Номер: 69108
Количество страниц: 63
Автор: proffi61111
Диплом Местное самоуправление и государство, номер: 69108
2600 руб.
Купить эту работу
Не подошла
данная работа? Вы можете заказать учебную работу
на любую интересующую вас тему
Заказать новую работу
данная работа? Вы можете заказать учебную работу
на любую интересующую вас тему
- Содержание:
Введение 2
Глава 1. Исторические и теоретические основы организационного развития местного самоуправления в России. 7
1.1 Общетеоретические основы взаимоотношения государства и местного самоуправления 7
1.2 Развитие исторических форм местного самоуправления в России 10
1.3 Реформа местной власти со второй половины 80-х годов XX века 14
Глава 2. Современная специфика взаимодействия государственной власти, органов региональной власти и местного самоуправления 20
2.1 Общая специфика взаимоотношений государственного и муниципального управления 20
2.2 Основы конституционного регулирования местного самоуправления 31
Глава 3. Проблема построения целостной и эффективной общероссийской системы соотношения федеральной и региональной власти 38
Заключение 57
Литература: 60
Введение
Проблемы взаимодействия федеральных и региональных властей, его правового ре-гулирования и практики организации уже многие десятилетия являются предметом науч-ного осмысления и широких общественных дискуссий.
Становление местного самоуправления находится на самом начальном этапе совре-менного переходного состояния российского общества. Еще не отработаны концепции и правовые установления местного самоуправления, не накоплен достаточный опыт его ор-ганизации и функционирования, не выработаны теоретические научно обоснованные под-ходы к определению места и роли местного самоуправления в российском обществе и го-сударстве.
Становление и развитие местного самоуправления — задача не только самого мест-ного самоуправления, но и государственной власти на всех ее уровнях, а теоретическое осмысление этого процесса — задача науки.
В теории и практике наблюдаются два основных, прямо противоположных и, на первый взгляд, взаимоисключающих подхода. Один заключается в отделении местного самоуправления от государства, при котором исключается какое-либо влияние государст-ва (кроме правового) на организацию местного самоуправления. Другой состоит в "огосу-дарствлении" местного самоуправления, его жесткой привязке к государственной струк-туре и рассмотрении самоуправления как продолжения государственной власти на местах.
Эти позиции порождены не чьим-либо субъективным желанием, в них отражается объективный процесс становления и развития местного самоуправления в нашей стране, неоднозначность его правового регулирования, а также имеющиеся правовые пробелы.
Поэтому особенно актуальное значение приобретает сегодня проблема взаимодейст-вия федеральных и региональных властей, осмысление теоретических и правовых аспек-тов взаимодействия государственных и самоуправленческих структур с позиций научного анализа соотношения государства и общества, правового государства и гражданского об-щества.
Важно, чтобы региональные управленческие структуры не замыкались только на местном уровне, а уже сегодня возносились на уровень общероссийский. Такая трансфор-мация может в итоге привести, по выражению А. И. Солженицына, к установлению "госу-дарственно-земского строя" , в котором государственные и самоуправляющиеся начала организации общественной жизни сольются в единое целое и образуют новый социальный организм в виде добровольного союза свободных территорий и народов — Российский Союз Федеральных округов и республик.
Исторический опыт развития местного самоуправления в России свидетельствует о том, что оно всегда было тесно связано с государством, государственным управлением, а в современном его понимании федеральным центом, выступало как его продолжение на ком уровне и одновременно обладало значительными полномочиями, осуществляемыми само-стоятельно и зачастую независимо от государственных структур.
Оценивая российский опыт местного самоуправления, уместно вспомнить слова И. Л. Солоневича, что "самоуправления, равного московскому, не имела тогда ни одна страна в мире, ибо повсюду до середины или даже до конца XIX века все европейское само-управление носило чисто сословный характер", далее, сравнивая стиль московского госу-дарственного устройства с западноевропейским, он пишет, что "в нем не было той разде-ленности, того торгашества, той "враждебности"... для отношений между центральной и местной властью". Этот стиль он определяет как "исключительный в истории человечест-ва пример внутреннего единства, добившегося, прежде всего, полной самостоятельности и выдвинувшего два основных принципа государственности: самодержавие и самоуправле-ние".
XX век принес понимание того, что демократическое, правовое государство может решать основные задачи только при наличии развитой системы самоуправления.
Характерной чертой современного этапа развития России является поиск оптималь-ных путей сочетания централизации и децентрализации системы управления, разграниче-ния предметов ведения и полномочий центра, регионов и муниципалитетов.
Россия пока делает первые шаги на пути внедрения различных правовых установле-ний, касающихся сути, организации и деятельности местного самоуправления, органы ко-торого все еще не обладают достаточными возможностями для реализации этих правовых установлений, хотя усилия, направленные на то, чтобы право и способность его осущест-вления слились воедино, предпринимаются как федеральными, так и региональными ор-ганами государственной власти и самими органами местного самоуправления. При этом важно учитывать опыт прошлого нашей отечественной истории, накопившего немало ценного в сфере земского, и городского самоуправления, советского строительства, что может и должно быть использовано на современном этапе развития местного самоуправ-ления.
Многие вопросы местного самоуправления до сих пор остаются нерешенными. В их числе:
• отсутствие общепризнанной теории местного самоуправления. Господствующий в обществе конституционный принцип идеологического плюрализма порождает множест-венность подходов, порой взаимоисключающих, к местному самоуправлению, что связано с недостаточным вниманием к этим проблемам со стороны таких фундаментальных наук, как теория государства и права, философия, политология, социология;
• непоследовательность практики муниципального строительства — существование различных моделей местного самоуправления, которые зачастую создаются без учета объ-ективно назревших общественных потребностей и интересов местных сообществ, в угоду региональным и местным элитам;
• противоречивость и незавершенность правовой основы местного самоуправления, пробелы правового регулирования, отсутствие необходимых основополагающих законов и в то же время множественность подзаконных нормативных правовых актов на феде-ральном, региональном и местном уровнях, их несистематизированность порождают за-частую правовую неопределенность и неразбериху;
• существующее ныне реальное отчуждение народных масс от публичной власти, от-торжение граждан от участия в управленческих процессах, проявление общественной пас-сивности и политической апатии масс;
• отсутствие на местном уровне достаточных материально-финансовых средств, не-обходимого кадрового потенциала: слабая учебная подготовка кадров муниципальной службы и повышения квалификации должностных лиц, занимающихся вопросами муни-ципального управления; недостаточное проведение учебы депутатского корпуса;
• слабость информационного обеспечения местных самоуправленческих структур; недостаточность пропагандистской просветительской деятельности, направленной на разъяснение широким народным массам феномена местного самоуправления;
• законодательное закрепление общих принципов местного самоуправления без уче-та различных его типов, уровней, видов ведет к его единообразию, что в условиях россий-ских геополитических, пространственных, национальных, демографических особенностей приводит скорее к негативным, чем к позитивным результатам организации самоуправле-ния и муниципального строительства в различных регионах страны; в конечном итоге, сковывает разнообразие форм и каналов самоорганизации граждан, живое творчество и потенциал народных масс;
• отсутствие четкого разграничения предметов ведения и полномочий местного са-моуправления и государственной власти, что нередко на практике приводит к их смеше-нию. Так, многие вопросы местного значения, перечень которых установлен Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Фе-дерации", решаются также и региональными органами государственной власти. Нет тако-го разграничения и между различными уровнями местного самоуправления, а также меж-ду представительными и исполнительными органами местного самоуправления;
• неоднозначный подход на практике, а иногда и в научных исследованиях, к прин-ципу разделения властей, распространение его на организацию муниципальной власти, что иногда приводит к коллизиям, а то и к конфликтным ситуациям;
• нерешенность вопроса о возможности местного самоуправления для защиты своих прав использовать на федеральном уровне институт конституционного судопроизводства.
Не случайно одной из конечных целей реализации государственной политики в об-ласти развития местного самоуправления, утвержденной Указом Президента РФ от 15 ок-тября 1999 г., является создание системы взаимодействия населения, местного самоуправ-ления и государственной власти, которая должна обеспечить: улучшение условий жизни населения; обретение гражданами навыков демократичного взаимодействия с органами местного самоуправления, а также навыков общественного контроля за эффективностью их деятельности; устойчивое самостоятельное развитие муниципальных образований.
В соответствии с вышесказанным, детальный анализ взаимодействия государствен-ной власти и местного самоуправления приобретает особую важность и актуальность.
Для раскрытия особенностей указанного взаимодействия необходимо использовать различные, связанные с данной проблемой, источники.
На современном этапе важным событием следует считать появление работ, в кото-рых предприняты попытки обобщения материала и осмысления опыта, накопленных на предыдущих стадиях развития местного самоуправления. Так, в ряде работ говорится о том, что становление муниципального права в российском правоведении — свершивший-ся факт. Это книги С. А. Авакьяна, О. Е. Кутафина, В. И. Фадеева, В. И. Васильева и Н. А. Емельянова, комментарий к Федеральному закону "Об общих принципах организации ме-стного самоуправления в Российской Федерации" под редакцией Ю. А. Тихомирова, ста-тьи О. Савранской, Л. Лаптевой. Стало возможным говорить и о появлении политического анализа местного самоуправления (работы 1997—1998 гг. В. Гельмана, С. Митрохина, С. Рыженкова).
Кроме того, начал приобретать осмысленность традиционный для России историче-ский подход к проблемам местного самоуправления (статьи В. Абрамова, А. Дементьева). Появляются новые методы и темы исследований — социология и аксиология (Н. Мироно-ва, Ж. Тошенко, Ф. Бродкин) местного самоуправления.
Сегодня накоплен достаточный опыт специализированных, фрагментарных исследо-ваний по отдельным проблемам местного самоуправления, возникла новая научная дис-циплина муниципального права, которая имеет своим предметом изучение вопросов орга-низации и осуществления местного самоуправления, общественных отношений, возни-кающих на местном уровне. На этом благотворном фоне обращает на себя внимание то, что феномен местного самоуправления остается пока за рамками академических исследо-ваний и теоретического осмысления.
В отечественной научно-теоретической литературе не уделяется достаточного вни-мания проблемам местного самоуправления с позиций философии, политологии, социоло-гии и, к сожалению, теории государства и права.