Номер: 66568
Количество страниц: 82
Автор: proffi61111
Диплом Экспериментальная работа по развитию эмоционально-нравственной сферы детей старшего дошкольного возраста в ДОУ, номер: 66568
2600 руб.
Купить эту работу
Не подошла
данная работа? Вы можете заказать учебную работу
на любую интересующую вас тему
Заказать новую работу
данная работа? Вы можете заказать учебную работу
на любую интересующую вас тему
- Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы проблемы развития эмоционально-нравственной сферы детей старшего дошкольного возраста 7
1.1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования 7
1.2. Особенности эмоционально-нравственного развития в дошкольном возрасте 18
1.3. Организация работы по развитию эмоционально-нравственной сферы детей старшего дошкольного возраста 25
Выводы по 1 главе 42
Глава 2. Экспериментальная работа по развитию эмоционально-нравственной сферы детей старшего дошкольного возраста в ДОУ 44
2.1. Изучение уровня развития эмоционально-нравственной сферы детей старшего дошкольного возраста 44
2.2. Реализация комплекса мероприятий по развитию эмоционально-нравственной сферы личности детей старшего дошкольного возраста 61
2.3. Анализ результатов экспериментальной работы 72
Выводы по 2 главе 75
Заключение 76
Библиографический список 78
Приложения……..……………………………………………………………….84
Введение
Актуальность проблемы исследования определяется социальной и практической значимостью вопросов гуманизации и демократизации общества, важностью задач развития активной, творческой личности, способной к саморазвитию, самосовершенствованию.
В современной России, переживающей кризисные явления в политической, экономической и общественной областях жизни, а также среди значительной части воспитанников дошкольных учреждений обостряются межличностные конфликты, проявляются бездуховность, жестокость, отсутствие доброты, человечности, чуткости в отношениях, наблюдается асоциальное поведение, связанное с недостаточным развитием нравственной культуры. На протяжении многих лет наблюдалось отчуждение человека от подлинной культуры, национальных корней, традиции и ценностей. В связи с этим обострился кризис общественного сознания, выражающийся в усилении криминогенности общества, росте преступности, в том числе и детской.
Ослабление внимания государства к вопросам нравственного воспитания приводит к изменению психологии детей. Социологические исследования подтверждают ориентацию большинства детей на материальные блага, а не на духовные ценности. Источник возникновения этих тенденций следует искать не только в специфике социально-экономического устройства, но и в недостатках нравственного воспитания учащихся, в слабом формировании ценностных ориентаций в образовательном процессе.
В настоящее время происходит изменение образовательных парадигм, что отражено в нормативных документах: Закон РФ «Об образовании», ст. 18; Конституция РФ ст. 55 п. 3; Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ ст. 5 п.1; Конвенция о правах ребёнка. В «Программе развития воспитания» подчёркивается, что в современных концепциях и программах воспитания должны быть «выделены ценности активной социокультурной жизни, личного и национального достоинства, общекультурной и профессиональной компетентности, культуры гражданства, семьи, ответственности перед собой и другими».
В большинстве ДОУ нашего государства воспитательная работа организована не на должном уровне. Часто отсутствует система в организации и управлении воспитательной деятельностью, воспитательные цели и задачи не учитывают интересов дошкольников, а основой их поведения не всегда являются духовные ценности. В формировании нового человека исключительно велико значение нравственного воспитания. Вся воспитательная работа должна строиться на основе неразрывного единства знаний, убеждения и действия, слова и дела.
Если в воспитании детей данного возрастного периода упущено что-то существенное, то эти проблемы, даже если они не замечены в дошкольном возрасте, обязательно скажутся в подростковом возрасте. В этом случае придётся иметь дело с процессом не только воспитания, но и перевоспитания, что значительно сложнее. Причины и источники многих успехов и неудач в воспитании детей дошкольного возраста надо искать в реальном процессе воспитания ДОУ.
Дошкольный возраст является периодом становления личности, интенсивного формирования эмоционально-нравственных основ ее культуры (Л.С. Выготский, Л.И. Божович, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.).
Нравственное развитие тесно связано с развитием эмоциональной сферы и является одной из центральных линий психического развития дошкольника. При переходе от раннего к дошкольному возрасту изменяется содержание эмоций, а также их место и роль в структуре деятельности (А.Д. Кошелева, Я.З. Неверович, Л.Н. Стрелкова, Т.П. Хризман и др.). Развитие эмоциональной сферы ребенка и воспитание на этой основе его чувств являются первостепенной задачей, «не менее, а в каком-то смысле даже более важной, чем воспитание его ума» (А.В. Запорожец).
Актуальность исследования определяется важностью дошкольного возраста для психического развития и социализации детей, становления их личности; ограниченным количеством данных об эмоционально-нравственном развитии дошкольников; недостаточным научным обоснованием методов эмоционально-нравственного воспитания; отсутствием методических рекомендаций по эмоционально-нравственному развитию.
Цель исследования – теоретически обосновать и экспериментально проверить комплекс мероприятий по развитию эмоционально-нравственной сферы детей старшего дошкольного возраста в ДОУ.
Объект исследования - развитие эмоционально-нравственной сферы личности в старшем дошкольном возрасте.
Предмет исследования – комплекс мероприятий по развитию эмоционально-нравственной сферы детей старшего дошкольного возраста в ДОУ.
В основу исследования была положена следующая гипотеза: процесс формирования эмоционально-нравственной сферы детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ будет эффективным, если будет разработан и реализован комплекс мероприятий по развитию эмоционально-нравственной сферы.
Задачи исследования:
1. проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме эмоционально-нравственного развития детей;
2. изучить особенности эмоционально-нравственного развития дошкольников;
3. выявить уровень развития эмоционально-нравственной сферы детей старшего дошкольного возраста;
4. разработать комплекс мероприятий по развитию эмоционально-нравственной сферы детей старшего дошкольного возраста в ДОУ;
5. экспериментально проверить эффективность проведенной работы.
Методы исследования: анализ литературы по проблеме исследования; наблюдение за детьми; тестирование; анкетирование; эксперимент; количественный и качественный анализ результатов.
Исследование проводилось в три этапа:
Первый этап (ноябрь 2009 – январь 2010) - изучение психолого-педагогической и научно-методической литературы по проблеме исследования, ее обобщение и теоретический анализ; постановка целей и задач, формулирование рабочей гипотезы исследования.
Второй этап (февраль-декабрь 2010) – разработка и реализация комплекса мероприятий по повышению уровня развития эмоционально-нравственной сферы детей старшего дошкольного возраста.
Третий этап (январь-февраль 2011) – уточнение диагностического инструментария, проведение анализа, обобщения, систематизации и описания полученных результатов.
Базой исследования является МДОУ ЦРР детский сад №73 г. Челябинска. Количество детей старшего дошкольного возраста – 22 человека.
Структура и объем исследования: квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, содержащего 60 источников, и приложений; объем исследования – 84 страниц, включая приложения.
Другие работы
390 руб.
390 руб.