Номер: 66758
Количество страниц: 39
Автор: proffi61111
Курсовая Интерес к учению как фактор активизации познавательной деятельности учащихся СПО, номер: 66758
780 руб.
Купить эту работу
Не подошла
данная работа? Вы можете заказать учебную работу
на любую интересующую вас тему
Заказать новую работу
данная работа? Вы можете заказать учебную работу
на любую интересующую вас тему
- Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты формирования интереса к учению как фактора активизации познавательной деятельности учащихся СПО 7
1.1. Понятие познавательной деятельности в психолого-педагогической литературе 7
1.2. Интерес как важнейший фактор активизации познавательной деятельности 12
1.3. Методы и средства формирования интереса к учению как фактора активизации познавательной деятельности учащихся 17
Глава 2. Экспериментальная работа по развитию интереса к учению как фактора активизации познавательной деятельности учащихся СПО 25
2.1. Изучение уровня сформированности интереса к учению у учащихся учреждений среднего профессионального образования 25
2.2. Рекомендации по формированию интереса к учению у учащихся учреждений среднего профессионального образования 30
Заключение 35
Список литературы 37
Приложение 39
Введение
Актуальность исследования определяется общими требованиями к будущему специалисту, который должен быть разносторонне развитой, творческой личностью. Изменение социально-экономических условий современной жизни, возросшие масштабы преобразовательной деятельности требуют от человека активизации его интеллектуальных способностей, нестандартного мышления, теоретических знаний. В связи с этим возрастает значимость познавательной деятельности учащихся, углубляющей творческий потенциал и способствующей расширению интересов личности.
Интерес к познанию, учению, потребность в освоении необходимых знаний возникают в процессе деятельности, наиболее значимой для каждого возрастного периода его развития. К этому выводу приводят исследования Б.Г. Ананьева, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконина, Б.Ф. Ломова, A.M. Матюшкина, В.С. Мухиной и других. В данных работах особо подчеркивается, что в старшем школьном и юношеском возрасте учебная и познавательная деятельность играет значительную роль.
В психолого-педагогических исследованиях познавательные интересы рассматривались с разных позиций: как избирательная направленность мыслей и помыслов человека, его особая умственная активность (С.Л. Рубинштейн); как эмоционально-познавательное отношение к миру (В.А. Крутецкий); как стимул и мотив познавательной деятельности (А.Н. Леонтьев); как педагогический инструмент деятельности (Л.И. Божович, А.К. Маркова, М.В. Матюхина).
В педагогической теории и практике познавательные интересы рассматриваются как интегральное образование личности. В работах В.Б. Бондаревского, А.А. Люблинской, Н.Ф. Талызиной, М.Н. Скаткина, Г.И. Щукиной подчеркивается, что, являясь устойчивой чертой характера, познавательный интерес способствует формированию активной, творческой, стремящейся к познанию и открытиям, личности.
Существующая система организации учебного процесса учитывает возможности познавательных интересов в освоении учебных знаний. Однако, практикуемое поэлементное формирование познавательных интересов, недостаточное внедрение в учебный процесс современных технологий и методических средств не в состоянии полностью и эффективно обеспечить развитие познавательных интересов учащихся как личностного образования.
Анализ педагогического опыта показывает, что при формировании у учащихся интереса к познанию, развитии творческих способностей, они испытывают определенные трудности. В то же время, имеющиеся на сегодняшний день в психолого-педагогической, методической литературе рекомендации по развитию познавательных интересов учащихся зачастую не используются в современной практике работы педагогов и учителей или их применение носит ситуативный характер. Устранение этого противоречия требует изменения технологии организации процесса развития интересов к учению.
Интерес к учению является фактором активизации познавательной деятельности учащихся. Многочисленные педагогические и психологические исследования доказывают: учебный процесс протекает эффективно только тогда, когда он вызывает и организует познавательную деятельность обучаемых. Деятельностной подход к обучению активно разрабатывается в трудах известных отечественных психологов Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, П.Я. Гальперина, Т.В. Кудрявцева, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Н.Ф. Талызиной, Б.М. Теплова и др.
Над исследованием путей, средств и способов формирования активной познавательной деятельности обучаемых работали В.И. Загвязинский, Т.В. Кудрявцев, И.Я. Лернер, К.Г. Маквардт, A.M. Матюшкин, В.Т. Оконь, В.Г. Разумовский, М.Н. Скаткин и др. Большая часть этих исследований относится к периоду советской педагогики и не учитывает тех социально-политических изменений в обществе, которые произошли за последнее десятилетие. Требуется использовать все лучшее, что накоплено педагогической наукой для адаптации к новым условиям рыночной экономики.
Таким образом, актуальность проблемы исследования, ее недостаточная разработанность в научной литературе определили выбор темы исследования: «Интерес к учению как фактор активизации познавательной деятельности учащихся учреждений среднего профессионального образования (СПО)».
Цель исследования – выявить и обосновать оптимальные пути развития интереса к учению как фактора активизации познавательной деятельности учащихся учреждений среднего профессионального образования (СПО).
Объектом исследования является процесс развития интереса к учению как фактора активизации познавательной деятельности учащихся СПО.
Предметом исследования – методы и приемы развития интереса к учению как фактора активизации познавательной деятельности учащихся СПО.
На основе изучения теоретических источников была выдвинута следующая гипотеза: процесс формирования интереса студентов к учению будет эффективнее, если построена образовательная среда на принципах активности, самостоятельности, системности, научности; на положительном отношении студентов к учению; на использовании активных методов обучения.
Исходя из предмета, цели, гипотезы исследования, ставились и решались следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме познавательной деятельности.
2. Изучить особенности интереса к учению как важнейшей составляющей познавательной деятельности.
3. Определить методы и приемы развития интереса к учению как фактора активизации познавательной деятельности учащихся СПО.
4. Выявить уровень развития интереса к учению у учащихся учреждений среднего профессионального образования.
5. Разработать рекомендации по развитию интереса к учению как фактора активизации познавательной деятельности учащихся СПО.
Теоретико-методологическая база исследования:
основные идеи деятельностного подходов в обучении, основные положения теории анализа и проектирования профессионального образования (Э.Ф.Зеер, A.M.Новиков, В.А.Поляков, Г.М.Романцев, А.Н.Сергеев, Е.В.Ткаченко),
основные положения теории содержания профессионального образования (А.Н.Лейбович),
основные идеи психолого-педагогической концепции деятельности (Э.Ф.Зеер, К.М.Левитан, А.К.Маркова, Г.В.Суходольский, В.Д.Шадриков),
исследования интереса к учению, познавательного интереса учащихся (А.Г.Здравомыслов, С.Л.Рубинштейн, В.Ф.Сахаров, А.Д.Сазонов, С.Н.Чистякова, Г.И.Щукина и др.)
Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; метод наблюдения, анкетирования, тестирования, изучения педагогического опыта; констатирующий эксперимент.
База проведения исследования: УСПО Педагогический колледж №2 г. Челябинска.
Структура исследования: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Другие работы
390 руб.
390 руб.