Содержание:
Введение 3
ГЛАВА 1. Теоретические основы социальной работы с молодежью 6
1.1. Понятие молодежи и ее основные характеристики 6
1.2. Основные проблемы молодежи и пути их решения в рамках государственной социальной политики 11
1.3. Принципы, теории и концепции социальной работы с молодежью 17
ГЛАВА 2. Особенности социальной работы с молодежью на примере Челябинска 22
2.1 Учреждения, занимающиеся социальной работой с молодежью в Челябинске 22
2.2. Основные направления социальной работы с молодежью в Челябинске 24
2.3. Формы и методы деятельности социальных работников по поддержке молодежи Челябинска 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 38
ВВЕДЕНИЕ
В современном мире молодежь рассматривается не просто как объект воспитания, образования, социализации, а как основной инновационный потенциал общества и существенный гарант его развития. Именно молодое поколение выступает как важное условие дальнейших социально-экономических перемен.
Реформирование российского общества, социальное и экономическое развитие России в значительной мере зависят от «молодежного фактора», в том числе - от качества и уровня развития, становления, функционирования социальной работы с различными категориями и группами молодого поколения.
Социальная работа с молодежью, как одно из эффективных средств успешного решения многочисленных проблем различных категорий подрастающего поколения, в XXI веке может стать для России важнейшим фактором и базовым условием успешного экономического и политического реформирования общества. Этот специфический вид социальной работы влияет на характер жизнеобеспечения молодого поколения и определяет в конечном итоге качество молодого поколения россиян.
Именно молодежь, обладая наименьшей социальной и психологической защищенностью, испытывает особое давление общественных проблем. Все это обуславливает вхождение молодежи как социально-демографической группы в зону повышенного социального риска. В связи с этим молодежная политика, социальная работа и социальная защита молодого поколения должны стать одними из главных приоритетов государства, а дальнейшее повсеместное становление и совершенствование социальных служб для молодого поколения - одной из основных задач российского государства.
К сожалению, современные экономические и социальные программы не всегда в полной мере учитывают специфическую социальную позицию молодого поколения в процессе общественного развития. В связи с этим актуальность и социальная значимость исследований социальных проблем молодежи, научной разработки инновационных средств, форм и критериев социальной работы с молодым поколением не только не снижается, но и имеет устойчивую тенденцию к значительному повышению.
Актуальность нашей работы обусловлена тем, что исследования молодежной проблематики сегодня востребованы и теорией, и практикой социальной работы. Социальная работа с молодежью – это профессиональная деятельность по оказанию помощи как отдельному молодому человеку, таки группам людей в целях улучшения или восстановления их способности к социальному функционированию; создание условий, благоприятствующих достижению этих целей в обществе, а также работа с молодыми людьми на коммунальном уровне, по месту жительства и в трудовых коллективах. Социальная работа с молодежью сегодня является неотъемлемой частью социальной политики.
Объектом данной курсовой работы является молодежь, рассматриваемая как особая социально-демографическая группа, являющаяся объектом социальной работы.
Предметом являются характерные особенности и основные проблемы молодежи как социально-демографической группы, а также вытекающие из них особенности социальной работы с молодежью.
Цель данной работы – изучение особенностей социальной работы с молодежью, обусловленных характерными особенностями и основными проблемами, свойственными этой социально-демографической группе, на примере г. Челябинска.
Задачи:
1. Определить понятие молодежи как социально-демографическая группы и дать ее основные характеристики.
2. Выделить основные проблемы молодежи.
3. Охарактеризовать основные направления и технологии социальной работы с молодежью.
4. Определить учреждения, занимающиеся социальной работой с молодежью в Челябинске.
5. Выявить основные направления социальной работы с молодежью, ведущейся в г. Челябинске.
6. Проанализировать формы и методы социальной работы с молодежью в Челябинске.
Для написания курсовой работы нами использовались следующие методы исследования:
1) изучение, обработка и систематизация теоретического и практического материала;
2) эмпирические наблюдения, анализ сложившейся практики: формально-логические - индуктивные, дедуктивные, традуктивные умозаключения; содержательно-теоретические - анализ и синтез.
Научная гипотеза работы состоит в том, что действующая система социальной работы с различными категориями молодого поколения требует организационного, структурного совершенствования и развития на основе комплексного подхода в решении молодежных проблем.
В качестве теоретической основы изучения в работе применялись труды и учебные пособия российских и зарубежных авторов по социологии молодежи, социальным технологиям, социологии социальных проблем, работы по прикладной социологии, социальному проектированию и планированию, а также теории и практики социальной работы с подростками молодежью и семьями с несовершеннолетними детьми.