355266 работ
представлено на сайте
Контрольная работа по дисциплине "русский язык и культура речи"

Контрольная Контрольная работа по дисциплине "русский язык и культура речи", номер: 72021

Номер: 72021
Количество страниц: 31
Автор: marvel2
390 руб.
Купить эту работу
Не подошла
данная работа?
Вы можете заказать учебную работу
на любую интересующую вас тему
Заказать новую работу
essay cover Контрольная работа по дисциплине "русский язык и культура речи" , Контрольная работа по дисциплине «Русский язык и культура речи»
Для студентов заочной формы обучения

1) Найдите нарушения ...

Автор:

Дата публикации:

Контрольная работа по дисциплине "русский язык и культура речи"
logo
Контрольная работа по дисциплине «Русский язык и культура речи»
Для студентов заочной формы обучения

1) Найдите нарушения ...
logo
144010, Россия, Московская, Электросталь, ул.Ялагина, д. 15А
Телефон: +7 (926) 348-33-99

StudentEssay

buy КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ.
  • Содержание:
    Контрольная работа по дисциплине «Русский язык и культура речи»
    Для студентов заочной формы обучения

    1) Найдите нарушения лексических норм:
    1. Он записал песни коренных аборигенов Севера.
    2. Уровень несчастных случаев на шахтах увеличивается.
    Уровень несчастных случаев на шахтах растет.

    3. В школах Москвы родилась новая традиция.
    4. Мы вышли к лесистому озеру.
    5. Жизнь старой крестьянки постепенно стала нетерпимой.
    6. Сегодня у нас в гостях гости из Мадрида.
    7. Нервы охотников напряжены. Палец на мушке.
    8. Нашей спортсменке выпало бежать в первой паре с Марсиа Персокс. Свою соперницуона обошла почти на полкруга.

    9. В связи с праздником проходят массовые манифестации и демонстрации.
    10. В субботу бутик «Ягуар» учинит показ мод.

    2) Укажите, какие из этих слов имеют эквиваленты в русском языке. Назовите иноязычные слова, употребление которых в современной речи представляется вам неоправданным:
    Анклав, багателизировать, бартер, валидность, визажист, ранг, консенсус, кутюрье, парфюм, парти, триллер, фэн, шоумэн.
    3) Определите различия и сходства в значении слов:

    1. Грант, дотация, пенсия, стипендия, субсидия, субвенция.

    2. Аннотация, дайджест, конспект, реферат, резюме, тезисы.
    3. Импресарио, меценат, спонсор, продюсер.
    4) Подберите прилагательные (определения), правильно согласуя их с существительными. Какие факторы влияют на форму рода несклоняемых существительных:
    Авеню, бра, безе, боа, евро, жюри, какаду, кенгуру, киви, кольраби, коммюнике, кофе, пенальти, салями, сирокко, табу, хиппи, цеце, цунами, Батуми, Калахари, Миссисипи.


    5) От данных существительных образуйте форму именительного падежа множественного числа. Выделите существительные, имеющие варианты.
    Автор, бухгалтер, вексель, воз, год, директор, доктор, инспектор, катер, кивер, китель, корпус, купол, отпуск, паспорт, порт, профессор, сектор, слесарь, сторож, тенор, тополь, торт, флигель, шофёр, шулер, якорь, ястреб.

    6) Подберите к существительным мужского рода соотносительные с ними по смыслу существительные женского рода. Отметьте случаи отсутствия родовой пары:

    Адвокат, аспирант, врач, директор, доцент, корреспондент, преподаватель, повар, посол, продавец, профессор, труженик, шофёр, шеф, электрик.
    7) Объясните выбор полной или краткой формы прилагательных. Возможна ли в них синонимическая замена краткой формы на полную и наоборот?
    1) Из шатра, толпой любимцев окружённый, выходит Пётр. Его глаза сияют. Лик его ужасен. Движенья быстры. Он прекрасен, он весь, как Божия гроза.
    Для краткой формы характерен оттенок категоричности, для полной смягченности, нейтральности.

    2) Он был слепой, совершенно слепой от рождения.
    3) Красота страшна, – вам скажут.
    4) Мне обидно, что моя мать, всегда такая строгая и красивая, – теперь так некрасива и смешна.
    5) Жизнь коротка, но прекрасна.
    6) Вечер был тихий, розовый.
    7) Тэффи не склонна людям льстить, не хочет их обманывать и не боится правды.
    8) Он на всё согласен.
    9) У него жизнь – прекрасная.
    8) Подчеркните прилагательные, от которых можно образовать сравнительную степень:
    Большой, бойкий, звонкий, злющий, клетчатый, ловкий, плохой, полосатый, робкий, смелый, скверный, сверхмощный, ультраправый, фиолетовый.

    9) Запишите предложения, выбрав нужную форму местоимения. В каких конструкциях допустимо употребление обоих притяжательных местоимений, с чем это связано?
    1) Аспирант попросил научного руководителя прочитать (свой, его) доклад. 2) Пушкин был сослан в (своё, его) имение. 3) Согласно (своему, его) завещанию, он был похоронен на деревенском кладбище. 4) Я поблагодарил его за отправку (своей, её) книги. 5) В основе трагической катастрофы у Достоевского всегда лежит замкнутость героя в (своём, его) собственном мире. 6) Он не приукрашивает (своей, его) жизни. 7) Я был тогда вдали от (моих, своих) друзей. 8) Он был тогда вдали от (своих, его) друзей. 9) Ты отвечаешь за (твои, свои) слова? 10) Я хочу представить вас (моей, своей) жене. 11) Она слышит за стеной голос учителя (своего, его) сына. 12) Он заметил, как какой-то человек уронил (свой, его) кошелёк. 13) У него (своя, его) дорога.


    10) Образуйте формы прошедшего времени от глаголов:
    Глохнуть, крепнуть, мокнуть, поникнуть, ослепнуть, застынуть, постигнуть, отвергнуть.
    11) Определите, в чём заключается неправильное употребление деепричастных оборотов:
    1) Вообразив себе, что трубка для меня смертельна, мне показалось, что я умираю. 2) Проснувшись на другой день, первою мыслию моею было приключение с Колпиковым. 3) Второго рода любовь – любовь самоотверженная, заключается в любви к процессу жертвования собой для любимого предмета, не обращая никакого внимания на то, хуже или лучше от этих жертв любимому предмету.
    12) Перед вами фрагменты двух текстов одного и того же автора на одну тему. Сопоставьте эти фрагменты. Чем устный текст отличается от письменного?

    Фрагмент научного доклада
    Фрагмент научной статьи
    Ну / вот / относительно этого последнего / очевидно / э / удобней / э / когда я дойду / до таких критериев / которые требуют обращения к специалисту / я тогда особенно / на этом остановлюсь Очевидно, что то или иное решение по данному вопросу может быть принято лингвистом только после соответствующей консультации у специалиста


    13) Определите вид текста: по смене позиции (говорящий – слушающий, диалог – монолог, диалогизированный монолог), стиль, жанр, степень спонтанности речи:

    - Ну как ты?
    - Лучше / лучше // Не волнуйся ты //
    - Ну?
    - Спала // Нормально //
    - Ну что? (О температуре больного ребёнка)
    - Нормальная пока //

    … Мне было лет двенадцать // И я очень любила вообще собак // и там была собака-а… Дымка / которая была… Я почему-то до сих пор помню / так хорошо эту собаку // Вот подумайте есть некоторые воспоминания / которые остаются на всю жизнь // Можно сказать совершенно ничего не значащие // В сущности // Но почему-то не знаю // И вот значит эта собака Дымка / она меня очень любила // Она страшно злая была / все боялись / она сидела на цепи / и все боялись к ней подходить / но я подходила…

    Ну если говорить о / э/ значит вот / наверное / уже говорить нельзя / по времени / э / о / проблемах / вот второго так сказать слоя / который я назвал / о проблемах / когда / уже сейчас показаны / и может быть / даже самоочевидны / э / некоторые / постановки / теоретические / требуют / вот / практического применения / в смысле / экономических / прежде всего / конечно / указал бы здесь / на / вот / задачу / усиления целенаправленности (замедленно) // наших планов / усиления / целевой функции / плана //

    14) Сравните два варианта возражения. Какой из них вежливее? Объясните почему:

    Это не так. Это не совсем так.
    Я с вами не согласен. Не могу с вами согласиться.
    Не разделяю ваших убеждений. Вы часто бываете правы, но в данном случае я не разделяю ваших убеждений.
    Это невозможно. На мой взгляд, ваше предложение осуществить будет очень трудно.
    Это абсурд. Извините, но мне кажется, что вы не называете всех обстоятельств дела.
    Ваши условия принять нельзя. Над вашими условиями позвольте поразмышлять. Не повторите ли вы ваше основное условие?
    15) Прочитайте фрагмент устного текста. Составьте на его основе письменный текст. Что вам придётся изменить?
    Мы с ним тогда пошли в дождик ну рыбу ловить / вообще обхохочешься / стоим там под дождём мокрые и это самое / рыбу мол ловим / такие деловые ушли / короче ничего не поймали / я вообще рыбу не умею ловить / смотрю смотрю на крючок / у меня всё в шарах-то что он / это самое / мигает / и я его так вытаскиваю лихорадочно / только червяков меняю //

    Однажды во время дождя мы отправились на рыбалку, но вернулись без улова. Из-за дождя вода рябила, и при продолжительном вглядывании казалось, что крючок «мигает». Приходилось каждый раз вытаскивать его и проверять, нет ли рыбы. Но рыбы не было; оставалось лишь менять наживку.
    16) а) Найдите этикетное приветствие, вопросительные предложения с обращением к аудитории, глаголы в форме 1 лица мн.ч.; сочетания с местоимением мы; средства, которые помогают киноменеджеру в решении его коммуникативных задач? О чём говорит большая пауза // перед вопросительным предложением и после него? Сколько пауз в поисках нужного слова отмечено в тексте? Какими словами-заполнителями эти паузы сопровождаются?

    Киноменеджер: Доброе утро. Рад видеть вас бодрыми. Я хотел бы побеседовать с вами о том, как обеспечить успех фильму, который сейчас выпущен на экраны и – как бы это деликатно сказать… который заслуживает успеха, признания. И мы с вами это прекрасно знаем. Согласны? Это фильм… режиссёра… Я думаю, что начать наш разговор надо с рекламы. Самое время. Постараемся, во-первых, предположить, КОМУ больше всего понравится фильм, КТО пойдёт его смотреть, т.е. ДЛЯ КОГО его нужно рекламировать; во-вторых, как это лучше сделать // Согласны ли вы с этим моим предложением? //
    Участники беседы: Да. Пойдёт.
    Киноменеджер: Хотелось бы, чтобы каждый высказал свою точку зрения: вы знаете вкусы зрителей и … как бы это лучше сказать… не раз точно предсказывали кассовый успех. Я надеюсь, что мы вместе сумеем подготовить зрителям встречу с хорошим фильмом. Кто начнёт разговор?
    б) О чём говорят паузы: какие из них паузы обдумывания, какие связаны с заменой формы слова? Какое предложение осталось незаконченным? Какие вопросы киноменеджера требуют однозначного ответа: да – нет? Какие слова и конструкции используют собеседники, чтобы их высказывания не звучали категорически?
    Киноменеджер: Кто начнёт разговор?
    Член команды (1): Пожалуй, я. Я видел этот фильм дважды. По-моему, он для родителей и детей… точнее – подростков. Сейчас лето. Ребята в городе. Да и вообще – они больше ходят в кино, чем взрослые. Поэтому я бы… я бы рекламировал этот фильм ПРЕЖДЕ ВСЕГО ДЛЯ ПОДРОСТКОВ. А за ними потянутся родители.
    Киноменеджер: Вы согласны с этим, Н.С.?
    Член команды (2): В общем, да. Я думаю, что именно поэтому рекламировать фильм надо для детей… для ребят – так, чтобы… Пусть в центре, если это афиша, будет кинокадр с подростком. А лучше всего было бы… э… была бы для них реклама на телевидении.
    Киноменеджер: Вы того же мнения, Г.П.?
    Член команды (3): Не совсем. Мне кажется, что в этом случае мы упустим взрослого зрителя, для которого… ну, в общем… и снят этот непростой и, я бы сказал, даже довольно сложный фильм. Будет жаль, если родители не увидят его и не поразмышляют над ним. И вообще – этот фильм интересен для многих с чисто профессиональной точки зрения. Он интересно сделан.
    Киноменеджер: И что же вы предлагаете?
    Член команды (3): Думаю, что, вероятно, должна быть реклама и для взрослых. И может быть, стоит передать как-то… не знаю как… право показа этого фильма… ну, в общем… на телевидение… Например, в рубрику «Семейный экран».
    Киноменеджер: Все высказались? Может быть, появились ещё какие-то соображения? Нет?


    в) Найдите этикетное клише. Найдите предложения со словами нужно, надо, прошу, поручаю + инфинитив. Чем объясняется их наличие в итоговой части беседы? Какие глаголы: обсудить, побеседовать, поговорить, обменяться мнениями уместнее использовать в деловой беседе дружеского характера?
    Киноменеджер: Спасибо за конструктивный разговор. И хотя мы мало говорили о том, КТО и КАК будет выполнять наши решения, уже можно подвести некоторые итоги. Первое. Фильм в данный момент – летом – будут … смогут больше всего смотреть юные зрители. Это можно учесть в рекламной афише. И немедленно приступить к её разработке. Второе. Для взрослых нужна другая – я бы сказал – проблемная афиша. В ней, как всегда, надо указать имена ПОПУЛЯРНЫХ актёров и, конечно, имя режиссёра. Третье. Поручаю разработать ВАРИАНТЫ этих двух рекламных афиш М.Н. и Н.С. и представить эти афиши… наброски… замыслы каждой из них через неделю. Четвёртое. Г.П. прошу уточнить все возможности помещения рекламы на радио и на телевидении: стоимость, время показа, возможности приглашения на интервью создателей фильма. То же к беседе через неделю. В следующий раз специально поговорим о том, КАКИМ ОБРАЗОМ мы будем реализовывать наши замыслы. Есть ли ко мне вопросы? Что-нибудь нужно? Хорошо. Если появятся (вопросы), будем решать их в рабочем порядке. Ещё раз спасибо всем. Желаю удачных находок!


    17) Подчеркните слова, принадлежащие письменной деловой речи:

    Десять, торжественный, подлежит изъятию, чуть-чуть, домовладелец, тетрадь, истец, мешанина, инвентаризация, местожительство, жульничать, текущий период, нынешний, безотлагательно, уведомление, в самом деле, нижеизложенный, немножко, бюрократ.

    18) Подберите к данным существительным глаголы, с которыми они сочетаются в деловой речи:
    Приказ, выговор, служебное письмо, счёт, оклад, порицание, контроль, акт, благодарность, апелляция.
    Подсказка: предъявить, осуществлять, направить, составить, устанавливать, возложить, объявить, вынести, издать, подать, предъявить.
    19) Выпишите слова, относящиеся к морской терминологии. С какой целью они использованы?
    В поисках слов нельзя пренебрегать ничем. Никогда не знаешь, где найдёшь настоящее слово.
    Изучая море, морское дело и язык моряков, я начал читать лоции – справочные книги для капитанов. В них были собраны все сведения о том или ином море: описание глубин, течений, ветров, берегов, портов, маячных огней, подводных скал, мелей и всего, что необходимо знать для благополучного плавания. Существуют лоции всех морей…
    По лоции можно судить, как резко изменились некоторые понятия. Например, о самом жестоком и разрушительном ветре (Чёрного моря. – Авт.) – новороссийском норд-осте (боре) – в лоции говорится так:
    «Во время норд-оста берега покрываются густою мрачностью».
    Для наших прадедов «мрачность» означала чёрный туман, для нас она – наше душевное состояние.
    Вся морская терминология, так же как и разговорный язык моряков, великолепна. Почти о каждом слове можно писать поэмы, начиная от «розы ветров» и кончая «гремящими сороковыми широтами» (это не поэтическая вольность, а наименование этих широт в морских документах).
    А какая крылатая романтика живёт во всех этих фрегатах и баркентинах, шхунах и клиперах, вантах и реях, кабестанах и адмиралтейских якорях, «собачьих» вахтах, звоне склянок и лагах, гуле машинных турбин, сиренах, кормовых флагах, полных штормах, тайфунах, туманах, ослепительных штилях, плавучих маяках, «приглубых» берегах и «обрубистых» мысах, узлах и кабельтовых – во всём том, что Александр Грин называл «живописным трудом мореплавания». (К.Паустовский)


    20) В тексте выделите средства, с помощью которых достигается логичность изложения. Найдите грамматические формы и синтаксические конструкции, свойственные научной речи.
    Язык – это продукт общественной деятельности, это отличительная особенность общества.
    А зачем нужен язык? Для чего нужна человеку членораздельная речь?
    Во-первых, для того, чтобы люди могли обмениваться мыслями при всякого рода совместной деятельности, то есть он нужен как средство общения.
    Во-вторых, язык нужен для того, чтобы сохранять и закреплять коллективный опыт человечества, достижения общественной практики. Когда Архимед открыл свой закон, то первое, что он при этом сделал, - сформулировал этот закон в словах, выразил свою мысль так, что она стала доступной для понимания и его современникам, и нам, далёким потомкам. Когда вы учитесь в школе, вы усваиваете достижения общественного опыта по учебникам, где необходимые сведения изложены в языковой форме.
    Наконец, в-третьих, язык нужен для того, чтобы человек мог с его помощью выразить свои мысли, чувства, эмоции. Например, в стихах человек передаёт самые сокровенные мысли, чувства, переживания. И всё это благодаря языку.
    Без языка не было бы самого человека, потому что всё то, что есть в нём человеческого, связано с языком, выражается в языке и закрепляется в языке.
    (А.А.Леонтьев)

    21) Познакомьтесь с фрагментами деловых писем. Определите вид каждого письма.
    1
    Уважаемый г. Игнатьев! Мне представилась возможность поблагодарить Вас за согласие помочь нам в проведении ежегодной кампании по сбору средств в пользу организации «Мир вашему дому». Думаю, что вы получите удовлетворение от того, что Ваши усилия пойдут на пользу вышеназванной организации.
    Надеюсь вскоре увидеть Вас на одном из наших собраний.

    2
    Уважаемый г.Павлов!
    Мы будем рады обслужить Вас и Ваших гостей во время ужина в нашем ресторане «Харбин» 30.12.95 г.
    Мы приложили все усилия, чтобы кухня и сервис оказались сверх Ваших ожиданий.
    Благодарим за возможность обслуживать Вас.

    3.
    Уважаемый г. Матвеев!
    К сожалению, мы вынуждены сообщить Вам, что не сможем сделать пожертвования Вашему фонду. Наша компания делает пожертвования только в крупные многоцелевые компании, как, например, Ассоциация национальных музеев.
    Жертвуя средства этим организациям, мы содействуем не одному, а ряду полезных дел, не оказывая никому предпочтения.
    Надеемся, что Вы поймёте нашу позицию. Тем не менее мы поддерживаем Ваши цели и изложенный замысел. Желаем Вам успеха в Вашей компании.


    4.
    Просим выслать необходимую нам документацию по эксплуатации машин последней модели, закупленных у вас во II квартале 1995 г.

    5.
    Высылаем запрошенную Вами дополнительную документацию по эксплуатации машин модели УКШ-17.
    Получение просим подтвердить.
    Приложение: Документация на 15 стр. в 1 экз.

    6.
    Подтверждаем получение запрошенной нами документации. Благодарим за быстрое выполнение заказа.

    22) Прочитайте фрагменты из сатирического диалога Лукиана «Зевс трагический». В каком фрагменте используется как аргумент а) ссылка на авторитет; б) факты из жизни и суждения по их поводу. Укажите также вопросы оппонента, уточняющие точку зрения партнёра и требующие однозначного ответа.
    Тимокл: Ответь же мне, проклятый: по-твоему, боги не заботятся о нас?
    Дамид: Нет.
    Тимокл: Как же так? Всё на свете происходит без их заботы?
    Дамид: Вот именно.
    Тимокл: И попечение над вселенной не находится в руках некоего бога?
    Дамид: Не находится.
    Тимокл: Значит, всё как бы несётся по какому-то неразумному течению?
    Дамид: Да.
    Тимокл: О люди, как терпите вы такие слова и не бьёте преступника камнями?
    Дамид: Тимокл, почему ты убеждён в божеском попечении о вселенной?
    Тимокл: Во-первых, убедил меня в этом порядок явлений: солнце, совершающее всегда один и тот же путь, и луна, возвращающиеся времена года, произрастающие растения и возникающие живые существа. Всё это устроено столь искусно, что может и питаться, и мыслить, и двигаться, и ходить, и быть строителем, сапожником и всем другим; это не кажется тебе делом Промысла?
    Тимокл: <…> Я задам вопрос, а ты отвечай мне. Не кажется ли тебе Гомер прекраснейшим поэтом?
    Дамид: И даже очень.
    Тимокл: Так вот кто убедил меня, говоря о Промысле богов.
    Дамид: Да ведь все с тобой согласятся, удивительный ты человек, в том, что Гомер – прекрасный поэт, но ни он, ни другой какой-либо поэт не является достоверным свидетелем в таких делах; ведь им важно сказать не истину, а только очаровать слушателей, и поют они в мерных стихах свои мифы только ради наслаждения.
    23) Проанализируйте фрагменты «Диалога о театре» между драматургом В.Розовым и режиссёром Г.Товстоноговым.
    Какая общая цель стоит перед участниками обсуждения? Какую точку зрения отстаивает каждый из них? Какие мысли развивает в первом высказывании Розов, какого типа аргументы он использует в этом высказывании? Сколько этих аргументов приводит он в защиту основного тезиса? В чём суть возражений Товстоногова? Что предшествует возражению? Какой аргумент развивает мысль Товстоногова? С чем затем не согласен Розов, какой аргумент он использует для доказательства своей точки зрения? Найдите слова и предложения, в которых спорящие выражают частичное согласие с позицией оппонента?
    Розов: Я уже давно говорю, что являюсь сторонником психологического театра. Я считаю, что театр говорит своим собственным языком, и это – язык чувств, он гораздо более универсален, чем любой другой. <…> Вот я иду по улице, стоят двое и разговаривают на каком-то языке, для меня совершенно непонятном. Я прохожу мимо, я не понимаю ничего. А дальше я вижу: стоят парень и девушка, она заливается слезами и рыдает, уронив голову ему на плечо, а парень гладит девушку по голове и что-то неслышно шепчет в ухо. <…> Если я пишу пьесу, то ищу те слова, их сочетания, ту ленту азбуки Морзе, которая позволит актёру выразить состояние героя пьесы. Поэтому лексика и синтаксис драматурга могут казаться даже странными и неожиданными, главное – выбить на ленте дорожку чувств. <…> Язык чувств универсален и интернационален. Глядя спектакль на любом языке мира и зная завязку, можно понять весь спектакль. Я уже вижу – ревнует, негодует, подозревает и так далее. А если я буду слушать какой-нибудь доклад, то, даже зная начало, ничего не пойму. Поэтому возвращаясь к консерватизму, я должен сказать, что признаю и театр интеллектуальный, но считаю его в какой-то степени обеднённым. По-настоящему театр состоялся тогда, когда произошло потрясение.
    Товстоногов: У меня есть возражение… Понимаете, я совершенно согласен с вашей посылкой: я тоже за театр глубинного психологического содержания. Но он может быть разным. Вот, скажем, Брехт, который утверждает, что сегодня только мысль может взволновать и что в конечном счёте она будет действовать на чувство. Изменился, по существу, способ. Художественный театр начала века и «Современник» сегодня – и тот психологический театр, и этот, но средства-то совсем другие, они обновляются.
    Розов: Да, здесь я целиком согласен.
    Товстоногов: И интеллектуальный театр, он тоже в конечном счёте эмоциональный, если это хороший интеллектуальный театр. Просто воздействие через голову, а не прямо на сердце, скажем так, если опрощать. <…>
    Розов: Тут я с вами поспорю. Я Брехта видел в Венгрии – «Кавказский меловой круг» в театре имени И.Мадача. Именно там он произвёл на меня особенное впечатление, Брехт, потому что был сыгран с поразительной эмоциональной страстностью и горячностью. Я видел, как женщина, взяв чужого ребёнка, вдруг почувствовала себя матерью и спасала его, потому что она мать, спасающая своё дитя. Это меня потрясло, как потрясают всякое благородство и высота человеческих чувств. Ну, разумеется, воздействие через мысль. <…> Но есть режиссёры и драматурги, которые придают воздействию на разум чрезмерное значение, как будто мы не знаем заблуждений мысли. <…>
    Товстоногов: Я говорю ведь о путях, которые ведут к этому в искусстве, а по существу я с вами не спорю. <…> Пути разные, вы же говорите об отдаче. <…> А театр неэмоциональный я не признаю, как и вы. Тут нам не удастся поспорить. Но способ выражения должен быть обогащён, он должен быть усложнён вместе с духовным ростом зрителя, с тем, как он меняется.

    24) Прочитайте тезисы. Как выражена в них логика изложения? К какому типу тезисов они относятся?

    В.А.Бажанов (Казань)
    К истории логики в Казани (XIX – начало XX в.)

    1. Казань в XIX – нач. XX в. являлась одним из крупнейших интеллектуальных центров России. Это справедливо и в плане развития логической мысли. В Казанском университете и в Духовной академии были представлены многие направления логики. Если принять классификацию, адекватную для XIX в., то исследования и преподавание логики включали традиционную (Аристотелеву), индуктивную, «гносеологическую» и математическую логику. Логика обычно входила в курсы философии и / или психологии, но если преподавание философии одно время было прекращено, то логика преподавалась фактически постоянно.
    2. Логические вопросы затрагивались ещё А.С.Лубкиным в его критике 1812 г. концепции Канта и его преемником по каф.философии И.Е.Срезневским (1817). Н.И.Лобачевскому принадлежат конспекты учебников логики Канта и Кизеветтера (между 1815 – 30).
    3. Часто логику в университете читали лекторы Духовной академии – архимандрит Гавриил (1837 – 50), А.М.Бухарев (Федор), В.А.Снегирёв. Классическое богословие, восходящее некоторыми идейными корнями к Аристотелю, предполагало изучение и логики.
    4. Синкретическое единство в XIX в. философии и психологии приводило к психологизму в истолковании логики (Н.А.Васильев, И.И.Ягодинский), тормозило её формализацию, хотя в эвристическом аспекте оно оказалось эффективным (Н.А.Васильев).
    5. Индуктивная логика была представлена трудами М.М.Троицкого (1867 – 9) и И.И.Ягодинского (нач. XX в.).
    6. Традиционной и «гносеологической» логике уделяли внимание Е.А.Бобров, А.Д.Гуляев, А.О.Маковельский (нач. XX в.). Н.А.Васильев существенно нетрадиционным способом использовал терминологию Аристотеля. В своей воображаемой (и неаристотелевой) логике благодаря отказу от законов противоречия и исключённого третьего он предвосхитил параконсистентную и многозначную логику (1910 – 3), а также высказал идею металогики в близком к современному смысле. Его идеи касались также интуиционистской и модальной логики, хотя все разделы не испытали их влияния «напрямую».
    7. Математическая логика развивалась П.С.Порецким, к ней испытывал интерес А.В.Васильев (1880). Развитие логики прервалось в 1922 г. в связи с реорганизацией университета.

logo

Другие работы