355266 работ
представлено на сайте

Диплом Местное самоуправление и государство, номер: 69108

Номер: 69108
Количество страниц: 63
Автор: proffi61111
2600 руб.
Купить эту работу
Не подошла
данная работа?
Вы можете заказать учебную работу
на любую интересующую вас тему
Заказать новую работу
essay cover Местное самоуправление и государство , Введение 2
Глава 1. Исторические и теоретические основы организационного развития местного самоуправления в России. 7
1.1 Общете...

Автор:

Дата публикации:

Местное самоуправление и государство
logo
Введение 2
Глава 1. Исторические и теоретические основы организационного развития местного самоуправления в России. 7
1.1 Общете...
logo
144010, Россия, Московская, Электросталь, ул.Ялагина, д. 15А
Телефон: +7 (926) 348-33-99

StudentEssay

buy КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ.
  • Содержание:
    Введение 2
    Глава 1. Исторические и теоретические основы организационного развития местного самоуправления в России. 7
    1.1 Общетеоретические основы взаимоотношения государства и местного самоуправления 7
    1.2 Развитие исторических форм местного самоуправления в России 10
    1.3 Реформа местной власти со второй половины 80-х годов XX века 14
    Глава 2. Современная специфика взаимодействия государственной власти, органов региональной власти и местного самоуправления 20
    2.1 Общая специфика взаимоотношений государственного и муниципального управления 20
    2.2 Основы конституционного регулирования местного самоуправления 31
    Глава 3. Проблема построения целостной и эффективной общероссийской системы соотношения федеральной и региональной власти 38
    Заключение 57
    Литература: 60

    Введение

    Проблемы взаимодействия федеральных и региональных властей, его правового ре-гулирования и практики организации уже многие десятилетия являются предметом науч-ного осмысления и широких общественных дискуссий.
    Становление местного самоуправления находится на самом начальном этапе совре-менного переходного состояния российского общества. Еще не отработаны концепции и правовые установления местного самоуправления, не накоплен достаточный опыт его ор-ганизации и функционирования, не выработаны теоретические научно обоснованные под-ходы к определению места и роли местного самоуправления в российском обществе и го-сударстве.
    Становление и развитие местного самоуправления — задача не только самого мест-ного самоуправления, но и государственной власти на всех ее уровнях, а теоретическое осмысление этого процесса — задача науки.
    В теории и практике наблюдаются два основных, прямо противоположных и, на первый взгляд, взаимоисключающих подхода. Один заключается в отделении местного самоуправления от государства, при котором исключается какое-либо влияние государст-ва (кроме правового) на организацию местного самоуправления. Другой состоит в "огосу-дарствлении" местного самоуправления, его жесткой привязке к государственной струк-туре и рассмотрении самоуправления как продолжения государственной власти на местах.
    Эти позиции порождены не чьим-либо субъективным желанием, в них отражается объективный процесс становления и развития местного самоуправления в нашей стране, неоднозначность его правового регулирования, а также имеющиеся правовые пробелы.
    Поэтому особенно актуальное значение приобретает сегодня проблема взаимодейст-вия федеральных и региональных властей, осмысление теоретических и правовых аспек-тов взаимодействия государственных и самоуправленческих структур с позиций научного анализа соотношения государства и общества, правового государства и гражданского об-щества.
    Важно, чтобы региональные управленческие структуры не замыкались только на местном уровне, а уже сегодня возносились на уровень общероссийский. Такая трансфор-мация может в итоге привести, по выражению А. И. Солженицына, к установлению "госу-дарственно-земского строя" , в котором государственные и самоуправляющиеся начала организации общественной жизни сольются в единое целое и образуют новый социальный организм в виде добровольного союза свободных территорий и народов — Российский Союз Федеральных округов и республик.
    Исторический опыт развития местного самоуправления в России свидетельствует о том, что оно всегда было тесно связано с государством, государственным управлением, а в современном его понимании федеральным центом, выступало как его продолжение на ком уровне и одновременно обладало значительными полномочиями, осуществляемыми само-стоятельно и зачастую независимо от государственных структур.
    Оценивая российский опыт местного самоуправления, уместно вспомнить слова И. Л. Солоневича, что "самоуправления, равного московскому, не имела тогда ни одна страна в мире, ибо повсюду до середины или даже до конца XIX века все европейское само-управление носило чисто сословный характер", далее, сравнивая стиль московского госу-дарственного устройства с западноевропейским, он пишет, что "в нем не было той разде-ленности, того торгашества, той "враждебности"... для отношений между центральной и местной властью". Этот стиль он определяет как "исключительный в истории человечест-ва пример внутреннего единства, добившегося, прежде всего, полной самостоятельности и выдвинувшего два основных принципа государственности: самодержавие и самоуправле-ние".
    XX век принес понимание того, что демократическое, правовое государство может решать основные задачи только при наличии развитой системы самоуправления.
    Характерной чертой современного этапа развития России является поиск оптималь-ных путей сочетания централизации и децентрализации системы управления, разграниче-ния предметов ведения и полномочий центра, регионов и муниципалитетов.
    Россия пока делает первые шаги на пути внедрения различных правовых установле-ний, касающихся сути, организации и деятельности местного самоуправления, органы ко-торого все еще не обладают достаточными возможностями для реализации этих правовых установлений, хотя усилия, направленные на то, чтобы право и способность его осущест-вления слились воедино, предпринимаются как федеральными, так и региональными ор-ганами государственной власти и самими органами местного самоуправления. При этом важно учитывать опыт прошлого нашей отечественной истории, накопившего немало ценного в сфере земского, и городского самоуправления, советского строительства, что может и должно быть использовано на современном этапе развития местного самоуправ-ления.
    Многие вопросы местного самоуправления до сих пор остаются нерешенными. В их числе:
    • отсутствие общепризнанной теории местного самоуправления. Господствующий в обществе конституционный принцип идеологического плюрализма порождает множест-венность подходов, порой взаимоисключающих, к местному самоуправлению, что связано с недостаточным вниманием к этим проблемам со стороны таких фундаментальных наук, как теория государства и права, философия, политология, социология;
    • непоследовательность практики муниципального строительства — существование различных моделей местного самоуправления, которые зачастую создаются без учета объ-ективно назревших общественных потребностей и интересов местных сообществ, в угоду региональным и местным элитам;
    • противоречивость и незавершенность правовой основы местного самоуправления, пробелы правового регулирования, отсутствие необходимых основополагающих законов и в то же время множественность подзаконных нормативных правовых актов на феде-ральном, региональном и местном уровнях, их несистематизированность порождают за-частую правовую неопределенность и неразбериху;
    • существующее ныне реальное отчуждение народных масс от публичной власти, от-торжение граждан от участия в управленческих процессах, проявление общественной пас-сивности и политической апатии масс;
    • отсутствие на местном уровне достаточных материально-финансовых средств, не-обходимого кадрового потенциала: слабая учебная подготовка кадров муниципальной службы и повышения квалификации должностных лиц, занимающихся вопросами муни-ципального управления; недостаточное проведение учебы депутатского корпуса;
    • слабость информационного обеспечения местных самоуправленческих структур; недостаточность пропагандистской просветительской деятельности, направленной на разъяснение широким народным массам феномена местного самоуправления;
    • законодательное закрепление общих принципов местного самоуправления без уче-та различных его типов, уровней, видов ведет к его единообразию, что в условиях россий-ских геополитических, пространственных, национальных, демографических особенностей приводит скорее к негативным, чем к позитивным результатам организации самоуправле-ния и муниципального строительства в различных регионах страны; в конечном итоге, сковывает разнообразие форм и каналов самоорганизации граждан, живое творчество и потенциал народных масс;
    • отсутствие четкого разграничения предметов ведения и полномочий местного са-моуправления и государственной власти, что нередко на практике приводит к их смеше-нию. Так, многие вопросы местного значения, перечень которых установлен Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Фе-дерации", решаются также и региональными органами государственной власти. Нет тако-го разграничения и между различными уровнями местного самоуправления, а также меж-ду представительными и исполнительными органами местного самоуправления;
    • неоднозначный подход на практике, а иногда и в научных исследованиях, к прин-ципу разделения властей, распространение его на организацию муниципальной власти, что иногда приводит к коллизиям, а то и к конфликтным ситуациям;
    • нерешенность вопроса о возможности местного самоуправления для защиты своих прав использовать на федеральном уровне институт конституционного судопроизводства.
    Не случайно одной из конечных целей реализации государственной политики в об-ласти развития местного самоуправления, утвержденной Указом Президента РФ от 15 ок-тября 1999 г., является создание системы взаимодействия населения, местного самоуправ-ления и государственной власти, которая должна обеспечить: улучшение условий жизни населения; обретение гражданами навыков демократичного взаимодействия с органами местного самоуправления, а также навыков общественного контроля за эффективностью их деятельности; устойчивое самостоятельное развитие муниципальных образований.
    В соответствии с вышесказанным, детальный анализ взаимодействия государствен-ной власти и местного самоуправления приобретает особую важность и актуальность.
    Для раскрытия особенностей указанного взаимодействия необходимо использовать различные, связанные с данной проблемой, источники.
    На современном этапе важным событием следует считать появление работ, в кото-рых предприняты попытки обобщения материала и осмысления опыта, накопленных на предыдущих стадиях развития местного самоуправления. Так, в ряде работ говорится о том, что становление муниципального права в российском правоведении — свершивший-ся факт. Это книги С. А. Авакьяна, О. Е. Кутафина, В. И. Фадеева, В. И. Васильева и Н. А. Емельянова, комментарий к Федеральному закону "Об общих принципах организации ме-стного самоуправления в Российской Федерации" под редакцией Ю. А. Тихомирова, ста-тьи О. Савранской, Л. Лаптевой. Стало возможным говорить и о появлении политического анализа местного самоуправления (работы 1997—1998 гг. В. Гельмана, С. Митрохина, С. Рыженкова).
    Кроме того, начал приобретать осмысленность традиционный для России историче-ский подход к проблемам местного самоуправления (статьи В. Абрамова, А. Дементьева). Появляются новые методы и темы исследований — социология и аксиология (Н. Мироно-ва, Ж. Тошенко, Ф. Бродкин) местного самоуправления.
    Сегодня накоплен достаточный опыт специализированных, фрагментарных исследо-ваний по отдельным проблемам местного самоуправления, возникла новая научная дис-циплина муниципального права, которая имеет своим предметом изучение вопросов орга-низации и осуществления местного самоуправления, общественных отношений, возни-кающих на местном уровне. На этом благотворном фоне обращает на себя внимание то, что феномен местного самоуправления остается пока за рамками академических исследо-ваний и теоретического осмысления.
    В отечественной научно-теоретической литературе не уделяется достаточного вни-мания проблемам местного самоуправления с позиций философии, политологии, социоло-гии и, к сожалению, теории государства и права.
logo

Другие работы