Номер: 44862
Количество страниц: 20
Автор: proffi2
Реферат Обычаи и традиции осетин, номер: 44862
390 руб.
Купить эту работу
Не подошла
данная работа? Вы можете заказать учебную работу
на любую интересующую вас тему
Заказать новую работу
данная работа? Вы можете заказать учебную работу
на любую интересующую вас тему
- Содержание:
Аннотация.
Введение.
1. Религиозное мировоззрение осетин.
2. Погребальная обрядность.
3. Могильные сооружения.
4. Культ плодородия в устном народном творчестве осетин.
Список использованной литературы.
Аннотация
В реферате идет речь о пережиточно сохранившихся верованиях осетин, пред-ставлениях и обычаях, которые свидетельствуют об их древнем происхождении. Как известно, христианство проникло к осетинам в X в. и постепенно распространилось по всей их стра¬не. В период позднего феодализма (конец XVI, XVII и XVIII вв.), находясь в феодальной зависимости от соседней Кабарды, осетинские “алдары” (и вместе с ними и зависимые от них сословия) Дигории и Тагаурии и в меньшей сте-пени Куртатии приняли ислам. В результате в названных обществах об¬разовалось смешанное христианско-магометанское население, за исключением некоторых селе-ний левобережья реки Ираф, где все население исповедовало ислам.
Анализ реликтов ранних форм религии осетин показывает, что они в пережи-точном состоянии донесли до нас многие из древнейших религиозных воззрений; фрагменты архаичной идеологии в истоках своих соот¬ветствуют социально-экономическому укладу доклассо¬вого общества. Обстоятельства жизни и быта пред-ков осетин способствовали возникновению и формированию почти всех компонен-тов древнейшей религиозной идео¬логии: анимистических и магических представле-ний, то¬темизма и явлений зоолатрии, почитания предков, фа¬мильных и родовых по-кровителей и т.д. Важно отметить, что пережитки эти сохранились в быту осетин до этно¬графически изучаемого времени, и поэтому сохранили в массе своей информа-цию об изначальных формах и со¬держании.
Пережитки анимистических верований осетин - продукт сложного историче-ского процесса, в котором приняли участие как индоевропейские, арийские, иран¬ские, скифо-сарматские, так и кавказские элементы. Картина усложнена поздней-шими христианскими, ислам¬скими и другими наслоениями. Здесь следует огово-рить¬ся, что древнейший слой верований, к которому относит¬ся и анимизм, начал от-мирать еще задолго до начала формирования осетин как этноса и на смену ему при-шли более развитые религиозные представления. При этом, древнейшие слои орга-нически влились в структуру новых религий и подобно “строительному” материалу ста¬рых построек успешно использовались при сложении но¬вых систем. Дальнейшее развитие анимистических верований, как и других форм религиозной архаики осе¬тин, обусловленной всеми теми социально-политически¬ми, этнокультурными и ес-тественными условиями, в ко¬торых формировался осетинский народ. В истории и рели¬гии осетин закономерно выделяются следующие уровни: общечеловеческий, индоевропейский, арийский, иран¬ский, скифо-сармато-аланский и кавказский. На наибо¬лее общем уровне лежат представления о существовании души, одухотворен-ности природы, почитание светил, кос¬могонические представления; религиозная символика; следующий уровень - индоевропейский - оформление культов, отдель-ные божества, их атрибутика - все это было настолько близким, типологическим, что даже грек Геродот, - правда, не всегда верно, - мог угадать сход¬ство греческих и скифских богов. Сегодня мы с уверен¬ностью говорим о типологической идентично-сти Сырдо-на и Локи, Батраза и Веретрагны, Курдалагона и Вулка¬на, однако это уже арийский уровень. Загды и дауаги (дауджытае), уаиги, подавляющая часть мифоло-гиче¬ской и демонологической терминологии - иранское наследство осетин. В то же время на “неведомых дорожках” культурных взаимовлияний перекрещивают¬ся “следы” богов, святых и нечистой силы разного происхожденкя. Сложно опреде-лить природу верований, прослеживающихся как на скифской, так и на кавказ¬ской почве, одним из примеров чего являются хтонические культы. Помимо этого, опре-деленное отражение в сакральном мышлении осетин нашли этнические контак¬ты, имевшие место на протяжении его многовековой ис¬тории, в том числе и вне Кав-каза (Казахстан, Хо¬резм и т. д.).
Вера в различные демонологические существа, и, тем более, обрядовая прак-тика, связанная с ними, уже серьезно поколебались. Восполнить этот пробел можно лишь по перешедшим уже частично в сказочный фольклор и в эпос сюжетам.
Каждому божеству (Сафа, Афсати) была отведена своя сфера деятельности. Кроме них, нашего отдаленного предшественника окружали ду¬хи гор, лесов, рав-нин, жилища, ветров и т. д. Процессы эти универсальны, ибо как отмечал еще Ф. Эн-гельс, “ре¬лигия всегда сохраняет известный запас представлений, унаследованных от прежних времен, так как во всех во¬обще областях идеологии традиция является великой консервативной силой. Но изменения, происходящие в этом запасе пред-ставлений, определяются классовыми, следовательно, экономическими отношения-ми людей, де¬лающих эти изменения”.
Дохристианские верования осетин возникли и суще¬ствовали на базе опреде-ленных социально-экономических условий. В них прослеживается напластование различ¬ных эпох и укладов, начиная с древнейших времен и до эпохи контакта с ми-ровыми религиями. Между тем, офи¬циальное принятие христианства вовсе не ис-ключало па¬раллельного бытования прежних религиозных представ¬лений; в одних случаях, вследствие стойкости пережит¬ков общинного уклада доклассовых бытовых отношений, они продолжают существовать параллельно, в других, как отмечено выше, наслаиваются на них. Это стало возможным в результате известного в исто-рии религиоведе¬ния тождества многих верований и обрядов первоначаль¬ных рели-гиозных представлений с таковыми в мировых религиях. В осетинском язычестве к ним относятся пред¬ставления о загробной жизни, об умирающем и воскре¬сающем божестве природы, о высших и второстепенных региональных божествах, много-численные магические обряды и заклинания, жертвоприношения и т. д. Пита¬тельной почвой древних религиозных представлений бы¬ла родовая община, которая и дает основной материал для понимания сущности первоначальных веровании на¬родов.
Иссле¬дование древнейших пластов духовной культуры имеет непреходящее значение для разработки теоретических вопросов общей этнографии. Кроме того, в замаскиро¬ванной форме язычество кое-где продолжает функциони¬ровать и в нашу эпоху. Та¬ким образом, изучение реликтовых идеологических си¬стем прошлого, ко-торые, как правило, переживают поро¬дившие их социально-экономические условия, позволяет наметить в исторической ретроспекции картину развития конкретного эт-носа, реконструировать его историческое прошлое. Все это объективно и законо-мерно, ибо исто¬рия религии есть отражение истории самого общества, самих людей, а при изменении условий жизни людей и их общественных отношений меняются и их представле¬ния, их идеи. Вот поэтому исследование народных веро¬ваний, обычаев и обрядов крайне важно и актуально. Ознакомившись с многочисленными обрядами, поверьями, суевериями, предрассудками прошлых исторических эпох, мы увидели, какие колоссальные изменения произошли в духовной культуре осетинского наро-да.
Введение
Обычаи и традиции являются отражением общественного бытия и способом выражения существенных явлений, характерных для развития общественного соз-нания, и обладают относительно твердой исторической преемственностью и повто-ряемостью.
Как известно, обычаи и традиции предполагают определенные социальные, нравственные и эстетические идеалы, которые облекаются в формы символизиро-ванных обрядов и ритуалов. Обычаи и традиции передаются из поколения в поколе-ние. Обряды же и культы - установленные нормы и правила, обусловленные жиз-ненными потребностями.
Религиозные верования, культы и связанные с ними празднества и обряды раскрывают особенности материальной и духовной культуры народа.
В связи с тем, что в одном реферате практически невозможно отразить все ас-пекты, связанные с традициями осетин, я рассмотрю верования осетин, и основное внимание буду обращать характеристике древних божеств и обрядов, отражающих поминально-погребальные ритуалы. Определенное внимание в реферате уделено древнейшим формам культа плодородияя осетин, которые бытовали среди кресть-янского населения Северной и Южной Осетии, как до распространения мировых ре-ли¬гий, так и в последующие эпохи вплоть до первых деся¬тилетий Советской власти. Подобное исследование стало возможно только в наше время, когда уже накоплен об¬ширный фольклорный, эпический, этнографический и ар¬хеологический материал по существу разрабатываемой темы.
Осетины от¬личались богатым и сложным циклом аграрных культов и обрядов. Сохранение осетинами древних дохристианских веро¬ваний объясняется не только слабым влиянием христианства и мусуль¬манства, но и особенностями их природной среды и быта в горах.
Другие работы
1950 руб.
390 руб.
390 руб.
390 руб.