Номер: 264710
Количество страниц: 75
Автор: nfmka
Диплом Нетрадиционные формы взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения в воспитании детей, номер: 264710
5850 руб.
Купить эту работу
Не подошла
данная работа? Вы можете заказать учебную работу
на любую интересующую вас тему
Заказать новую работу
данная работа? Вы можете заказать учебную работу
на любую интересующую вас тему
- Содержание:
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
1.1. Взаимодействие с семьей как фактор повышения качества воспитания в ДОУ
1.2. Механизмы реализации процесса взаимодействия семьи и дошкольного учреждения в воспитании детей дошкольного возраста
1.3. Роль воспитателя в процессе взаимодействия семьи и дошкольного учреждения
Выводы по главе 1
ГЛАВА 2. ОПЫТ РАБОТЫ ПО ВНЕДРЕНИЮ НЕТРАДИЦИОННЫХ ФОРМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С СЕМЬЕЙ В ПРАКТИКУ РАБОТЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ МБДОУ № 3 «НЕЗАБУДКА» Г. ПРОТВИНО
2.1. Современные подходы к организации взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения в контексте ФГОС
2.2. Анализ опыта работы ДОУ «Незабудка» по внедрению нетрадиционных форм взаимодействия с семьей
2.3 Предложения и рекомендации по эффективному взаимодействию семьи и ДОУ
Выводы по главе 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проблема взаимоотношений семьи и ДОУ является актуальной много поколений и затрагивается в трудах многих известных мировых ученых. Среди них: Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, Р. Оуэн, А.В. Луначарский, А.С. Макаренко и т.д. В современной российской педагогической теории много внимания уделяется нетрадиционным формам взаимодействия семьи и ДОУ в воспитании детей. Среди них: Н.А. Кочетова, И.А. Желтикова, М.А. Тверетина, О.И. Давыдова, Н.В. Микляева и др. Анализ психолого-педагогической литературы показал, что проблема взаимодействия семьи и ДОУ широко обсуждается педагогами и психологами-практиками, однако требует дальнейшей разработки.
В современной педагогической теории существуют традиционные и нетрадиционные формы взаимодействия педагога с родителями дошкольников. К традиционным формам взаимодействия семьи и ДОУ в воспитании дошкольников относятся:
1. Посещение семьи дошкольника.
2. День открытых дверей.
3. Беседы.
4. Консультации.
5. Родительские собрания.
6. Родительские конференции.
К основным нетрадиционным формам взаимодействия ДОУ с семьей относятся:
1. Педагогический совет с участием родителей.
2. Открытые занятия с детьми в ДОУ для родителей.
3. Мини-собрания.
4. Педагогические консилиумы.
5. Семейные клубы.
6. Семейные клубы.
7. Деловая игра.
8. Тренинговые игровые упражнения и задания.
9. Вечер вопросов и ответов.
10. «Родительский университет».
11. «Устный журнал».
12. «Дискуссионный клуб».
13. «Круглый стол».
14. Дежурства родителей.
15. «Заочные» консультации.
16. Спортивно-массовые мероприятия.
17. Театрализованные представления.
18. «Родительская почта».
19. Библиотека игр.
20. Тематические выставки.
21. Творческие мастерские и кружки.
22. Конкурсы.
23. «Дни добрых дел».
24. Совместные экскурсии, походы, пикники.
25. Семейный вернисаж и фотовыставки.
26. Видеофильмы.
27. Выпуск газеты.
28. Мероприятия по типу телевизионных и развлекательных программ и игр.
К основным задачам педагогов по взаимодействию с семьей относятся:
установление партнерских отношений с семьей каждого дошкольника;
объединение усилий по развитию и воспитанию дошкольников;
создание атмосферы взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;
активизация и обогащение воспитательных умений родителей;
поддержание уверенности родителей в собственных педагогических возможностях
Согласно ФГОС современным подходом к развитию взаимодействия ДОУ и семьи является партнерский подход, который предполагает совместную деятельность родителей и педагога. ФГОС рекомендует воспользоваться открытой моделью партнерского, конструктивного взаимодействия. Основными формами эффективного взаимодействия педагога и родителей по ФГОС являются: информационно-аналитическая, организационно-просветительская и досуговая формы. Содержание и формы работы с семьей в ДОУ определяются потребностями участников образовательного процесса. ФГОС рекомендует сочетать традиционные и нетрадиционные формы взаимодействия ДОУ и семей.
Младшая группа № 3 МБДОУ № 3 «Незабудка» активно взаимодействует с родителями дошкольников, используя, как традиционные, так и нетрадиционные формы взаимодействия. Среди нетрадиционных форм педагоги наиболее часто прибегают к следующим формам:
1. Информационно-аналитические формы взаимодействия педагога и родителей:
анкетирование;
опрос;
«почтовый ящик».
2. Наглядно-информационные формы взаимодействия педагога и родителей:
выпуск газеты;
паспорт здоровья;
открытые занятия для родителей;
мини-библиотека;
информационные стенды;
дни открытых дверей.
3. Познавательные формы взаимодействия педагога и родителей:
практикумы;
нетрадиционные родительские собрания;
устные журналы;
экскурсии.
4. Досуговые формы взаимодействия педагога и родителей:
праздники;
совместные досуги;
участие родителей в конкурсах и выставках.
Таким образом, сложившаяся система взаимодействия педагогов младшей группы № 3 МБДОУ № 3 «Незабудка» и семей способствует объединению педагогов, родителей и дошкольников, привлекает родителей к решению проблем детей, и способствует повышению качества образовательного процесса.
Для эффективного взаимодействия семьи и ДОУ необходимо четко соблюдать следующие этапы работы педагога и родителей:
1. На первом этапе следует осуществлять сбор информации о семье воспитанника с целью выделения группу риска отдельных участников педагогического процесса.
2. Второй этап должен быть общепрофилактическим, и включать наглядную агитацию и встречу со специалистами.
3. На третьем этапе проводится работа с группой риска по разным аспектам.
4. Четвертый этап должен предполагать индивидуальную работу с родителями дошкольника.
5. Пятый этап должен быть аналитическим, и направленным на выявление изменений родительских установок, обсуждение отдельных вопросов с привлечением специалистов и дополнительные мероприятия.
6. На шестом этапе должно происходить знакомство с результатами работы и принятие решений.
Таким образом, семья и ДОУ являются двумя важными социальными институтами развития дошкольника. Добиться положительных результатов в воспитании ребенка можно только при умелом сочетании разных форм сотрудничества, при активном включении в это взаимодействие всех членов коллектива ДОУ и членов семей воспитанников. Главное в установлении тесного и продуктивного взаимодействия – завоевать доверие и авторитет, убедить родителей в важности и необходимости согласованных действий семьи и ДОУ. Без родительского участия процесс воспитания неполноценен. Поэтому особое внимание должно уделяться внедрению новых нетрадиционных форм сотрудничества, направленных на организацию индивидуальной работы с семьей, дифференцированный подход к семьям разного типа.
Другие работы
390 руб.
390 руб.