Номер: 71570
Количество страниц: 78
Автор: proffi61111
Диплом Коррекционно-педагогическая работа по обучению письму дошкольников с нарушением слуха, номер: 71570
2600 руб.
Купить эту работу
Не подошла
данная работа? Вы можете заказать учебную работу
на любую интересующую вас тему
Заказать новую работу
данная работа? Вы можете заказать учебную работу
на любую интересующую вас тему
- Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы исследования коррекционно-
педагогической работы по обучению письму дошкольников
с нарушением слуха
1.1. Особенности развития детей дошкольного возраста
с нарушением слуха 7
1.2. Письмо как одна из форм развития детей дошкольного возраста с нарушением слуха 20
Глава 2. Экспериментальное изучение коррекционно-педагогической работы
2.1. Организация и методы исследования 33
2.2. Анализ результатов исследования 37
2.3. Коррекционная работа по обучению письму дошкольников с нарушением слуха 50
Заключение 68
Литература 71
Приложения 78
Введение
Современный этап развития коррекционной педагогики и специальной психологии характеризуется усилением внимания к воспитанию и обучению детей дошкольного возраста с нарушениями развития слуха. Вопросы, связанные с изучением слабослышащих детей, относятся к числу наиболее важных в педагогике. Занимаются ими, однако, не только педагоги, но и психологи, дефектологи и т.д. Внимание к проблемам слабослышащих детей вызвано тем, что количество людей с этим видом аномалий не уменьшается [10]. Об этом свидетельствуют статистические данные по всем странам мира. Это обстоятельство делает первостепенным вопрос о создании условий для максимальной коррекции нарушений развития детей и их максимальной адаптации в социуме. Это и составляет социальную значимость нашей работы.
Проблема воспитания и обучения детей дошкольного возраста с нарушенным слухом давно привлекала внимание исследователей. Еще передовыми отечественными сурдопедагогами конца XIX – начала XX в. подчеркивалась необходимость раннего начала коррекционной помощи детям с нарушенным слухом. Многими исследователями показано, что значительное снижение слуха приводит к резкому недоразвитию или отсутствию речи и отрицательно сказывается на общем психофизическом развитии ребенка. Существенный вклад в изучение развития специального воспитания и обучения глухих и слабослышащих детей сделал Л.С. Выготский. В дальнейшем его идеи получили развитие в теории и практике отечественной сурдопедагогики (Н.Д.Ярмаченко, Р.М. Боскис, А.И. Дьячков, Н.Ф. Засенко С.А. Зыков, Т.С. Зыкова, Е.П. Кузьмичева, Е.Н. Марциновская, И.В.Колтуненко, Л.П.Носкова, М.И. Никитина, Ф.А. Рау, Ф.Ф. Рау, Ж.И. Шиф и т.д.).
Несмотря на многочисленность исследований в этой области следует отметить, что основной упор в них делается на изучение условий и способов коррекции устной речи детей с нарушениями слуха, а специальных исследований в области коррекции при обучении письма дошкольников в современной литературе явно недостаточно. Этот факт определяет научную значимость настоящего исследования.
Практическая значимость данной работы определяется тем, что итогом нашего исследования будет составление коррекционной программы по обучению письму дошкольников с нарушением слуха. Данная программа может быть использована педагогами, психологами, дефектологами, которые занимаются коррекционно-педагогической работой с детьми дошкольного возраста с нарушениями слуха.
Из всего вышесказанного можно сформулировать проблему исследования. В настоящее время существует достаточное количество общих исследований, направленных на изучение различных сторон личности детей дошкольного возраста с нарушениями слуха. В тоже время анализ литературы, проведенный нами, показал, что изучению коррекционно-педагогической работы по обучению письму дошкольников с нарушением слуха уделяется, на наш взгляд, недостаточное количество внимания.
В связи с этим цель данной работы – изучение условий построения коррекционно-педагогической работы по обучению письму дошкольников с нарушением слуха.
Объект исследования – личность детей дошкольного возраста с нарушениями слуха.
Предмет исследования – особенности коррекционно-педагогической работы по обучению письму дошкольников с нарушениями слуха.
Гипотеза – целенаправленная коррекционно-педагогическая работа по обучению письму дошкольников с нарушением слуха влияет на развитие личности слабослышащих детей.
Задачи:
1. Провести комплексный анализ литературы по проблеме.
2. Определить и провести научную трактовку основных понятий исследования.
3. Выявить особенности развития детей дошкольного возраста с нарушением слуха.
4. Изучить специфику отклонений в письменной речи слабослышащего ребенка – дошкольника.
5. Подобрать пакет диагностических методик для выявления уровня развития письменной речи слабослышащих детей.
6. Изучить уровень развития письменной речи у дошкольников с нарушением слуха.
7. Провести анализ полученных результатов.
8. Разработать, исходя из полученных результатов, программу коррекционно-педагогической работы по обучению письму дошкольников с нарушениями слуха.
В экспериментальную базу исследования были включены дети дошкольного возраста (5-6 лет), занимающиеся в специализированных детских садах № 8470;232 и № 8470;1635. В экспериментальную группу были включены 20 человек (9 мальчиков и 11 девочек) с той или иной степенью нарушения слуха. Включенные в эксперимент дети представляют две старшие и одну подготовительную группы детского сада.
Основными методами исследования явились:
1. Наблюдение по специальной программе, учитывающей особенности развития детей-дошкольников с нарушениями слуха.
2. Беседа, направленная на установление доверительных отношений между ребенком и экспериментатором для увеличения валидности данных.
3. Тестирование, включающее в себя следующие методики: «Анализ слова», «Анализ предложения по картинкам», «Анализ и состояние мелкой моторики».
В соответствии с целью, задачами, гипотезой эксперимент был подготовлен и проведен в несколько этапов:
1 этап (констатирующий эксперимент) – проведение первичной диагностики дошкольников с нарушением слуха направленной на выявление степени нарушения письменной речи. Выделение контрольной и экспериментальной группы.
2 этап (формирующий эксперимент) – разработка и апробирование коррекционно-педагогической программы, направленной на обучение письму дошкольников с нарушением слуха.
3 этап (контрольный эксперимент) – проведение повторной диагностики в контрольной и экспериментальной группе. Анализ, обработка, обобщение и интерпретация результатов экспериментального исследования. Определение эффективности коррекционной программы.
Структура и объем работы – дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, литературы, приложения.
В структуру данной работы вошли следующие основные разделы:
1. В теоретической части нами были рассмотрены: особенности развития ребенка-дошкольника с нарушением слуха, психофизиологическая и личностная характеристика слабослышащих детей дошкольного возраста, условия и проблемы формирования письменной речи у ребенка с нарушением слуха.
2. Во второй практической главе нами было проведено исследование по определению особенностей развития письменной речи дошкольников с нарушением слуха, а также была составлена программа коррекционно-педагогической работы по обучению письму дошкольников с нарушением слуха.
Другие работы
390 руб.
390 руб.