355266 работ
представлено на сайте
Основные научные вопросы развития самостоятельности учащихся

Реферат Основные научные вопросы развития самостоятельности учащихся, номер: 30133

Номер: 30133
Количество страниц: 30
Автор: proffi2
650 руб.
Купить эту работу
Не подошла
данная работа?
Вы можете заказать учебную работу
на любую интересующую вас тему
Заказать новую работу
essay cover Основные научные вопросы развития самостоятельности учащихся , Рассмотрим, как определяются понятия «развитие личности», «самостоятельность» в философской и психологической литературе.
Современна...

Автор:

Дата публикации:

Основные научные вопросы развития самостоятельности учащихся
logo
Рассмотрим, как определяются понятия «развитие личности», «самостоятельность» в философской и психологической литературе.
Современна...
logo
144010, Россия, Московская, Электросталь, ул.Ялагина, д. 15А
Телефон: +7 (926) 348-33-99

StudentEssay

buy КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ.
  • Содержание:
    Рассмотрим, как определяются понятия «развитие личности», «самостоятельность» в философской и психологической литературе.
    Современная философия рассматривает личность как целостное образование, которое формируется под воздействием производственных отношений, среды, деятельности и общения. В философском словаре, по интересующей нас проблеме, имеются соответствующие понятия и категории:
    «...Каждый индивид как Личность - это продукт не только существующих отношений, но и всей предшествующей истории, а также своего собственного развития и самосознания... Социологические и психологические исследования, рассматривающие личность в развитии на всем протяжении ее жизненного пути, показывают, с одной стороны, ее устойчивость, а с другой - пластичность и способность к самоизменению Это имеет важное значение для этики, педагогики и других наук, а также для практики воспитания...».
    «Развитие — необратимое, направленное, закономерное изменение...В результате развития возникает новое качественное состояние объекта, которое выступает как изменение его состава и структуры...». «Способность к развитию составляет одно из всеобщих свойств материи и сознания...».
    «...Категория качества выражает определенную ступень познания человеком объективной реальности».
    «Самосознание - осознание и оценка человеком самого себя как субъекта практической и познавательной деятельности, как личности... Оно тесно связано с рефлексией, где оно поднимается до уровня теоретического мышления.
    «Самодвижение находит свое выражение преимущественно в открытых и целостных системах, в которых осуществляется не просто самодвижение, а саморазвитие (т.е. самодвижение, сопровождаемое переходом на более высокую ступень организации). Саморазвитие и самодвижение — неотъемлемые моменты диалектико-материалистической концепции развития, которая «...дает ключ к «самодвижению» всего сущего...» и является «условием познания всех процес-сов мира в их «самодвижении», в их спонтанном развитии, в их живой жизни...».
    «...Процессы саморазвития выражаются в перестройке существующих и образовании новых связей между элементами системы. Отличительная особенность процессов саморазвития - их целенаправленный, но вместе с тем и естественный, спонтанный характер: эти процессы, протекающие при взаимодействии системы с окружающей средой, в той или иной мере автономны, относительно независимы от среды...». «Свобода - способность человека к активной деятельности в соответствии со своими намерениями, желаниями и интересами, в ходе которой он добивается поставленных перед собой целей..., выбирает..., принимает решения со знанием дела».
    Личность - это человеческая индивидуальность, как говорит Э.В. Ивлен-ков, которую путать с индивидуальностью биологической никак не следует. Биологическая индивидуальность становится человеческой только в результате и в процессе «производственной обработки» и «самообработки», т.е. воспитания, обучения, собственного более-менее активного и сознательного участия в жизни человечества. Каждый из нас включен в «ансамбль всех общественных отношений» еще до рождения, в эмбриональный период, поскольку поэтому социальные факторы действуют на нас и детерминируют нашу жизнь прямо-таки с момента зачатия, постольку мы уже с самого начала участники «ансамбля всех общественных отношений, но до поры до времени бессознательные участники, такие же, как все животные, так или иначе вовлеченные человечеством в его дея-тельность. Следовательно, стоит сделать еще одну оговорку: личностью приходится признать не всякого участника «ансамбля всех общественных отношений», а только активного, более-менее сознательного участника. Но что это будет за участник, может быть, в немалой степени предопределено социальными факторами еще до появления участника на свет. Э.В.Ивленков настаивал на том, что талантливыми не рождаются, а становятся, и если становятся не все, то не вслед-ствие несправедливости природы-матушки, а вследствие безответственности и прочих несовершенств общества-батюшки, превращающего талант в привилегию для двадцати или даже для шести процентов своих членов. Дело не в досто-верности «статистики талантливости»...Дело в нашей собственной ответственности за этот факт (как именно включается ребенок в «ансамбль всех общественных отношений», что именно представляет собой этот «ансамбль» и какие именно личности получаются при включении в него). Проблема не в соотношении биологического и социального, а в мере ответственности людей за себя и друг за друга.
    Детскую активность надо формировать, а значит формировать способность к саморазвитию в смысле самосозидания, самотворчества, на первых порах бессознательного, стихийного. Из ребенка ничего нельзя «вылепить» именно пото-му, что ребенок «лепит» себя сам, своими собственными усилиями, пусть и спровоцированными, направляемыми руководимыми педагогами. Это и есть саморазвитие. Сначала провоцируемое и направляемое, а затем, возможно, и соз-нательное. Но в любой отдельно взятый момент ребенок - субъект собственного развития, а не объект воздействий, якобы безразличный к тому, кто и как на него «воздействует», кто и как его «лепит». Ребенок — сотрудник взрослого, пусть до поры до времени и невольный... Ребенок, опредмечивая (интериоризируя) культуру в себе, тут же распредмечивает (экстериоризирует) себя в новом, более вы-соком качестве своей личности, на новом, более высоком уровне саморазвития, с которого только и возможно дальнейшее движение. Это движение не отменяет необходимости руководства, наоборот, предполагает его; но в том-то и дело, что ребенок сам движется под направляющим руководством. Ребенок всегда соучастник, сотрудник, главный союзник взрослого руководителя, без обращения к собственной активности которого какое бы то ни было «руководство» невоз-можно - просто нечем «руководить».
    И ТАК ДАЛЕЕ
logo

Другие работы