Номер: 67168
Количество страниц: 42
Автор: proffi61111
Курсовая Организация наблюдения в природе со старшими дошкольниками, номер: 67168
910 руб.
Купить эту работу
Не подошла
данная работа? Вы можете заказать учебную работу
на любую интересующую вас тему
Заказать новую работу
данная работа? Вы можете заказать учебную работу
на любую интересующую вас тему
- Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы организации наблюдения в природе со старшими дошкольниками 8
1.1. Анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования 8
1.2. Психологические аспекты проблемы организации наблюдения 14
1.3. Педагогические условия организации наблюдений в природе со старшими дошкольниками 20
1.4. Методические рекомендации для воспитателей 28
Выводы по 1 главе 33
Библиографический список 34
Приложение 37
Введение
Одной из важнейших причин экологического неблагополучия является низкая экологическая культура людей, отсутствие у них экологического самосознания и четкой позиции на природоохранную деятельность. Поэтому одним из значимых путей изменения современной экологической ситуации в стране является экологическое образование (Н.Н. Моисеев, К.А. Романова, Г.Я. Ягодин и др.).
На уровне принятия законодательных и управленческих решений возникло понимание необходимости увязки вопросов обеспечения экологической безопасности с повышением уровня экологического сознания людей. Международная конференция по образованию в области охраны окружающей среды (Тбилиси, 1977), Конференция ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992) позволили разработать наиболее приемлемую концепцию экологического образования в России.
Данная позиция закреплена Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации "Об охране окружающей природной среды". Указом Президента Российской федерации от 04.02.94 № 236 "О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития".
В приказе за №4/1-6 от 30.03.94 года Коллегии Министерства отмечается, что современная экология приобрела интегральный характер и стала наукой, которая затрагивает сферы экономической, социальной и духовной жизни человека и общества. Экологическое образование официально признано сегодня как одно из приоритетных направлений в деятельности образовательных учреждений.
Необходимость экологического воспитания отражена в следующих нормативно-правовых актах6 Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10.07Л992 г. (с последующими изменениями и дополнениями), Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. от 25.10.2001 г., Концепция дошкольного воспитания, Концепции развития непрерывного экологического образования, Федеральная программа развития образования (2006-2010 годы).
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста является первой его ступенью. Основное содержание их экологического воспитания определено требованиями Государственного стандарта образования по созданию условий для развития у детей экологической культуры и экологического сознания (Р.Б. Стеркина).
В настоящее время ряд ученых (З.Н. Мишанина, Г. Филиппова, Л.М. Маневцова, П.Г. Саморукова, Н. Николаева, Е.Ф. Терентьева, Н.Н. Кондратьева, А. Рыжова) под экологическим воспитанием дошкольников понимают процесс формирования осознанно-правильного отношения детей к объектам природы, с которыми они непосредственно контактируют.
Одним из методов экологического воспитания дошкольников является наблюдение. В дошкольном учреждении ребят знакомят с природой, происходящими в ней в разное время года изменениями. На основе приобретенных знаний формируются такие качества, как реалистическое понимание явлений природы, любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относится ко всему живому.
Любовь к природе, навыки бережного отношения к ней, забота о живых существах рождают не только интерес к природе, но и способствуют формированию у детей лучших черт характера, таких, как патриотизм, трудолюбие, гуманность, уважение к труду взрослых, охраняющих и умножающих природные богатства.
На научно-методическом уровне актуальность исследования определяется тем, что в современной науке и практике неупорядоченным и малоисследованным остается вопрос об организации наблюдений в природе со старшими дошкольниками. Анализ психолого-педагогической и методической литературы, изучение работы в дошкольных образовательных учреждениях позволили выделить несоответствия, противоположности и противоречия между возросшими требованиями, предъявляемыми обществом к проблеме формирования основ экологической культуры у старших дошкольников, и недостаточной ее теоретической и практической разработанностью; потенциальными возможностями метода наблюдения в формировании основ экологической культуры у старших дошкольников и степенью их теоретической обоснованности.
На основе выявленных противоречий была сформулирована проблема исследования, которая заключается в поиске и определении педагогических условий организации наблюдений в природе со старшими дошкольниками.
Актуальность выявленной проблемы и обозначенные противоречия определили выбор темы исследования: «Организация наблюдений в природе со старшими дошкольниками».
Цель исследования - теоретически обосновать педагогические условия организации наблюдений в природе со старшими дошкольниками.
Объект исследования - наблюдение как метод экологического воспитания старших дошкольников.
Предмет исследования – педагогические условия организации наблюдений в природе со старшими дошкольниками.
Гипотеза исследования: организация наблюдений в природе в процессе экологического воспитания старших дошкольников будет эффективной, если будут соблюдены следующие педагогические условия:
К педагогическим условиям организации наблюдений в природе со старшими дошкольниками мы относим:
создание эколого-развивающей среды в детском саду (наличие объектов для наблюдений);
организация наблюдений с учетом этапов их проведений в различных формах познавательной деятельности детей (на занятиях, экскурсиях, повседневной жизни);
организация взаимодействия ДОУ и семьи;
создание картотеки наблюдений в природе.
В соответствии с целью, предметом и гипотезой исследования ставились и решались следующие задачи:
1. Проанализировать состояние проблемы в психолого-педагогической и методической литературе.
2. Определить содержание педагогических условий организации наблюдений в природе со старшими дошкольниками.
3. Разработать рекомендации для воспитателей по созданию картотеки наблюдений в природе.
Теоретико-методологической основой исследования являются:
современные психолого-педагогические идеи и концепции о сущности человека и его взаимодействии с обществом и природой (Л.С.Выготский, Л.А.Венгер, Л.Н.Коган, Б.МТеплов, С.Л.Рубинштейн и др.);
исследования в области экологии С.Г.Глазачева, А.Н. Захлебного, И.Д.Зверева, Н.Н.Моисеева, Л.В.Моисеевой, ГЛ.Сикорской, И.Т.Суравегиной, З.ИЛюмасевой и др,, в которых подчеркивается актуальность проблемы экологического образования в истории отечественной педагогики;
теоретические основы экологического образования и воспитания детей, представленные в психолого-педагогических исследованиях С.Н.Николаевой, КА.Хайдуровой, П.Г.Саморуковой, Н.И.Кондратьевой, Л.М. Ма-невцевой и др.;
работы Н.Я.Гальперина, А.В.Запорожец, А.КЛеонтьева, В.А, Смирнова, Л.В.Трубайчук и др., которые рассматривали дошкольный возраст как сензитивный период в формировании и развитии личности;
исследования, рассматривающие методику проведения наблюдений (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, В.Я. Зинченко, С.Л. Рубинштейн, А.П. Усова, Н.А. Менчинская).
Методы исследования: теоретические - теоретический анализ научной литературы, нормативно-правовых актов, систематизация, синтез, классификация, планирование.
Практическая значимость исследования состоит в разработке рекомендаций для воспитателей по созданию картотеки наблюдений в природе со старшими дошкольниками, в разработке перспективного плана; в возможности использования материалов исследования в практике работы дошкольных образовательных учреждений.
Другие работы
390 руб.
390 руб.