей с ЗПР, необходимость поиска эффек-тивных источников и средств формирования коммуникативных умений млад-ших школьников с ЗПР с целью профилактики отрицательного влияния не-сформированности коммуникативных умений на развитие личности определя-ют актуальность настоящего исследования.
Цель исследования – изучить особенности коммуникативной деятельно-сти детей с задержкой психического развития младшего школьного возраста.
Объект исследования: коммуникативная деятельность детей с задерж-кой психического развития.
Предмет исследования: особенности развития коммуникативных навы-ков детей с задержкой психического развития младшего школьного возраста.
Гипотеза исследования: коммуникативная деятельность детей с задерж-кой психического развития младшего школьного возраста имеет особенности (снижена потребность в общении, общение носит ситуативный характер).
В соответствии с предметом, целью и выдвинутой гипотезой определены следующие задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования, изучить степень теоретической и практической разрабо-танности проблемы в психологии;
2. Выявить актуальный уровень сформированности коммуникативных умений младших школьников с ЗПР, исследовать особенности разви-тия их коммуникативных навыков.
3. Обработать полученные данные с помощью методов математико-статистического анализа и сформулировать выводы и разработать практические рекомендации по формированию коммуникативных умений у младших школьников с ЗПР для их педагогов и родителей.
Методологической основой исследования являются системный и дея-тельностный подходы; теория коммуникации; общедидактические положения о формировании умений и навыков; представления о взаимообусловленности ре-чевого и психического развития в целом; положения о наличии общих законо-мерностей нормального и аномального развития, о качественном своеобразии развития ребенка с ЗПР, положение о наличие у каждого ребенка с ограничен-ными возможностями сохранных функций, опираясь на которые можно разви-вать его потенциальные возможности.
Методы исследования: Теоретические: анализ научной литературы по проблеме исследования, обобщение информации, математико-статистический анализ. Эмпирические: программированное наблюдение за деятельностью уча-щихся младших классов с задержкой психического развития, анализ медико-психолого-педагогической документации, беседа, адаптированные тесты, ана-лиз продуктов деятельности учащихся, психолого-педагогический эксперимент.
База исследования: МОУ СОШ № 108 г. Челябинска, осуществляющая обучение детей с ЗПР в коррекционно-развивающих классах. В исследовании приняли участие 30 детей младшего школьного возраста с ЗПР – учащихся спе-циальных (коррекционных) классов и 30 детей младшего школьного возраста общеобразовательных классов.
Практическая значимость исследования заключается в разработке ме-тодических рекомендаций для педагогов и родителей по развитию коммуника-тивных навыков у младших школьников с ЗПР.
Другие работы
390 руб.
390 руб.