Номер: 115719
Количество страниц: 32
Автор: marvel10
Контрольная Методология (5 тем, 20 задач), номер: 115719
390 руб.
Купить эту работу
Не подошла
данная работа? Вы можете заказать учебную работу
на любую интересующую вас тему
Заказать новую работу
данная работа? Вы можете заказать учебную работу
на любую интересующую вас тему
- Содержание:
"Тема 1. Общее понятие и уровни методологии как науки 1
1. Составьте глоссарий основных понятий психолого-педагогического исследования. 1
2. Дать характеристику эвристическим возможностям подходов, применяемым в психолого-педагогических исследованиях (системный, деятельностный, личностный, культурологический, феноменологический, антропологический, герменевтический и др.), по плану: определение подхода – основные положения подхода – значение для педагогики 10
Тема 2. Общая характеристика психолого-педагогического исследования 13
Практические задания:
1. Сделать конспект одной из статей, выделить основные направления развития педагогики и психологии в современных условиях: 13
2. Проанализировать основные документы, определяющие стратегию развитию современного образования: 13
3.Определите преимущественный характер следующих исследований:
Динамика престижности образовательного учреждения
Влияние здоровья на успешность обучения, младших школьников
Сравнительное изучение эффективности развития образовательных технологий
Выявление одаренности детей-дошкольников 14
Тема 3. Логическая структура исследования 19
Практические задания
1. На основе анализа материалов в педагогической прессе составьте набор актуальных для современной ситуации практических задач и соответственно им - научных педагогических проблем. 19
2.Проведите проблематизацию следующих тем психолого-педагогических исследований:
роль учебной мотивации в развитии творческой деятельности учащихся;
развитие интеллектуальной одаренности в раннем юношеском возрасте;
отношения сотрудничества в педагогическом процессе. 19
3. Выявить и сформулировать на основе противоречий проблему и тему исследований по:
а) дидактике;
б) теории воспитания;
в) социальной педагогике; 19
4. Определите, о каких компонентах исследования (база, объект, предмет) идет речь в следующих фрагментах:
А) коллектив педагогов и студентов Института педагогики и психологии КГУ имени Н.А. Некрасова,
Б) процесс становления гимназии на базе средней школы с профильным обучением;
В) психолого-педагогические условия комплексной реабилитации хронически больных детей в оздоровительно-образовательном центре;
Г) зависимость между стилем педагогического общения учителя и учащихся и успешностью учебной деятельности. 19
5. Выделите предположительный предмет (или предметы) изучения в следующих исследовательских темах:
1. Предметно-эстетическая среда как средство социального воспитания учащихся школы
2. Развитие опыта созидательного взаимодействия младших подростков в школьном классе;
3. использование информационных компьютерных технологий в создании воспитательного пространства школы. 19
6. Как могут быть сформулированы тема и объект исследования, в котором выделен следующий предмет:
социально-педагогические условия формирования интеллектуальных потребностей подростков в научно-популярной информации;
воспитание нравственных личностных качеств у учащихся на уроках;
социально-педагогические условия формирования опыта нравственного поведения воспитанников кадетского корпуса. 20
7.Попытайтесь выстроить «дерево целей» (по существу – систему задач) для психолого-педагогического исследования на тему «Пути преодоления перегрузки старшеклассников учебной работой». 20
8.Сформулируйте гипотезы к следующим исследованиям:
тема: «Подготовка будущего учителя к работе по формированию познавательных интересов школьника»;
тема: «Пути и средства дифференциации обучения». 20
9.Подвергните критическому анализу следующие гипотезы:
тема: «Формирование у учащихся умений и навыков самостоятельного решения геометрических задач в курсе планиметрии». 20
10.Отнесите приведенные ниже положения методической системы, разработанной известным педагогом-новатором В.Ф. Шаталовым, к звеньям «понятийной цепи» творческого педагогического поиска: проблема – исходные теоретические положения – идея – замысел – гипотеза – желаемый результат. 20
Тема 4. Методы исследования и основы диагностики в педагогике 21
Практические задания.
1. Выберите и охарактеризуйте наиболее распространенные в педагогике психологические методики. Покажите, для решения каких исследовательских проблем они могут быть применены.
2. покажите применение метода наблюдения для решения выбранной исследовательской задачи; предложите форму Дневника наблюдения.
3. Составьте анкету для решения конкретной исследовательской задачи.
4. Подобрать методику исследования педагогической проблемы по образцу:
а) проблема исследования (напр. ""определение социально-педагогических условий, при которых оздоровительный лагерь может реализовать воспитательные функции))
б) описание выбранной методики (напр. ""методика развития коллектива по А.Н. Лутошкину"");
в) предполагаемый результат с точки зрения проблемы (напр. ""получение данных об уровнях развития первичных коллективов в условиях оздоровительного лагеря"") 21
«Дневник педагогических наблюдений» 28
Анкета на выявление профессиональной направленности школьников 30
Тема 5. Истолкование, апробация и оформление результатов исследования 31
Практические задания
1. Составьте план изложения темы (например, «Диагностика и профилактика трудновоспитуемости»):
а) на основе воспроизведения хода исследования;
б) на основе изложения результатов и анализа способов их получения;
в) на основе теоретического воссоздания предмета исследования 31 Задание: проанализируйте социально-педагогическую ситуацию в соответствии со следующей логикой:
- определение проблемы и противоречий
- диагностика ситуации
- определение субъектов социально-педагогической деятельности
- определение возможных вариантов решения выявленной проблемы
Задача 1. В городскую больницу 6-летнего Аркашу привезли в состоянии алкогольного опьянения. Мальчик бил стекла в здании местного техникума, пока его не задержали. В больнице пришедший в себя Аркаша рассказал, что водкой его много раз угощал мамин сожитель. 1
Задача 2. В школе образовалась группа подростков, 14-16 летних мальчиков из параллельных классов. Время вне школы они проводили вместе. Возглавляет группу Андрей, он выше и сильнее всех. Отличается независимым характером, учится плохо, одним словом, «трудный подросток». Ближе всех к нему держится 14-летний Виктор, по кличке «Заморыш». Он действительно, худенький, маленького роста. До недавнего времени Виктор хорошо учился и был «благополучным» ребенком. Мама Виктора пришла в школу и поделилась с учителем своим беспокойством по поводу сына. Оказывается, в последнее время Виктор поздно возвращается домой, часто от него пахнет алкоголем, а однажды, придя с работы, она обнаружила его спящим в глубоком опьянении. 1
Задача 3. «Пишу вам в надежде, что мне подскажут, как жить дальше. Дело в том, что мы с мужем несколько лет назад удочерили девочку из детского дома. Вскоре муж умер, и дочку я воспитывала одна. Все было хорошо, но вот в прошлом году Света узнала от соседки, что она мне неродная дочь. С этого момента все пошло вкось. Девочка стала уходить из дома, меня перестала слушаться, а однажды даже отравилась, лежала в тяжелом состоянии в реанимации. Сейчас дочери четырнадцатый год, она заканчивает 7-ой класс. Учится плохо, часто пропускает школу, ходит на дискотеку, курит. Наших родственников не признает никого. Домой приходит поздно. Я не сплю, жду ее, волнуюсь. Скажите, как мне быть?!» 2
Задача 4. «Воспитываю сына одна. Ему 15 лет. До последнего времени у нас были добрые отношения, мы были друзьями. Но вот в последнее время что-то в сыне изменилось. Он несколько раз приходил домой выпивши. У нас было бурное объяснение, он во всем со мной согласился, но сегодня опять пришел нетрезвый. Я кричала, плакала, умоляла, а он смотрел на меня такими холодными глазами, что мне стало страшно. Сын заявил, что он уже взрослый, что в компании своих одноклассников принято выпить пива перед дискотекой и его девушка не против этого. Я закричала что-то про девушку. На это сын заявил: «Не смей ее трогать» и захлопнул дверь в свою комнату. Вот уже две недели мы с ним практически не разговариваем. Вчера он опять пришел поздно». 3
Задача 5. Девочка 15 лет трижды совершила попытки самоубийства: первый раз (в 13 лет) выпила 10 таблеток анальгина — после того как мать не пустила ее гулять с маль¬чиком; второй раз (в 14,5 лет) поверхностно порезала вены — после скандала с матерью по поводу неудовлетворительных отметок; третий раз (в 15 лет) выпила 20 таблеток снотворного — после настойчивых требований матери возобновить посещение занятий в школе, которые пропускала в течение месяца. Во всех слу¬чаях ее действия носили демонстративный характер, о них были извещены и ро¬дители, и подруги. После второй и третьей суицидальных попыток короткое вре¬мя находилась в больнице, но оттуда выписывалась домой без осмотра психиатра. Родители скрывают поведение девочки от окружающих. Социальный педагог узнал о случившемся от сотрудников больницы. 4
Задача 6. Одаренный мальчик 12 лет, скрипач. Обучался в специали¬зированной музыкальной гимназии при консерватории. Пол¬года назад получил травму кистей рук, частично восстано¬вил подвижность кистевых суставов, прошел медицинскую реабилитацию, однако полноценное выздоровление, по мне¬нию врачей, невозможно. Перспектива карьеры музыканта-скрипача отсутствует. Родители обратились за помощью к социальному педагогу. 5
Задача 7. В неблагополучной семье (мать и отец — алкоголики) двое детей. Старший сын, 17 лет, недавно освободился из колонии для несовершеннолетних. Младший сын, 14 лет, хорошо учится, занимается спортом, принимает активное участие в жизни школы и класса. Мальчик стыдится своих родителей, последние несколько месяцев стал реже бывать дома, зачастую не ночует. Бабушка, которая проживает вместе с данной семьей и переживает за судьбу мальчика, вместе с классным руководителем обратилась за помощью к социальному педагогу. 5
Задача 8. Мальчику 14 лет, хорошо учится, быстро усваивает ма¬териал. Год назад родители за хорошую учебу купили ему компьютер. В настоящее время подросток все досуговое вре¬мя проводит за компьютером. Стал хуже есть, наблюдают¬ся нарушения сна, нервозность, агрессивность. Классный ру¬ководитель посоветовал родителям обратиться к социаль¬ному педагогу по вопросам организации досуга. 6
Задача 9. В одной из школ вспыхнули мальчишечьи бои. Почти каж¬дый день после уроков подростки собирались во дворе школы и под возгласы зрителей начинали выяснять отношения по¬средством кулачных боев. В результате дети возвращались домой с синяками, в разорванной одежде, а родители прихо¬дили в школу с жалобами. Проблема обсуждалась на клас¬сных часах с ребятами и на родительских собраниях. Однако ситуация не менялась. 6
Задача 11. Тамара Ивановна обнаружила кражу кольца утром, когда одевалась на работу. Хотела вечером поспрашивать домочад¬цев, но было не до кольца, потому что домой не пришел сын Павел, которому было 13 лет. Через 4 дня его сняли с поезда дальнего следования. Он не был ни пьян, ни под воздействием наркотиков. Павел клялся, что больше это не повторится. Но через 4 дня он исчез снова. На вопрос: «Почему?» Павел отвечал: «Не знаю, захотелось». После третьего побега его исключили из школы. 7
Задача 12. Одаренная девочка 13 лет учится в школе в 11 классе. С учебой проблем нет, но отношения с одноклассниками не складываются, она находится на положении изгоя, подвер¬гается насмешкам, в лучшем случае игнорируется. Девочка обращается за помощью к социальному педагогу. 8
Задача 13. Одаренный подросток 15 лет является мастером спорта по спортивной гимнастике. Много лет мальчик тренировался с одним наставником. В настоящее время между подростком и тренером наблюдаются серьезные разногласия. Подростку успехи в спортивной карьере вскружили голову. Он начал позво¬лять себе прогуливать школу, дерзить учителям, родителям. Тренер, стараясь изменить ситуацию, ужесточил спортив-ный режим, оставив меньше времени подростку для самосто¬ятельного досуга. Мальчик взбунтовался и отказывается от дальнейшего сотрудничества, не осознавая, что его спортив¬ная карьера при подобном поведении под угрозой. Тренер обра¬тился за консультацией к социальному педагогу. 8
Задача 14. Девочке 12 лет. Родители за последние несколько меся¬цев стали замечать в ее поведении проявления нервозности, быстрой утомляемости, резкой смены настроений, потерю заинтересованности в результатах учебы. Девочка стала поздно возвращаться из школы, много времени проводить вне дома. Обеспокоенные родители обратились за консуль¬тацией к социальному педагогу. 9
Задача 15. Девочка, 10 лет, перешла в новую школу по причине пере¬езда семьи на новое место жительства. Девочка имеет де¬фекты речи, в новом коллективе она первый месяц, пока не подружилась с ребятами, над ней зло подшучивают и не при¬нимают в коллектив. Классный руководитель — молодой специалист — самостоятельно не справляясь с ситуацией, обратилась за помощью к социальному педагогу. 10
Задача 16. Девочка-школьница пристрастилась к наркотиками. Ро¬дители, узнав об этом, сообщили в милицию. Девочку поста¬вили на учет как наркоманку. Там ее обзывали и несколько раз ударили, после чего она уходила из дома на несколько дней, а иногда и на месяцы. Совершила кражу. 10
Задача 17. Девочка 14 лет, отличница, спортсменка, после гибели родителей в автокатастрофе стала посещать вместе с лю¬бимой бабушкой собрания секты. В настоящее время психиче¬ские и поведенческие реакции девочки не изменились, однако старшая сестра-опекун, проявляя обеспокоенность, обрати¬лась за консультацией к социальному педагогу. 11
Задача 18. Юноша 16 лет, бывший наркозависимый, освободился из колонии для несовершеннолетних. Имеет неполное среднее образование, некоторые профессиональные навыки разнора¬бочего. Испытывает затруднения с ресоциализацией и про¬фессиональным самоопределением. Родители юноши обраща¬ются за помощью к социальному педагогу. 12
Задача 19. Мальчику 16 лет. Родители являются первоклассными хирургами. Данной профессией в семье владели все мужчины по отцовской линии, начиная с прадеда. Мальчик является членом пацифистской организации, убежденным вегетари¬анцем и категорически не желает продолжать династию в данной профессии. В семье на этой почве возникают серьез¬ные конфликты. Родители решили обратиться за консуль¬тацией к социальному педагогу. 12
Задача 20. Мальчик 15 лет серьезно заинтересовался православной религией, ходит в церковь, соблюдает обряды, таинства. Мать и отец – атеисты. Мальчик заявил, что после 9 класса уйдет в монастырь послушником, а затем хочет стать монахом. Родители, которые видят сына юристом или экономистом, в панике обратились к социальному педагогу. 13"
Другие работы
390 руб.
390 руб.