355266 работ
представлено на сайте
Формирование фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР

Курсовая Формирование фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР, номер: 67658

Номер: 67658
Количество страниц: 33
Автор: proffi61111
780 руб.
Купить эту работу
Не подошла
данная работа?
Вы можете заказать учебную работу
на любую интересующую вас тему
Заказать новую работу
essay cover Формирование фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР , Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты формирования фонематических процессов в дошкольном возрасте 6
1.1. Современное понимани...

Автор:

Дата публикации:

Формирование фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР
logo
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты формирования фонематических процессов в дошкольном возрасте 6
1.1. Современное понимани...
logo
144010, Россия, Московская, Электросталь, ул.Ялагина, д. 15А
Телефон: +7 (926) 348-33-99

StudentEssay

buy КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ.
  • Содержание:
    Введение 3
    Глава 1. Теоретические аспекты формирования фонематических процессов в дошкольном возрасте 6
    1.1. Современное понимание фонематических процессов в научно-теоретической литературе 6
    1.2. Закономерности формирования фонематических процессов у детей дошкольного возраста 13
    Выводы по 1 главе 17
    Глава 2. Формирование фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР 18
    2.1. Общая психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития 18
    2.2. Общие признаки задержки психического развития 20
    2.3. Особенности формирования фонематических процессов у детей с ЗПР 23
    Выводы по 2 главе 30
    Заключение 31
    Список литературы 32

    Введение

    Проблема слабовыраженных отклонений в психическом развитии возникла и приобрела особое значение как в зарубежной, так и в отечественной науке лишь в середине XX в., когда вследствие бурного развития различных областей науки и техники и усложнения программ общеобразовательных школ появилось большое число детей, испытывающих трудности в обучении.
    В 50-60-х гг. эта проблема приобрела особую значимость, в результате чего под руководством М.С.Певзнер, ученицы Л.С.Выготского, специалиста в области клиники умственной отсталости, было начато разностороннее исследование причин неуспеваемости. Комплексное клинико-психолого-педагогическое обследование стойко неуспевающих учеников и анализ огромного массива данных лег в основу сформулированных представлений о детях с задержкой психического развития (ЗПР). Так появилась новая категория аномальных детей, не подлежащих направлению во вспомогательную школу и составляющих значительную часть (около 50%) неуспевающих учеников общеобразовательной системы обучения.
    Общим для всех детей с задержкой психического развития является отставание в психическом развитии во всех сферах психической деятельности к началу школьного возраста. Это выражается в замедленной по сравнению с нормой скорости приема и переработки сенсорной информации, недостаточной сформированности умственных операций и действий, низкой познавательной активности и слабости познавательных интересов, ограниченности, отрывочности знаний и представлений об окружающем.
    Дети отстают и в речевом развитии. Особенности речи детей с ЗПР раскрыты в работах многих исследователей, которые указывают на сложность речевой патологии, наличие комплекса речевых нарушений, сочетание различных дефектов речи: позднее возникновение периода детского словотворчества, затягивание периода функционирования неологизмов (Н.Ю.Борякова, Е.С.Слепович, Е.Ф.Соботович, Р.Д.Тригер), слабая речевая активность, бедность, недифференцированность словаря (А.Д.Кошелева, Е.С.Слепович, С.Г.Шевченко); недостаточная сформированность грамматического строя (Г.Н.Рахмакова, Е.Ф.Соботович, Р.Д.Тригер, Л.Ф.Яссман); низкий уровень ориентировки в звуковой действительности речи, слабое осознание звукового строения слова (С.Н.Карпова, С.М.Хорош, Е.В.Мальцева, Р.Д.Тригер).
    Отмечаются неполноценность не только спонтанной, но и отраженной речи (Г.И.Жаренкова), дефекты вербализации (В.И.Лубовский), недостаточная развернутость речевого высказывания (Н.Ю.Борякова), затруднения в построении предложений (Г.Н.Рахмакова). Помимо общих особенностей речи, свойственных большинству детей с ЗПР, ряд авторов указывает на специфические недостатки, встречающиеся лишь у определенной части детей данной категории (Ю.Г.Демьянов, В.А.Ковшиков, И.Ф.Марковская, Р.Д.Тригер, И.А.Смирнова).
    У детей с ЗПР отмечаются нарушения фонематических процессов. Развитый фонематический слух и восприятие являются необходимой предпосылкой для успешного овладения ребенком чтением, письмом и в целом служит непременным условием обучения грамоте. Р.Е. Левина на основе психологического изучения речи детей пришла к выводу о важнейшем значении фонематического восприятия для полноценного усвоения звуковой стороны речи. Состояние развития фонематического слуха в влияет на овладение анализом и синтезом звукового состава слова, что является необходимым условием для успешного обучения грамоте, а в дальнейшем - полноценного усвоения школьной программы в целом.
    На важность и необходимость своевременного формирования фонематического слуха и фонематических процессов указывали многие отечественные психологи и педагоги: Н.И.Жинкин, П.X.Швачкин, Л.Е. Журова, Д.Б. Эльконин. Несмотря на то, что разработкой методических рекомендаций по данному направлению занимались Г.А. Каше, Р.И. Лалаева, Л.Ф. Спирова, Т.Б. Филичева и Г.В. Чиркина и другие, вопрос эффективной организации процесса преодоления нарушений фонематических процессов у детей с задержкой психического развития остается актуальным.
    Таким образом, проблема развития речи у детей с задержкой психического развития рассматривается многими учеными, но все приведенные данные еще не составляют целостной картины нарушений фонематических процессов у детей с ЗПР.
    Цель работы – раскрыть особенности развития фонематических процессов у старших дошкольников с задержкой психического развития.
    Объект исследования – формирование фонематических процессов в дошкольном возрасте.
    Предмет исследования – особенности формирования фонематических процессов старших дошкольников с задержкой психического развития.
    Задачи работы:
     изучить современное понимание фонематических процессов в психолого-педагогической литературе;
     рассмотреть закономерности формирования фонематических процессов в дошкольном возрасте;
     рассмотреть общие признаки задержки психического развития;
     выделить особенности развития фонематических процессов у детей с ЗПР.
    Методы исследования: теоретические (анализ, синтез, обобщение психолого-педагогической литературы).
    Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
logo

Другие работы