Номер: 68546
Количество страниц: 30
Автор: proffi61111
Курсовая Готическая живопись во Франции, номер: 68546
780 руб.
Купить эту работу
Не подошла
данная работа? Вы можете заказать учебную работу
на любую интересующую вас тему
Заказать новую работу
данная работа? Вы можете заказать учебную работу
на любую интересующую вас тему
- Содержание:
Введение……………………………………………………………………. 3
I. Готический стиль как направление в искусстве……………………….. 7
1.1. Общая характеристика готического стиля…………………………... 7
1.2. Готическое искусство во Франции…………………………………... 9
II. Французская готическая живопись………...………………………….. 12
2.1. Витражное искусство Франции…………………………. 12
2.2. Книжная миниатюра…………………………………………………... 17
Заключение…………………………………………………………………. 22
Список использованной литературы……………………………………... 24
Приложения………………………………………………………………… 25
ВВЕДЕНИЕ
Вторым (после романского) и завершающим стилем в разви¬тии средневекового искусства Западной Европы является готика.
Свое название готика получила позднее, в эпоху Возрождения, от германского племени готов (кстати, не имевшего ничего общего с данным стилем). В этом слове отразилось презрительное отношение последую¬щих поколений к готическому искус¬ству, считавшемуся варварским и диким. Но теперь мы знаем, что ис¬кусство готики необыкновенно выра¬зительно, прекрасно и совершенно.
Местом рождения готического стиля была Франция, оттуда он распространился по другим странам. Колыбелью готического искусства была провинция Иль де Франс, центр королевских владений. Если в романский период этот район отставал в своем художествен¬ном развитии от более передовых райо¬нов юга, то с началом объединения Фран¬ции роль его в политической и культурной жизни страны стала быстро возрастать. В XIII и XIV веках Париж стал одним из самых значительных центров европей¬ской культуры. Провинция Иль де Франс и прилегающие к ней области северной Франции были главными районами раз¬вития искусства готики.
Ведущая роль в изобразительном ис¬кусстве готического периода принадле¬жит Франции не только потому, что она является родиной готики. Французские соборы богаче, чем церкви других cтран, декорированы скульптурой, и система ее размещения продумана здесь более по¬следовательно. Нигде больше витражи не занимали такой гигантской площади и не играли такой огромной роли в укра¬шении храма. Париж был также уже в XIII, но особенно в XIV веке признанным европейским центром изготовления книги, и искусство миниатюры стояло здесь на исключительно высоком уровне. Приезжавшие во Францию на заработки многочисленные строители, каменщики, стекольщики, а позднее и миниатюристы проходили здесь выучку, результаты ко¬торой не могли не сказаться на их дея¬тельности по возвращении на родину. Таким образом, в той или иной мере влияние искусства Франции сказалось на всем развитии европейской готики.
Готическому стилю как направлению посвящено достаточное количество научных работ в искусствоведении. Однако, следует отметить, что большинство из них посвящены готической архитектуре, поскольку готика – это, прежде всего, храмовое искусство.
История изучения готического искусства начинается в XVIII – XIX веках. Еще в начале XVIII в. архитектор английского Класицизма К. Рен был убежден в арабском, «сарацинском» происхождении готи¬ческих соборов. Но уже Гёте считал их ярким выражением «германской души» («О немецкой архитектуре», 1772). Такого же мнения придерживались и все немецкие романтики. Их привлекала в готической архитектуре именно иррациональность, моподобность, «природоподобное богатство и бесконечность внутреннего формирования» , как отмечал Ф. Шлегель. Для Л. Тика знаменитый Страсбургский собор «... это дерево с его сучьями, ветвями и листьями, вздымающее свои каменные массы до самых туч... символ мой бесконечности».
Готическому искусство привлекает и современных искусствоведов – как зарубежных, так и российских.
Из работ современных зарубежных исследователей следует отметить книгу Р. Томана «Готика», в которой изложена история развития готики от первого взлета архитектуры во Франции до форм, которые приобретал этот стиль в различных странах Европы. Отдельные статьи посвящены истории развития конкретных форм готики в Англии, в немецкоязычных странах, в Италии, Испании, Португалии, в странах Северной и Восточной Европы. Также уделено внимание формам позднеготической архитектуры, сложившимся во Франции и Нидерландах. Ценным дополнением к обзору соответствующего исторического периода служат статьи, посвященные искусству витража и ювелирному делу, а также эссе, в которых идет речь о папском дворце в Авиньоне, о развитии городов и строительных работах в эпоху готики. Многочисленные иллюстрации, вошедшие в данную книгу, охватывают широкий спектр разнообразных форм, которые приобретала готика на протяжении всей своей истории.
Книга Э. Мартиндейла «Готика» также повествует о развитии этого направления в странах Западной Европы. Здесь есть отдельная глава, посвященная французскому готическому искусству. А. Кубе в работе «Готическое искусство» также делает упор именно на французскую готику.
Хотелось бы отметить еще книгу немецкого искусситтвоведа Б. Кляйна «Зарождение и развитие готической архитектуры во Франции и соседних странах».
Наиболее изучено готическое искусство, естественно, во Франции. Отметим следующие работы: Л. Гонс «Готическое искусство», Мишель «История искусства» (в этой книге есть интересная глава, посвященная готике), Коройе «Готическая архитектура». Существует еще работа немецкого искусствоведа Аю Эссенвайн-Хазек «Романское и готическое искусство». Но, к сожалению, перечисленные нами работы не были переведены на русский язык.
Отдельных работ, посвященных готической живописи, немного. Среди них отметим статью Э. Клуккерта «Готическая живопись», в которой он раскрывает особенности готической живописи и описывает развитие готического стиля в искусстве различных стран.
Что же касается отечественных исследователей готического стиля, то в нашем искусствоведении практически нет больших, объемных монографий, рассказывающих о развитии и становлении готического искусства. Следует только выделить труд К.М. Муратовой «Мастера французской готики ХII – ХIII веков» и монографию Н. Петрусевича «Искусство Франции XV – XVI веков», посвященную позднеготическому искусству. Но, в основном, гвотическое искусство рассматривается вместе с другими стилями и направлениями в различных пособиях по истории искусства [Х. В. Янсон, Э. Ф. Янсон «Основы истории искусств», «История искусства зарубежных стран. Средние века. Возрождение» (под ред. Ц.Г. Нессельштраус.), «История зарубежного искусства» (под ред. М.Т. Кузьминой и Н.Л. Мальцевой), Т.В. Ильина «История искусство. Западноевропейское искусство» и др.].
Данная работа посвящена готической живописи во Франции. Актуальность выбранной нами темы связана с тем, что, несмотря на большое количество работ, посвященных готическому искусству, практически нет отдельных исследований, в которых бы рассматривалась подробно именно французская готическая живопись.
Итак, цель данной работы – рассмотреть особенности французской готической живописи.
Задачи, которые были поставлены в ходе данного исследования, следующие:
- дать характеристику готического стиля как направления в искусстве;
- сделать общий обзор французского готического искусства;
- рассмотреть те направления в готической живописи, которые были характерны для Франции.