Содержание:
Вариант 15
Задание 1
В чем суть метода «потерянных писем», используемого для измерения аттитюда в обществе
Задание 2
Процесс изменения материальной культуры, обычаев и верований, происходящий при непосредственном контакте и взаимовлиянии различных социальных и культурных систем
Задание 3
Какому социологическому понятию соответствует следующее определение: «правила поведения, ожидания и стандарты, регулирующие взаимодействия между людьми, указывающие на дозволенное и недозволенное поведение в определенных ситуациях»?
Задание 4
Социальное закрытие высшего класса, отгораживание барьерами от остального общества, ограничение доступа определяется термином …
Задание 5 Многие социологи считают социологию мультипарадигмальной наукой. Американский социолог Д. Ритцер разработал интегральную модель социальной реальности. Она представлена в виде взаимодействия четырех уровней социальной реальности: макрообъективного, макросубъективного, микрообъективного и микросубъективного. Дополните схему интегральной модели социальной реальности. (Немировский В. Универсумная парадигма в российской социологии//Социология на пороге XXI века: Основные направления исследований/Под ред. С.И. Григорьева (Россия), Ж. Коэнен-Хуттера (Швейцария). 3-е изд., доп. и перераб. М., 1999. С. 84-87.).
Задание 6
Перечислите факторы индивидуальной мобильности
Ответ: Факторы индивидуальной мобильности: социальный статус семьи, уровень образования, национальность, физические способности, интеллектуальные способности, место жительства, выгодный брак и т.д.
Задание 7
К какому виду социальных изменений можно отнести изобретение телефона, самолета, алфавита, выборной демократии?
Задание 8
В чем суть теории развития личности Э. Эриксона?
Задание 9
Приведите пример латентной функции социального института.
Задание 10
Раскройте соотношение понятий «социальные процессы», «социальные изменения», «социальное развитие».
Задание 11
Перечислите виды социальных норм и дайте им определение?
Задание 12
Перечислите основные механизмы социального контроля?
Задание 13
В рамках развивающихся в современную эпоху межнациональных отношений можно выделить следующие наиболее характерные процессы:
этническую консолидацию народов;
межэтническую интеграцию;
ассимиляцию.
Раскройте содержание названных процессов, заполнив следующую таблицу:
Задание 14
Какие сферы семейной жизни, считают конфликтогенными для супругов. Назовите факторы наиболее часто приводящие к распаду супружеских отношений. Назовите стадии дезорганизации семьи.
Задание 15
На протяжении всей истории социологии длится спор между теориями, ориентированными на человека. Первые утверждают, что предмет их изучения общество – важнее человека, оно определяет его судьбу и развивается по самостоятельным законам. Другие теории, напротив, подчеркивают нравственную, духовную и творческую значимость личности. Приведите примеры подобных теорий и определите, какую сторону заняли бы вы в этом споре: что «первично» - общество или личность.
Задание 16
В чем суть теории социального действия Т. Парсонса? Дискуссии вокруг парсоновской интерпретации социального действия: «рассудительный болван».
Задание 17
Виды социального прогнозирования …
Задание 18
К какому типу можно отнести лидера, обладающего наибольшими знаниями и компетентностью необходимыми для решения групповых задач и достижения целей?
Задание 19
Социализация не может сводиться только к обучению и воспитанию ребенка. Объясните почему? Можно ли удлинить или сократить процесс социализации? Почему?
Задание 20
В чем суть идеи интегрального мира П.А. Сорокина?
Задание 21
Какому социологическому понятию соответствует следующее определение: «социальное явление, выраженное в массовых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам
(стандартам, шаблонам)».
Задание 22 Перечислите признаки социальной напряженности