Номер: 68551
Количество страниц: 81
Автор: proffi61111
Диплом Формирование интереса к физической культуре у старших дошкольников, номер: 68551
2600 руб.
Купить эту работу
Не подошла
данная работа? Вы можете заказать учебную работу
на любую интересующую вас тему
Заказать новую работу
данная работа? Вы можете заказать учебную работу
на любую интересующую вас тему
- Содержание:
Введение……………………………………………………………………3
Глава 1. Психолого-педагогические основы формирования интереса к физической культуре у старших дошкольников ……………...9
1.1. Понятие интереса в психолого-педагогической литературе…9
1.2. Формирование интереса у старших дошкольников
к физической культуре…………………………………………….16
Вывод по главе 1…………………………………………………………26
Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование интереса у
старших дошкольников к физической культуре……………………29
2.1. Диагностика интереса у старших дошкольников к физической культуре (констатирующий эксперимент)………...29
2.2. Экспериментальное обоснование методики
формирования интереса к физической культуре у детей старшего дошкольного возраста (формирующий
эксперимент)………………………………………………………38
2.3. Результаты развития интереса к физической культуре у старших дошкольников (контрольный эксперимент)………….48
Вывод по главе 2…………………………………………………………56
Заключение……………………………………………………………….59
Список литературы……………………………………………………..62
Приложения………………………………………………………………68
Приложение 1…………………………………………………………….68
Приложение 2…………………………………………………………….69
Приложение 3…………………………………………………………….70
Приложение 4…………………………………………………………….71
Приложение 5…………………………………………………………….75
Введение
Актуальность исследования обусловлена тем, что именно в дошкольном возрасте формируются двигательные навыки, закладываются основы для их дальнейшего совершенствования, прививается интерес и любовь к физическим упражнениям.
Анализ проведенных исследований В.Н. Андросовой 7, Л.И. Божович 13, Н.Ф. Виноградовой 15, Л.А. Гордон 22, В.Г. Ивановой 27, Л.М. Маневцовой 36, Н.Г. Морозовой 37, Л. Островской 43, Г.И. Щукиной 58 по проблеме воспитания детей дошкольного возраста показывает, что особое значение в формировании личности дошкольника принадлежит развитию у них соответствующих интересов. Авторы отмечают, что чем младше ребенок, тем большую роль играет интерес в мобилизации его умственной активности, организации деятельности, стремлении к получению знаний. Значимость формирования у дошкольников интереса как важнейшего элемента их мотивационной сферы можно объяснить возрастными особенностями детей дошкольного возраста: непроизвольностью внимания, непреднамеренным характером запоминания, высокой эмоциональностью, недостаточной сформированностью волевых качеств. Возникший благодаря педагогическому воздействию интерес обостряет внимание, возбуждает творческое воображение, интенсифицирует логическую и эмоциональную память. Интерес способствует более быстрому, плодотворному восприятию материала, снимает утомление и тем самым способствует более эффективному усвоению знаний.
Дошкольная педагогика справедливо отмечает: то, что интересно и понятно детям, усваивается ими легче, быстрее и прочнее. Интерес к содержанию разучиваемых двигательных упражнений вызывает у детей эмоциональный подъем. В связи с этим повышается внимание, усиливается стремление выполнять задание качественно.
Таким образом, возникающие при обучении интерес, эмоции и связанное с этим сознательное отношение к своей деятельности является благоприятным условием для образования стойкого очага возбуждения и тем самым для достижения результатов.
Вопросы формирования позитивного отношения к деятельности, в том числе спортивной, рассматривали Ю.К. Бабанский 10, Л. Волошина 16, Л.В. Караманова 28, М.И. Лисина 34и др.
Проблема формирования интереса у детей к физической культуре рассматривалась в работах следующих исследователей: Л.Н Волошиной 17, Н.Н. Кожуховой 30, Л.И. Лубышевой 35, Т.Л. Ощепковой 45, Н.К. Смирнова 50 и др. Авторы отмечают наличие противоречия между значением формирование интереса детей к физической культуре и отсутствием или слабо выраженным интересом у детей к физической культуре.
В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения. Проблема формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточно сложна. Целью оздоровительной работы в ДОУ является создание устойчивого интереса в сохранении своего собственного здоровья и здоровья окружающих.
Совершенствование физической культуры детей дошкольного возраста приобрело особую значимость в связи с перестройкой образования в нашей стране. Это даёт ключевые позиции обновления детского сада – охрана и укрепление здоровья детей (как физического, так и психического), гуманизация целей и принципов образовательной работы с детьми, обеспечение преемственности между всеми сферами социального становления ребёнка.
Значение роли физической культуры в формировании и развитии социально активной личности признается специалистами педагогики физической культуры (В.К. Бальсевич [12], Л.Д. Глазырина [19], Виноградов П.А. [15], Волошина Л.Н. [16] и др.). Физкультурная деятельность определяется ими как процесс, обеспечивающий удовлетворение потребности детей в активном движении, направленный на развитие физических и других сторон личности, в том числе и на социальное развитие детей. При правильно организованных занятиях физическими упражнениями создаются благоприятные условия для воспитания положительных черт характера (организованность, дисциплинированность, самостоятельность, активность), нравственных качеств (честность, справедливость, чувство товарищества, взаимопомощь, умение заниматься в коллективе, бережное отношение к физкультурному инвентарю, ответственное выполнение поручений), а также для проявления волевых качеств (смелость, решительность, настойчивость в преодолении трудностей, уверенность в своих силах, выдержка и др.). Важно уже в дошкольном возрасте формировать у детей понимание роли физической культуры и интерес к ней.
В этом контексте обращение к формированию интереса к физической культуре - важная социально-педагогическая задача воспитания детей дошкольного возраста. Актуальность разрабатываемой проблемы вполне очевидна.
Цель настоящего исследования заключается в выявлении формирования интереса к физической культуре у старших дошкольников и апробации её на практике.
Достижение указанной цели предопределило постановку и разрешение следующих задач:
1) раскрыть понятие интереса, данное в психолого-педагогической литературе;
2) выявить аспекты формирования интереса старших дошкольников к физической культуре;
3) изучить методы формирования интереса к физической культуре у старших дошкольников;
4) изучить уровень интереса старших дошкольников к физической культуре;
5) апробировать методики формирования интереса к физической культуре у старших дошкольников.
Объект исследования: процесс приобщения старших дошкольников к физической культуре.
Предмет исследования: формирование интереса к физической культуре у старших дошкольников.
В работе использовался комплекс общепринятых методов исследования, включающих:
1.Теоретический анализ и обобщение данных научно-методической литературы.
2. Анкетирование.
3. Педагогическое наблюдение.
4. Беседа.
5. Метод изучения продуктов деятельности.
6. Педагогический эксперимент.
Метод теоретического анализа и обобщения данных научно – методической, общепедагогической, психологической и педагогической по дошкольному образованию литературы использовался с целью изучения состояния проблемы формирования интереса к физическим упражнениям у малоподвижных детей старшего дошкольного возраста. Основное внимание уделялось выявлению философских, психолого-педагогических аспектов проблемы формирования интереса, возрастных особенностей, путей формирования интереса у детей в сфере физической культуры и спорта.
Анкетирование родителей предполагало выяснение состояния здоровья ребенка, места физической культуры в жизни семьи, интересов.
Педагогическое наблюдение проводилось на всех этапах исследования с целью изучения как общих интересов детей старшего дошкольного возраста, так и интересов к физическим упражнениям, эмоционального состояния детей в процессе физкультурно-спортивной деятельности, а также при ее наблюдении детьми.
Метод беседы был использован с целью выявления интересов детей к двигательной деятельности. Беседа проводилась индивидуально в непринужденной обстановке. Были использованы прямые вопросы. При обработке ответов обращалось внимание на то, какие виды деятельности ребенок предпочитает, чем занимался перед беседой, любимые занятия в детском саду и дома.
Метод изучения продуктов деятельности (рисунки) был также использован для выявления интересов детей: к разным видам деятельности, двигательной деятельности. Детям предлагались темы для рисования: “Мое любимое занятие”, “Чем я люблю заниматься на физкультуре”. Работа проводилась индивидуально.
Решение задач, поставленных в исследовании, осуществлялось на протяжении трех месяцев с 25 июля по 25 октября 2009 года.
Первый этап – подготовительный (с 25 июля по 25 августа) предполагал теоретический анализ и обобщение данных научно-методической литературы по проблеме исследования, педагогическое наблюдение.
На основе анализа была поставлена цель и определены задачи исследования.
Второй этап – поисково-экспериментальный (с 25 августа по 25 сентября) заключался в изучении причин отсутствия или маловыраженного интереса у старших дошкольников к физической культуре. Для решения поставленных задач в августе – сентябре было обследовано 40 детей старшего дошкольного возраста. Экспериментальная группа (20 детей) и контрольная группа (20 детей), посещающих МБДОУ «Детский сад «Ключевской» Омского района Омской области.
Третий этап исследования (с 25 сентября по 25 октября) предусматривал анализ и интерпретацию данных педагогического эксперимента, описание результатов исследования.
Оценка эффективности методик формирования интереса к физической культуре у старших дошкольников определялась с помощью сравнения сдвигов показателей интереса контрольной и экспериментальной групп; по изменению сдвигов показателей интереса к физической культуре у детей старшего дошкольного возраста за период педагогического эксперимента.
Для реализации цели и задач определена база исследования – МБДОУ «Детский сад «Ключевской» Омского района Омской области.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.